УДК 93

ПРИЧИНЫ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГИБЕЛИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Гумелёв Василий Юрьевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова
канд. техн. наук

Аннотация
Рассмотрены причины и геополитические последствия гибели Византийской империи, во многом определившие основные направления исторического развития человечества.

Ключевые слова: империя, Константинополь, османы, пряности, Реформация, русско-турецкие войны, секты, шелк


CAUSES AND GEOPOLITICAL IMPORTANCE OF THE DEATH OF THE BYZANTINE EMPIRE

Gumelev Vasiliy Yurevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical sciences

Abstract
The causes and geopolitical consequences of the sinking of the Byzantine empire that defined the main directions of the historical development of mankind.

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Причины и геополитическое значение гибели Византийской империи // Политика, государство и право. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/03/678 (дата обращения: 12.07.2023).

Византийская империя была одним из немногих великих государств, даты основания и крушения которой известны человечеству с большой точностью. Дата основания империи вызывает определенные дискуссии. Ей может быть, например, назван день 8 ноября 324 года, в который римский император Константин Великий заложил свою новую резиденцию – город Константинополь. Или 11 мая 330 года – в день святого Мокия прошла официальная церемония освящения Константинополя как новой столицы Римской империи [1]. Есть и другие варианты.

Дата гибели империи – 29 мая 1453 года – споров не вызывает.

За время своего существования Византийская империя внесла настолько огромный вклад в развитие человечества, что даже в наше время его трудно полностью и окончательно оценить.

Причины падения Византийской империи были русским хорошо понятны. Согласно [2]:

«… в то время были между христианами междоусобные брани и многие развраты, так что о них можно было сказать: видевше не видеща и слышаще не слышаша. Никто из греков, могущих подать свою помощь к избавлению Константинополя, не хотел вмешаться в эту брань, и желал лучше погибнуть с своим достоянием, чем употребить его для обороны своего отечества. Но более всего, воля господня попустила пасть сему граду, где с каждым днем усиливались междоусобия и умножались грехи, оскорблявшие щедроты божьи».

Русский военный и общественный деятель, боевой генерал, разведчик, историк и писатель Александр Дмитриевич Нечволодов (1864 – 1938 года) по поводу падения Константинополя написал [3]:

«Взятие Константинополя Турками поразило всю Европу. Для Русских же людей эта потеря была так же тяжела, как поражение своей собственной родной земли. Слишком много связей и преданий было у нас с несчастной, некогда славной Византией. Печалуясь о судьбе Царьграда, летописец наш примечает: «Царство без грозы есть конь без узды. Константин и предки его давали вельможам утеснять народ; не было в судах правды, ни в сердцах мужества; судии богатели от слез и крови невинных, а полки Греческие величались только цветною одеждой; гражданин не стыдился вероломства, а воин бегства, и Господь казнил властителей недостойных, умудрив царя Магомета, коего воины играют смертию в боях и судии не дерзают изменять совести. Уже не осталось теперь ни единого царства Православного, кроме Русского».

Главной причиной гибели Византийской империи был ее правящий класс.
Его представители погрязли в разврате, предательствах и междоусобицах, творили неправедные суды. А вместо Бога они стали поклоняться золотому тельцу.

И никакая, даже сама высокая культура, не может спасти от гибели державу с такими правителями.

Византийская империя пала под ударами турок-османов. Как, когда и откуда тюрки – сельджуки и османы – появились на восточных границах великой империи, хорошо известно [4, 5].

Согласно [4]:

«…первоначальная масса Т., вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуо-в, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и т. д.».

Британский историк Д. Ливен, большой специалист по вопросам сравнительной истории империй (бывают и такие), в своем труде [6], рассказывая о создании Османской империи, отмечает:

«Религией османского населения в это время был сплав мусульманства, христианства и язычества, что вполне естественно для региона, только недавно завоеванного чуждыми тюркскими элементами, но веками до этого принадлежавшего различным культурам, цивилизациям и правителям».

Наличие язычества в государстве османов – вопрос крайне спорный. Но считаем, что специалист по сравнительной истории за свои слова отвечает.

Население Османской империи, если перевести с научно-исторического жаргона процитированного выше специалиста на общечеловеческий язык, первоначально включало в себя те же самые народы которые до этого входили в состав Византийской империи. Они, эти народы, никуда не эмигрировали и не были турками истреблены – османов и сельджуков было слишком мало, чтобы заниматься геноцидом соседей, да и сами эти соседи умели постоять за себя. Со временем византийцы (не все) стали называть себя турками и говорить на турецком языке, приняли мусульманство.

Стоит только отметить, что нередко, а правильнее сказать – достаточно часто, подданные византийских императоров добровольно массово переходили к туркам, спасаясь от тех безобразий, которые творили родные имперские власти. А тюркский этнический элемент среди народа, называвшего себя турками-османами, со временем постоянно уменьшался и неуклонно стремился к нулю. В этом очень помогали практиковавшиеся у османов смешанные браки, при которых мужчины брали в жены женщин других национальностей. В достаточно короткий период времени большая часть населения Византии сменила веру и язык и сама себя стала причислять к туркам.

Такое с населением полуострова Малая Азия происходило не в первый раз. После походов Александра Македонского в 335 –325 годах до Р.Х. значительная часть населения полуострова была эллинизирована. После того, как земли полуострова вошли в состав Римской империи, значительная часть населения романизировалась, а затем практически все народы, его населявшие, приняли христианство. До VII века официальным языком Византии, как наследницы Римской империи, была латынь. А сами византийцы до времени падения империи упорно называли себя ромеями (римлянами). При императоре Ираклии I, эллинизированном армянине, вновь официальным языком империи стал греческий. Литературным латинским языком продолжали пользоваться в высших слоях византийской администрации, на его простонародной форме по-прежнему говорила часть населения империи [1].

Так что смена и языка и религии для определенной части населения Византийской империи было делом хоть и не обыденным, но и не чрезвычайным.

Поменяв язык и веру бывшие христиане – ромеи-византийцы, ставшие турками и правоверными мусульманами, остались теми же самыми воинственными людьми, какими они и были до принятия ислама. Да и собственно турки, османы и сельджуки, активно поучаствовавшие в формировании нового народа, были не мирными пастухами и земледельцами, а суровыми воинами. И воевать они умели от души. Вот из такого взрывоопасного смешения народов образовалась новая нация, создавшая великую Османскую империю.

В вопросах выбора основных направлений ведения захватнических имперских войн империя османов – прямая наследница Римской и Византийской империй. Если у вас есть по этому вопросу какие-либо сомнения, то сравните карты перечисленных держав во времена их расцвета (эти карты без труда можно отыскать в Интернете), и отбросьте их – сомнения, естественно. Таких случайностей не бывает.

Католики не могли или не захотели оказать действенную помощь Византии даже при обороне Константинополя. В последующие времена осознание опасности османской угрозы не смогло сплотить разъединенную Западную Европу на борьбу с исламом. Турки продолжали расширять свои территориальные владения на запад, на восток, на юг и на север – и в конце XVII века уже угрожали Вене. Это был момент наивысшего могущества Османской державы.

Сначала о шелке. В древние и средние века был огромный спрос на такой товар как шелк. В шелковых тканях не заводились всевозможные насекомые-паразиты. Поэтому нательное и постельное белье из шелка очень высоко ценилось. Оно было по карману только богатым людям. Купцам торговля шелком приносила баснословные спекулятивные прибыли.

Великий шелковый путь (ВШП) – это караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века (рисунок 1). Он, в первую очередь, использовался для вывоза шелка из Китая, с чем и связано его название [7]. Со временем производство шелка становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). Но шелка все равно не хватало.

К XV веку, после развала Монгольской империи, ВШП стал приходить в полный упадок из-за возобновления военных конфликтов в Средней Азии, связанных в первую очередь с завоеваниями эмира Тимура-Аскака (Тамерлана), а затем и с развалом его огромной империи.

Теперь перейдем к пряностям. Пряности из южной и восточной Азии использовались европейцами в качестве консервантов для пищевых продуктов – и других способов сохранения продуктов они не знали. Основным центром торговли пряностями в Средние века являлся Константинополь. Туда арабские свозили купцы пряности, а византийцы продавали их европейцам. В Европе пряности стояли очень дорого – так как и арабы и византийцы ими просто нагло и бессовестно спекулировали.


Рисунок 1 – Великий шелковый путь

После падения Константинополя и гибели Византийской империи турки-османы монополизировали продажу китайского шелка в Европу. Торговля пряностями из южной и юго-восточной Азии также была монополизирована турками.

Все это стимулировало активное развитие морской торговли, приведшее в перспективе к эпохе Великих географических открытий (XV – XVII века). В эти времена огромные торговые капиталы были брошены на поиски новых рынков сырья. Новые земли – новые источники сырья (его европейцы часто отбирали даром у народов, попавших в колониальную зависимость – то есть попросту грабили аборигенов), новые рынки для продажи и покупки товаров.

Великие географические открытия, одной из причин которых было падение Византийской империи, привела к стремительным изменениям в геополитической обстановке в мире. Европейцы открыли новые для себя земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров, источников сырья и рынков сбыта своих товаров. В эту эпоху одни государства вновь образовывались на раннее практически безлюдных землях, другие – постепенно теряли свое геополитическое значение.

Гибель Византийской империи имела огромное геополитическое значение и привела к последствиям, во многом определившим современную политическую карту мира.

Гибель Византийской империи стала глубоким духовным потрясением для всех христиан – и католиков и православных. В то же время среди мусульман она была воспринята доказательством праведности и правильности ислама – единственно верного религиозного учения (против такого аргумента, как падение Константинополя, не попрешь) и способствовала его дальнейшему распространению. Падение Константинополя, гибель Византийской империи и наступление на ряд европейских стран турок сыграли на руку многочисленным реформаторам-еретикам – эти события в их пропаганде рассматривались как явное доказательство грехов и грешности ортодоксального христианства с вытекающей необходимостью его исправления.

Ну и в Европе как грибы после теплового летнего дождя стали появляться всевозможные диковинные секты (в том числе и на Руси появились так называемые «жидовствующие» – опасная секта, деятельность которой относительно мягко, но очень своевременно была пресечена). И до падения Константинополя этот процесс шел постоянно [8] – такого добра как еретики всегда хватало. Чего стоили только одни чешские гуситы, пролившие моря крови в Центральной и Восточной Европе в первой половине XV века.

А тут поперло – и появились такие борцы за чистоту христианской веры и счастье человечества, по сравнению с которыми правитель Валахии Влад III Цепеш (цепеш по-румынски – колосажатель), более известный под прозвищем Дракула, был вполне приличным человеком.

В общем, в XVI веке в Европе началась Реформация [9, 10] – то есть исправление христианства. Реформаторы (исправители) старались, как могли, но от души. Религиозные войны отличались бессмысленной жестокостью и запредельной свирепостью. Счет погибших, исправленных и не исправленных, пошел на миллионы, а карта Европы была перекроена сильно и на целые столетия вперед.

Гибель Византии сыграла огромнейшее значение в последующих событиях, повлиявших на историческое развитие нашей Родины. Россия – одно из ведущих государств современного мира. Судьба России уже несколько столетий непосредственно влияет на судьбы всего мира.

Вместо дружественной православной Византийской империи на южных границах Руси, затем Московского царства и Российской империи, стала проводить свою политику, часто резко враждебную русским интересам, Османская империя. С XVII [11] вплоть до начала XX века шли непрерывные русско-турецкие войны. Столетиями в этих войнах гибли русские мужчины – молодые и здоровые воины. Только благодаря военной и политической поддержке турок сумело просуществовать до конца XVIII века Крымское ханство – это гнездо разбоя и работорговли [12], на столетия замедлившее освоение русскими Причерноморья со всеми вытекающими из этого негативными последствиями (а перечень их не мал).

Список прямых и косвенных последствий падения Византийской империи можно продолжить и далее. В заключение следует отметить, что геополитическая обстановка, сложившаяся в современном мире, является, так или иначе, следствием тех трагических событий, которые завершились 29 мая 1453 года в Константинополе победой османского оружия.

Падение Константинополя и гибель Византийской империи были настоящей Катастрофой для всего христианского мира, а в первую очередь – для православных.


Библиографический список
  1. Энциклопедия «Вокруг света». Византия. [Электронный ресурс] – URL:http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/
  2. История о взятии Константинополя Мухаметом II (осьмым турецким султаном, в лето по Рождестве Христове 1453). Автор не установлен – Москва: Типография скоропечатания В. Кирилова, 1847.[Электронный ресурс] – URL: http://ru.wikisource.org/wiki/История_о_взятии_Константинополя_Мухаметом_II
  3. Нечволодов А. Сказание о Русской Земле. В 5-ти томах. Часть третья – М.: ООО «Престиж бук», 2006. [Электронный ресурс] – электронный носитель информации диск CD-ROM. Директ Медиа Паблишинг, 2007.
  4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Турки османские. [Электронный ресурс] – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/103581/Турки
  5. БСЭ. Сельджуки. [Электронный ресурс] – URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Сельджуки/
  6. Сайт «Библиотека Якова Кротова». Доминик Ливен. Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней. М.: Европа, 2007. 688 с. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/lib_sec/12_l/iv/en_5.htm
  7. Энциклопедия Кругосвет. Великий шелковый путь. [Электронный ресурс] – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VELIKI_SHELKOVI_PUT.html
  8. Сайт Gumilevica. Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. [Электронный ресурс] – URL:http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/index.html
  9. БСЭ. Реформация. [Электронный ресурс] – URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Реформация/
  10. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Реформация. [Электронный ресурс] – URL:http://slovari.yandex.ru/Реформация%20/Брокгауз%20и%20Ефрон/Реформация/
  11. БСЭ. Русско-турецкие войны 17 – 19 вв. [Электронный ресурс] – URL: http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-R/R13285.shtml
  12. Каргалов В.В. Русь и кочевники [Текст] / В.В. Каргалов – М.: Вече, 2008. – 480 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: