МАГОМЕДОВ К.М. ИСЛАМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ. ОПЫТ ЕВРОПЫ

Ключевые слова: , , , ,


МАГОМЕДОВ К.М. ИСЛАМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ. ОПЫТ ЕВРОПЫ


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2012/05/358 (дата обращения: 13.07.2023).

Ислам и Политика. Кажется, актуальней темы на сегодня не найти.  Действительно, заглянув краем глаза в интернет, газеты, телевизор, на федеральные, региональные, иностранные  и в том числе европейские каналы, обязательно одна из тем, так или иначе, затрагивает ислам или мусульман, про политику я уже не говорю, это естественно. Иногда и  вправду кажется, что со всех сторон и отовсюду запущенна намеренная, ангажированная под определенным углом информационная атака, на тебя, как на пользователя интернета, постоянного читателя общественно-политических и не только, журналов и газет, да и вообще как на гражданина. Другое дело, извлекать из этой информационной массы суть и факты, что действительно порой непросто, которые хотят донести, хотя не всегда и не все,   журналисты, общественные деятели, политики и простые граждане. И окунувшись в эту информационную среду, упускаешь важные детали реальной жизни мусульман, порой  отличающихся от тех, которые постоянно транслируются в отечественных  телевизионных эфирах. А из деталей как известно и складывается общая картина. Понятно, что Ислам давно приобрел мировые машстабы и соответственно к нему проявляют всё больший интерес как религии. Однако, к огромному сожалению, этот интерес проявляется исключительно в связи с различными негативными событиями, в которые бывают вовлечены самые разные исламские деятели и группировки в мире.

То есть, интерес проявляется  в большинстве случаев не к морально-этическим или доктринальным аспектам Ислама, а исключительно к его политической составляющей и к доктрине исламского джихада. Различных аналитических статей о «политическом» Исламе, религиозном терроризме, бунтах и революциях в прессе различных стран написано очень много. Однако до сегодняшнего дня невозможно получить информацию о различных исламских учениях, в которых была бы отражена такая актуальная проблема, как, например, отношение Ислама к возможности бунтов и восстаний против действующих в различных странах властей.

Временами становиться непонятно, то ли люди в нашей стране иногда не совсем правильно воспринимают информацию и доверяют анализам и суждениям всех событий, так или иначе связанных с религий  и политикой «псевдоэкспертам» и завуалированным агитаторам , то ли  СМИ искажают факты.  Лично я, склоняюсь больше к первому варианту, на собственном (эмпирическом) опыте. Конечно, СМИ не кристально чисты, как и в любой стране. Было бы довольно глупо полностью доверять федеральным каналам, сайтам и определенным радиостанциям. Есть и интернет-издания/передачи на телевидении, стабильно ангажирующие те или иные политические события в определенную сторону. Но зачастую глупость людей поражает больше, чем шокирующие события происходящие в нашей стране.  К примеру, один из моих давних друзей, после терактов  в метро на Лубянке  и Парке Культуры, во время общения по интернету, начал обвинять Ислам как таковой, ссылаясь на утверждения одного из радикально настроенных мусульман, отписавшийся на форуме, что все мол сделано правильно да по заслугам, а также, что Ислам сам по себе подразумевает Джихад, неважно каким образом. После скинул ссылку, на страничку в социальной сети одного из бывших студентов  ведущего российского ВУЗа, в статусе которого было написано следующее: «вечная память нашим сестрам отдавшим сегодня свою жизнь во благо Аллаха, зачистка прошла удачно».  В ответ  я попытался переубедить, аргументируя тем, что это не более чем продуманная провокация, а настоящий Ислам- религия добра и мира. Короче говоря, произошел небольшой диспут, который закончился тем, что я элементарно привел в пример себя, добавив мысль о том, что если б использовал и придерживался таких методов распространения Ислама, то вряд ли бы жил столько лет в Москве. После  этого у друга пыл поутих, ну и спустя время он наверняка все осознал. Однако, этот инцидент заставил меня еще раз хорошенько задуматься, об значимости СМИ, религии, политики и агитации, в нашей повседневной жизни. Ведь никогда человек не способен полностью понять и осознать то, что его не трогает, не волнует и  не касается. Тут почему-то сразу вспоминается большая часть нашей политической элиты и их отношение к остальным нашим соотечественникам, и уровень разрыва,  который не намекает, на определенное отношение, а просто его констатирует. Но всё же это немного другая тема, хотя политическая элита и религия, как ни как, взаимосвязанные составляющие. Без должного внимания политическая элита утрачивает связь с религией, его официальными представителями и наоборот.

В общем большее из вышесказанного еще раз подтверждает, что существует устойчивая традиция искаженного восприятие об Исламе и мусульманском сообществе.

Для того, чтобы начать анализировать  ислам и политику в современной России и сделать определенные выводы, нельзя пренебречь опытом других стран в этой области. Логично, что в первую очередь рассмотрим и сравним опыт Европы, так как она и является примером для подражания  в политике, экономике  и культуре, – так уж сложилось исторически.

Итак если начать хронологически и не опускаться в средневековье, хотя об этом тоже нужно будет упомянуть, то можно сказать, что мусульманская проблема возникла в Западной Европе в результате миграционных процессов, происходивших после Второй мировой войны. Особенно с 70-ых гг., под воздействием законов рыночной экономии, диктовавших необходимость завоза дешевой иностранной рабочей силы.

Таким образом Великобритания стала прибежищем выходцев из Индии и Пакистана; во Франции значительно увеличилось представительство алжирцев и марокканцев. Германия пополнилась мигрантами из Турции, с которой страну связывали союзнические отношения в период Первой мировой войны и нейтрально-доброжелательные практически до конца Второй мировой.

В настоящее время в Европе проживают 53,7 миллиона мусульман, из которых 15,9 миллиона – в границах Европейского Союза (ЕС). Это данные Центрального института Исламского архива Германии (Zentralinstitut Islam-Archiv-Deutschland (ZIAD)), располагающегося в немецком Сусте (Soest). Институт использует сведения посольств европейских государств в Германии. По данным Института из приблизительно 680 миллионов европейцев 7,9 процентов составляют мусульмане. На ЕС приходится доля примерно 3,2 процента. Сравнить с более ранними данными института невозможно, поскольку в этом исследовании впервые учтены и небольшие европейские страны, сообщает немецкое протестантское новостное агентство «Idea».Россия (25 миллионов), европейская часть Турции (5,9 миллионов). Франция (5,5 миллионов), Германия (3,3 миллиона), Великобритания (1,5 миллиона), Болгария (1,1 миллиона), Италия и Нидерланды (по 1 миллиону), Австрия (350 000 мусульман), Швейцария (330 000 мусульман). Мусульмане составляют большинство населения Турции, Албании (2,1 миллиона) и Боснии и Герцеговины (2 миллиона). Незначительное число мусульман есть в Андорре (400), Латвии (380) и Исландии (321). Из 494,7 миллионов граждан ЕС 224,5 миллиона принадлежат римско-католической церкви, 115 миллионов являются «атеистами», 57,8 миллиона – протестантами, 39 миллионов – православными, 15,9 миллиона – мусульманами и 1,5 миллиона – иудейского вероисповедания. Источник: Reformatorisch Dagblad.

Из трех поколений мусульман, живущих в Европе, первые два в основном пытались интегрироваться в европейское общество, а представители последнего чаще всего сохраняют свою этно-религиозную идентичность и стремятся проживать отдельно от местного населения. Существует обособленность мусульманских общин из разных стран. Арабы сторонятся турок, турки- курдов, шииты – суннитов, белые мусульмане – черных. Внутри национальных общин существует расслоение племенное, клановое, и земляческое.  Интернациональными становятся только исламистские сообщества, члены которых могут отвергать свою принадлежность к странам, из которых они приехали, считая их неистинно    исламскими. Это явления хорошо описывается концепцией детерриториализацией ислама.

Мусульманские общины в Европе, которые  недостаточно интегрированы и выпадают из юрисдикции местных правительств, представляют большой интерес для исламистов. Поэтому на ряду с легальными формами политической деятельности, часть мусульман, руководимых исламистами, связанна с террористической  деятельностью как в самой Европе, так и за её рубежами. Финансирование этой деятельности осуществляется из-за рубежа и на средства, собираемые среди иммигрантов.

Думаю, для более цельного восприятия ситуации в Европе, стоит также затронуть их опыт

в области ассимиляции и интеграции.

Европейская политика ассимиляции в целом состоит в создании условий для интеграции иммигрантов с сохранением их культурной идентичности.

В этом плане интересен опыт Франции, в которой политика ассимиляции иммигрантов имела достаточно радикальный характер, отражая наследие французской буржуазной революции. Для этой страны ислам имеет особое значение, так как он является второй после католицизма по численности религией. Сместив протестантство на третье место.

Ключников Б.Ф. отмечает, что из-за проблем европейского мусульманства под угрозой находятся три основные концепции французской истории общества: светскость, гражданственность, равенство. Основой светскости служит закон об отделении церкви от государства, относящийся ко всем религиям. Принцип гражданственности предполагает распространение на иностранцев, тех жизненных ценностей на которых зиждиться французская нация. Предполагается, что Франция должна быть едным гражданским обществом, а не совокупностью народов и религий.

Принцип равенства предполагает предоставление мусульманам не только равных прав и возможностей для интеграции в общество, но и равные обязанности.

Предполагалось, что сохраняя религиозную идентичность, что мусульмане смогут приобрести общефранцузскую идентичность. Но это не получается, так как основная часть мусульман сохраняет мусульман как образ жизни, интегрирующий религию, этику, семейные ценности. Частично усваивая ценности секулярной французской культуры, они не хотят терять свою исламскую идентичность.

В связи с тем, с непринятием «европейского образа жизни», а также с увеличением преступности иммигрантов из мусульманских стран, в Европе временами поднимаются исламофобские настроения.

Европейская исламофобия имеет исторические корни. В этой связи стоит вспомнить идеи французского историка, филолога-востоковеда, Э. Ренана( 1823-1892) о мусульманском исламе. В духе гегелевского историзма Ренан пишет о том, что история человечества представляет собой единый процесс, в котором, сыграв свою ограниченную роль, конкретные народы и цивилизации становятся препятствиями на пути всемирного прогресса. Сравнивая европейцев и мусульман, Ренан приходил к выводу о полной противоположности мусульманского Востока современному европейскому обществу, о превращенной форме его культуры, истории и даже – о его чуждости человеческой природе. В отличии от О. Конта, надеявшегося на естественное слияние христианского и мусульманского миров на базе позитивизма и « религии человечества», Ренан выражал в своих сочинениях позицию, не склонную к компромиссу. Выжить может либо ислам, либо европейская наука. При победе ислама всемирная цивилизация не сможет реализовать свою великую идеальную цель.

Наследие Ренана явно не забыто во французском обществе, где уже в другую эпоху его пожелание « смерти ислама» поддерживают те, кто призывает объявить войну « новому исламистскому фашизму». Такие призывы могут привести к гражданским войнам, этническим чисткам, борьбе за расовую чистоту. Хотелось бы надеяться, что европейцы не утратят столь выстраданные ими толерантность, уважение к другим культурам и религиям, способность к диалогу с ними.

Теперь, уже совершив краткий обзор возникновения  ислама и его нынешнего значения в Европе, с тем самым получаем возможность непосредственного сравнения двух регионов и можно с легкостью перейти к  политическому исламу в России и его специфики.

В ходе повествования, нельзя не упомянуть тысячелетнюю истории монархической России и семидесяти четырех летнее существование России в форме СССР.  Нельзя также игнорировать евразийский характер, наличие в её составе представителей разных цивилизаций, прежде всего христианской и исламской. Не случайно, что новая Россия оказывается неспособной решить старые и создает новые конфликты с мусульманскими обществами вне  и внутри России.

Поверхностно усвоенные выводы западных философских, социологических и политических теорий наложились  на принципиально нефилософское, по существу религиозно-мифологическое мировоззрение российских марксистов. В этом, несомненно сказалось и то обстоятельство, что на рубеже 19-20 веков, религиозная и философская жизнь России была особенно наполнена апокалипсическими предчувствиями, ожиданиями конца мировой истории, понимаемого как конец западной цивилизации.

В православной России много веков ислам воспринимался как опасное антихристианское явление, в контакты с которым можно вступать только в крайних случаях. В таких случаях его необходимо обелить, доказать, что с ним можно иметь дело. Большевики же пытались доказать существование революционного потенциала ислама в форме панисламизма, его антиимпериалистическую направленность. Однако такое обращение с исламом накладывало на тех, кто вступал с ним в контакт, некую печать связи с инфернальным миром, за что в дальнейшем можно было поплатиться. Поддерживаю точку зрения суть которой что  и не может служить разменной картой в политической игре. Инструментальный подход к нему обречен на неудачу. В политической игре неизбежно наступает момент, когда ислам из средства превращается в самоцель. Именно такой поворот событий европейское, российское и марксистское сознания всегда воспринимало как потрясение основ.

Олег Осетинский полагает, что  сегодня мусульмане и христиане вместе в Европе ужиться не могут, так как у них взаимоисключающие принципы жизни. Нужно реабилитировать понятия национализма, расизма, и ксенофобии, а также отбросить как непригодные, для мусульман, понятия прав человека, гуманизма, демократия и политкорректности.

Предполагается, что российская политическая и культурная элита, не осознает существование этой проблемы и не способна к серьезному диалогу с мусульманским обществом. «Надо учитывать, – полагает Л.Р. Сюкияйнен, – и то, что российский ислам –

это ислам, существующий в немусульманской среде, где к нему часто относятся с настороженностью, недоверием, а т и открытой враждебностью. Российскому обществу недостает объективных знаний об исламе и достижений исламской культуры, особенно современной. Здесь до сих пор преобладают поверхностные, зачастую искаженные представления, мешающие налаживанию межконфессиональных отношений, разрешению национально-этнических конфликтов, имеющих религиозный подтекст». Однако, без изменения позиции российской элиты, то есть без отказа от идеи абсолютности христианства(православия), без признания цивилизационного плюрализма современного мира, без отказа от европоцентристской ориентации и непрестанных обозначений России как русского общества – современную Россию может ожидать участь СССР – дальнейшее разложение и катастрофический распад государственности. Современная православно-мусульманская Россия не может существовать как либерально-демократическое общество.

Сюкияйнен предлагает не только использовать нравственный и политический потенциал ислама в развитии российской светской государственности, но и использовать мусульманское право в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации для регулирования мирских отношений между мусульманами. Мусульманское право способно определять правовые рамки и служить критерием справедливости политической деятельности мусульман.

Политико-правовая культура ислама мало известна россиянам, воспринимающим ислам как духовность и политическую силу, несущую угрозу обществу. Пока еще не сформирована четкая и последовательная позиция государства по отношению к политико-правовым основам ислама. Государства преимущественно в лице правоохранительных органов и силовых структур чаще всего с опозданием реагирует на политические проявления ислама, воспринимая их как заведомо подозрительные и опасные. Примером этому может служить наша ситуация в ряде республик Северного Кавказа, но об этом чуть подробнее упомяну в заключении. Такой ограниченный подход государства к исламу не дает возможность использовать его позитивный политический потенциал.

Борьба с исламским экстремизмом, при всей её сложности и актуальности, не должна заслонять более широкую картину неизбежно происходящего включения ислама в политическую жизнь российского общества. Сложнейшая задача, стоящая перед российским государством и обществом, состоит  в том, что бы перейти от бесперспективного вытеснения ислама из политического процесса к поиску способов использования позитивного духовного и институционального потенциала ислама для развития демократического светского политического режима, укрепления государства и права.

Если говорить о перспективе мусульманского фактора в России, то стоит отметить, что для России решении мусульманской проблемы связано с вопросом о её выживании в качестве целостного государственного образования. Вместе с тем, без последовательноно решения собственных мусульманских вопросов Россия не сможет создать нормальные отношения и с соседними мусульманскими обществами. Мусульманская проблема способна ускорить дезинтеграционные процессы, так как ни в дореволюционном обществе, ни в Советской России она не получили своего принципиального решения. Существует по отношению к исламу негатив в современной России, имеющий три источника: 1) дореволюционную российскую христианскую культуру, 2) марксисткую идеологию и практику, 3) европоцентризм западного христианского буржуазного общества.

Что бы не повторить драматический опыт Югославии, российская культура должна изменить свою позицию по отношению к мусульманскому обществу и исламу и прежде всего отказаться от христианского метанарратива, признать цивилизационный плюрализм современного мира и толерантно относиться к различным нарративам.  К примеру, публицист А. Проханов даже полагает, что мусульмане сейчас – пассионарная сила в России, настоящий двигатель истории. Только он еще сопротивляется навязыванию американского образа жизни.

Стоит отметить, что сейчас Россия имеет статус наблюдателя в ОИК- организация исламская конференция и вступление в ОИК по мнению Малашенко А.В, является символом диверсификации Россией внешней политики, которая прежде была односторонне ориентирована на Запад, игнорируя мусульманское направление ислама в российской внешней политике.

Надо считаться с тем, что российское общество состоит не только из славян, исповедующих православие. Важную часть этого общества составляют народы, относящиеся к мусульманской цивилизации. Вся Россия в целом должна идти к демократии, однако каждая её часть должна найти свой путь к демократии, основываясь на собственном культурном наследии.

В заключении хотел бы обобщить вышеперечисленное и высказать свою точку зрения. Думаю отечественная политическая элита уже задается вопросами будущего российского ислама, так как не считаю её(элиту) полностью безнадежной. Совершенно точно могу сказать, что есть у нас специалисты, эксперты, филологи-востоковеды, которые способны помочь и посодействовать ликвидации безграмотности большей части нашего населения, по отношению к исламу. Но если та самая элита и вместе с тем руководство страны, что немало важно, проявит инициативу и политическую волю, чего часто не хватает нашей власти, то полагаю ситуация заметно улучшиться. В принципе не считаю, ситуацию с исламом критической. Есть определенные проблемы с регионами, но не в целом по стране.Что касается регионов, нельзя не упомянуть Северный Кавказ, который официально считается Меккой террористических банд-формирований и исламских фундаменталистов. Не секрет, что на Кавказе распространены и активно внедряются в сознания молодых людей ортодоксальные идеи ислама, которые не всегда являются истинными. Механизмы  тоже общеизвестны: обычно это  финансирование из некоторых мусульманских стран (Саудовская Аравия), как в случае с исламскими радикалами в Европе, но там другая специфика.

Итак, что я хотел дополнить о чем не досказал в основной части творческой работы, так это  о том, что Государства преимущественно в лице правоохранительных органов и силовых структур чаще всего с опозданием реагирует на политические проявления ислама, воспринимая их как заведомо подозрительные и опасные. Такие случаи уже давно перестали быть редостью,например, в Дагестане, где как известно, большая часть населения исповедует ислам. И людям там не с проста кажется, что их именно поэтому и притесняют. Не продуманная государственная политика, уходящая своими истоками в середину девяностых, события которых стали известны на весь мир,имеется ввиду первая и  в последствии вторая «Чеченская компания», может послужить плохим примером для соседних Северо-кавказских республик. А должна служить, хорошим примером, для наших властей, что бы в будущем не допускать таких ошибок. Основная ошибка заключается в том, что представители власти, правохранительные органы, иногда превышают должностные полномочия  с лицами которыми на их взгляд кажутся подозрительными, без должных на то оснований, непричсастного к делу человека могут посадить в машину и забрать в неизвестном направлении или убить в ходе спец.операции.

Большинство отечественных и зарубежных информагенств впечатлил, прошедший в конце ноября, в центре Махачкалы митинг против похищений людей. Около пяти тысяч семисот человек с поминутной частотой скандирующие «Аллаху Акбар!», вряд ли кого оставили равнодушным. Митингов по поводу похищений людей только за минувшие 3 года в республике было не менее полутора десятка. Однако последний затмил все предыдущие: и своей массовостью, и обилием громких, порой чрезвычайно жёстких речей. Предпоследний митинг – 21 ноября у аварского театра – как оказалось, был лишь репетицией.

Уже на следующий день Магомедсалам Магомедов, президент РД, провёл оперативное совещание Координационной комиссии по обеспечению правопорядка в республике. Тема – действия сотрудников силовых структур во время митинга и, отдельной строкой – рассмотрение каждого случая похищения людей в Дагестане. По итогам встречи решено сформировать межведомственную группу по обеспечению правопорядка и расследованию фактов похищения людей. Группа будет тесно взаимодействовать с родственниками похищенных людей. А в минувшую среду организаторы последнего митинга провели пресс-конференцию, на которой ответили на вопросы журналистов. Их общее мнение заключается в следующем: «Чем скорее власти предпримут шаги по недопущению случаев похищения и внесудебных расправ, тем быстрее наступит порядок, согласие в обществе». А по поводу сравнения последних событий с революциями в арабских странах адвокат Зиявудин Увайсов отметил, что митингующие не требовали свержения конституционного строя. И поэтому, уверен адвокат, подобные сравнения неуместны.

Будем надеяться, что обещания данные лично президентом республики и меры принятые  для не допущенния подобних случаев, в будущем будут действительно эффективны, а не простое «замазывание дыр».

Хотел бы разъяснить, почему выбрал именно ситуацию с Кавказом. Небезизвестно, что данный регион является наиболее проблемеым в этнополитическом плане,а связь и усиление радикальной формы религии здесь, могут обернуться весьма плачевно для нашего государства. Так как религиозный фактор, усиливает антогонистическое  начало конфликта. Поэтому считаю целесообразным, обратить внимание имеено на этот регион, что бы наладить межкультурный и межконфессиональный диалог в современной России.

Список литературы.

  1. Развитие мультикульурной образовательной среды международного классического университета Ю.М.Почта
  2. http://www.ng.ru/ideas/2008-03-20/10_shariat.html – Спасет ли шариат Европу
  3. http://ria.ru/authors/20111026/471158480.html – как не спутать фундаментализм с исламом
  4. Ислам в европе(википедия) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC_%D0%B2_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5
  5. http://www.chernovik.net/news/469/News/2011/12/02/12854 – Здравый смысл или танки?


Все статьи автора «Камиль Магомедов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: