ГЕЛЯХОВА Л.А. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ


ГЕЛЯХОВА Л.А. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2012/10/513 (дата обращения: 29.09.2017).

В сфере финансовой деятельности публично-правовых образований важным аспектом является необходимость снижения финансовых рисков и возможных неблагоприятных последствий принятия решений о расходовании публичных средств. В связи с этим научный интерес представляет правовая регламентация исполнения расходных обязательств в контексте обеспечения эффективности публичных расходов.

Расходные обязательства тесно взаимосвязаны с бюджетными обязательствами. Так, расходные обязательства становятся бюджетными обязательствами с даты вступления в силу федерального закона (решения) о бюджете на следующий финансовый год, в котором закреплены соответствующие расходы. Иными словами, бюджетные обязательства – это законодательно закрепленные в финансово-плановом акте расходные обязательства[1].

В рамках расходных обязательств выделяют публичные и публичные нормативные обязательства.

Так, к публичным обязательствам относят возникающие на основе закона, иного нормативного правового акта расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

В свою очередь, публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

При этом к публичным нормативным обязательствам не относятся обязательства по осуществлению выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также статусом лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

В целях надлежащего контроля за осуществлением расходных обязательств на органы государственной и муниципальной власти возложена обязанность по ведению в установленном соответствующим исполнительным органом порядке реестров расходных обязательств и их представлению в вышестоящий орган исполнительной власти.

Расходные обязательства муниципального образования составляют обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета муниципального образования.

Их возникновение тесно связано со следующими обстоятельствами:

1) принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые, в соответствии с федеральными законами, вправе решать органы местного самоуправления, а также заключение муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

2) принятие муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

3) заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, за исключением расходных обязательств, принимаемых и исполняемых при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В этом случае расходные обязательства исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом, как и в случае с субъектами Российской Федерации, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике 2011–2013 годов» отмечено, что новые расходные обязательства должны приниматься только и на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений[2].

Необходимо отметить, что понятию «расходные обязательства» в юридической науке уделено недостаточно внимания, что является не вполне заслуженным.

В ст. 6 БК РФ закреплено общее понятие бюджетных обязательств – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

На основе анализа федерального и регионального законодательства, а также нормативно правовых актов местного самоуправления можно назвать следующие признаки расходных обязательств муниципального образования:

1)     расходные обязательства муниципальных образований реализуются исполнительными органами местного самоуправления в целях предоставления средств физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права;

2) реализацией расходных обязательств муниципального образования осуществляется выполнение вопросов местного значения[3];

3) реализация расходных обязательств за счет предоставленных средств из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основе реестра в целях осуществления контроля в форме мониторинга за расходованием названных средств[4];

4) реализация расходных обязательств муниципальных образований связана с обязанностью органов местного самоуправления осуществлять конкретный вид расхода[5];

5) расходные обязательства муниципальных образований осуществляются на основе нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления на финансирование расходов.

Названные признаки позволяют определить расходные обязательства муниципального образования как обязанность органа местного самоуправления осуществлять расходование средств из местных бюджетов на реализацию вопросов местного значения, осуществление государственных полномочий, иные расходы с использованием реестра в целях осуществления контроля за предоставлением средств исполнительными органами местного самоуправления физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права.

 


[1] Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. 792 с.

[2] См.: Пенсия. 2010. № 7, июль  (извлечения)  // СПС «КонсультантПлюс» (дата доступа :2010 г.).

 

[3] См.: Постановление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 30 июня2009 г. № 1851 «Об утверждении Порядка (методики) расчета объемов расходов бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» на реализацию расходного обязательства «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа» //  Йошкар-Ола. 2009. 15 июля.

[4] См.: Приказ Министерства управления финансами Самарской области от 15 января2008 г. № 01-21/03 «О Порядке представления реестров расходных обязательств муниципальных образований Самарской области» // Волжская коммуна. 2008. 23 янв.; 2010. 30 марта; Постановление Правительства Камчатского края от 22 марта2010 г. № 126-П «Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, по проезду на автомобильном транспорте общего пользования городского сообщения в Камчатском крае» // Официальные ведомости.  2010. 30 марта; Постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 15 марта2010 г. № 699 «Об установлении расходных полномочий Петропавловск-Камчатского городского округа по финансированию расходов на содержание органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа» // Град Петра и Павла.  2010. 19 марта.

[5] См.: Закон Республики Ингушетия от 28 апреля2000 г. № 11-РЗ (с изм. на 14 января2003 г.) «О взаимоотношениях между республиканским бюджетом и местными бюджетами в Республике Ингушетия» // Ингушетия. 2000. 17 авг.; Решение Представительного Собрания Междуреченского муниципального района от 23 декабря2010 г. № 79 (в ред. от 28 ноября2011 г.) «О бюджете района на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»; Решение Вологодской городской Думы от 22 декабря2009 г. № 212 (в ред. от 24 декабря2010 г.) «О Бюджете города Вологды на 2010 год» (принято Вологодской городской Думой 22 декабря2009 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата доступа: янв.2010 г.).



Все статьи автора «Leyla»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: