Участие молодежи в общественно-политической жизни общества представляет интерес, как с точки зрения ее собственного развития, так и ее роли в воспроизводстве политической структуры всего общества. Согласно данным Росстата, численность молодежи на 2011 год равняется 39,6 миллиона, что составляет четвертую часть населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет.[1]
Реализуя свои общественно-политические интересы, цели и идеалы, молодое поколение вливается в общественно-политическую структуру общества и способствует ее воспроизводству, определяет характер общественно-политического развития общества на многие годы вперед.
После распада СССР в 1991 году, начался новый этап в развитии государства. Основной задачей власти было перестроение государственного строя, переход к рыночной экономике, развитее парламентаризма, государственности, что привело к тому, что молодежь осталась вне поля зрения политических организаций.
Как отмечает в своей работе Г.Б. Рябова: «Исследователи начали писать об аполитичности молодежи. Сам же факт незаинтересованности молодежи политикой устраивал и властные структуры и формировавшиеся в тот период партии, поскольку освобождал их лишних проблем. Молодежь стала рассматриваться в большей степени как демографическая категория, о которой вспоминали только в ходе избирательной компании»[2]
«Принципиально роль молодежи в политике начала меняться при приходе к власти В.В. Путина. Именно с этого периода начинается возрастание интереса к молодежной политике»[3]
По мнению исследователя Т. Становой «2005 год стал рекордным по появлению в России молодежных организаций. Молодежь привлекают и правые, и левые, и Кремль, и «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Конкуренция на рынке молодежных организаций резко ужесточилась. Все это является следствием «цветных революций» в Грузии и Украине, где именно молодежь стала «ударной силой» улиц»[4]
Политическими партиями предпринимаются определенные меры по повышению политической активности молодежи. И именно одной из мер является создание молодежных организаций, которые будут поддерживать продвигать и продолжать намеченный политический курс.
Наиболее активную работу в этом направлении ведут молодежные организации, созданные при поддержке властей.
Данный вывод был сделан на основании научного исследования проведенного с целью изучения деятельности проправительственных молодежных организаций в современной России в целом и в г. Томске.
Для определения качества работы политических организаций по отношению к молодежи г. Томска, было проведено анкетирование. Метод анкетного опроса был использован, потому что с помощью анкетирования
есть реальная возможность узнать достоверную информацию о работе политических организаций по отношению к молодежи г. Томска.
В опросе приняло участие 400 респондентов из 4 ВУЗов Томска НИ ТПУ, НИ ТГУ, СибГМУ, ТУСУР Участниками опроса выступили студенты в возрасте 19- 23 лет. Учащиеся 2-5 курсов.
Целью проведения анкетирования было:
- Выявление интереса молодежи к политической жизни в стране и за рубежом.
- Определить мнение по вопросу влияния молодежи на решения власти.
- Выявить уровень вовлечения студентов в молодежные политические организации.
Анализ результата по первому вопросу показал, 16% томской молодежи регулярно следят за политическими событиями происходящими в России и за рубежом, как правило интересуются 52%, как правило не интересуются и совершенно не интересуются 16% и 11% . Из этого, можно сделать вывод, что уровень заинтересованности политическими событиями в студенческой среде достаточно высок. Что явно свидетельствует не об аполитичности томского студенчества.
Анализируя результаты ответов по 2 вопросу, можно сделать вывод, о том, 72% опрошенных считают, что молодежь может реально повлиять на решения властей. Это свидетельствует о том, молодежь видит реальную работу молодежных организаций и механизмы влияния на решения властей и продвижения собственных инициатив.
Результаты ответов респондентов на 3 вопрос показывают, что всего лишь 7% опрошенных являются членами какой-либо молодежной политической организации, 49% опрошенных хотели бы состоять в какой-либо молодежной политической организации. Это о том большинство участников хотели бы участвовать, но либо не определись с выбором, либо не предпринимают конкретных действий.
В целом опрос показал, что молодежь интересуется политической жизнью, считает, что имеет возможность реально повлиять на решения власти, но при этом в своем большинстве остается как бы сторонним наблюдателем, не принимая активного стремления реализовать свои возможности. Возможно, это связанно с низкой информированности о деятельности молодежных движений и организаций.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, от реализации ее потенциала зависит темп развития страны и место России в группе лидеров современного мира.
Усиление внимания к молодежной проблематике со стороны государства и политических партий без сомнения привело к положительным сдвигам в молодёжной среде. Появление молодёжных политических организаций связано как с увеличением возраста социализации молодых людей, так и с расширением политического участия, втягиванием в политическую жизнь всё новых слоёв общества. Молодёжные политические организации – своего рода мост между миром большой («взрослой») политики и молодежью. Один из наиболее заметных результатов этого — появление возможности для молодежи не только реально влиять на политику, но и делать её. И наибольшую работу в этом направлении ведут именно проправительственные молодежные организации. Они привлекают молодежь в сферу политики, предоставляя ей возможность приобрести необходимые навыки, не вступая раньше времени в полноценную конкуренцию с взрослыми, продвигают и поддерживают инициативы молодежи. Отличившимся активистам, это активно используется в движении «НАШИ» и «Молодая Гвардия», предоставляется стажировка в органах государственного управления или в крупных государственных компаниях, вместе с тем, они обеспечивают себя кадровым резервом и расширяют круг их нынешних и завтрашних сторонников и избирателей.
Конечно, студенческая молодежь не охватывает всех процессов происходящих в молодежной среде Томска, но учитывая специфику города, а именно высокий процент студенческой молодежи, данные исследования направлены на то, чтобы проследить за теми тенденциями, которые происходят в студенческой среде. По данным проведенного социологического опроса, можно сделать вывод, что большинство томской студенческой молодежи проявляет интерес к политике, считает, что способна повлиять на решения властей, и даже видит реальные механизмы реализации своих идей. Абсолютное большинство считает, что реальную и эффективную работу по представлению интересов молодежи ведут именно проправительственные организации. Значительная часть респондентов хотели бы принимать участие в работе политических молодежных организаций. В результате исследования было выявлено, что единственной проблемой остается недостаточное информирование молодежи о работе подобных организаций. И для того, чтобы наиболее продуктивно работать и представлять интересы молодежи, существующим организациям необходимо более эффективно освещать свою деятельность в средствах массовой информации.
[1] Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://www.government.ru/gov/results/1760/
[2] Рябова Г.Б. История молодежных организаций в России и за рубежом(some extracts)/ Г.Б. Рябова.– Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. –287 с.