УДК 93

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЮРЕМНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В ХV-ХIХ ВВ.

Назаров Игорь Геннадьевич
Уральская государственная юридическая академия
студент

Аннотация
В статье рассматривается формирование и развитие тюремной системы в России в ХV-ХIХ вв.

Ключевые слова: тюремная система


FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PRISON SYSTEM IN RUSSIA IN THE FIFTEENTH AND NINETEENTH CENTURIES.

Nazarov Igor Gennadevich
Ural State Law Academy
student

Abstract
This article is about formation and development of the prison system in Russia in the fifteenth and nineteenth centuries.

Библиографическая ссылка на статью:
Назаров И.Г. Формирование и развитие тюремной системы в России в ХV-ХIХ вв. // Политика, государство и право. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/04/716 (дата обращения: 13.07.2023).

Наиболее актуальным вопросом на протяжении многих столетий развития пенитенциарной системы России является совершенствование ее организации и деятельности на пути к исправлению осужденных. Данный вопрос оказался в центре внимания широкого круга общественности, что показывает степень интереса к данному вопросу. Известный российский ученый М.Н. Гернет считал тюремную политику важной частью уголовной политики в целом, которая в свою очередь неразрывно связана со всей общей политикой государства[1].

Как отмечает виднейший исследователь проблемы тюрьмоведения И.Я. Фойницкий: «тюрьма применялась в Китае уже за 2600 лет до P.X, в древнем Вавилоне, у египтян и государствах классических. Но свои современные очертания тюрьма получает только в новейшее время, после длинного ряда изменений, пройденных ею в историческом развитии».[2]

Говорить о тюрьме как об основном элементе пенитенциарной системы с юридической точки зрения можно только после того как у суда появится законодательно оформленное право в качестве санкции за преступление лишить человека свободы в специализированных для этого учреждениях (тюрьмы, исправительные колонии, концентрационные лагеря).[3]

Впервые в России, тюрьма (от нем. – Thurm – башня) как место отбывания наказания упоминается в Судебнике 1550 г. (ст. 4, 6, 7)[4]. По ст. 4 дьяк, составивший за взятку подложный протокол судебного заседания либо неправильно записавший показания сторон или свидетелей, уплачивал половину суммы иска. Другую половину возмещал боярин. Дьяк, кроме того, подлежал тюремному заключению. В ст. 6 предусматривается ответственность за ложное обвинение судей в умышленном неправосудии. Жалобщик, совершивший фактически ябедничество (т.е., заведомо ложное обвинение), наказывался сверх вины (т.е. помимо вынесенного ему приговором наказания) дополнительно битьем кнутом и тюремным заключением. Тем самым, характер ответственности по ст. 4, 6 выражался, в дополнительном наказании по отношению к основному (т.е. назначенному по приговору). Тюремное заключение связывается также с совершением преступлений в области правосудия.

Уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.) содержало довольно суровые санкции за совершение преступных деяний (смертная казнь, избиение кнутом, тюремное заключение). Особенно сурово наказывалось изготовление поддельной монеты (ст. 1 гл. 5) – где преступнику заливали в горло раскаленный металл. Тюремное заключение как мера ответственности встречается крайне редко, а именно в ст. 1, 2, 7, 9 гл. 3 Уложения[5]. Так в ст. 1 говорилось о тюремном наказании за клевету и оскорбление: «кто на Государеве дворе кого обезчестит, посадити в тюрьму на две недели». Данные статьи связывают совершение преступления с определенной территорией – двор Государя. При этом тюремное заключение имело дифференциацию по срокам исполнения наказаний в зависимости от важности охраняемых Уложением общественных отношений.

Заведование тюрьмами возлагалось в Москве  на земской и разбойный приказы, а в других городах – на выборных должностных лиц – губных старост и целовальников. Целовальники должны были жить при тюрьмах и всеми мерами заботиться, чтобы сидельцы не бежали. Губные старосты заведовали тюрьмами и должны были  заботиться об их исправности, но внутри самой тюрьмы существовало свое особое управление, тюремная община, со своими выборными старостами,  строгими артельными порядками.

В XVII в. расширяется применение тюремного заключения как меры наказания. Тюрьма назначалась как самостоятельное наказание или как дополнительное, или взамен порук. К концу ХVII в. тюремное заключение в некоторых случаях начинает  вытесняется ссылкой. Тюрьмы были постоянные и временные. По постройке они различались на каменные, земляные и обыкновенные (деревянные срубы с тыном), устраивались они при приказах, монастырях, частных жилищах, при постройке принималась одна цель – предупреждение побегов, тюремные целовальники и сторожа должны были держать арестантов взаперти, теснота в тюрьмах была большая, правительство не заботилось ни об одежде, ни о пище, сидельцы выходили партиями за подаяниями в оковах[6]. В тюрьмах царили нужда, голод и болезни, и побеги из них были не редки.

В Наказе Императрицы Екатерины II, данном комиссии о составлении проекта нового Уложения (30 июля 1767 г.), содержалось требование снисходительного отношения к подследственным и отделения их от осужденных. А также указывалось: «должно приложить более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух в уныние казнями» (ст. 83).[7] Действительно, при Екатерине был разработан проект, предусматривавший совершенствование системы тюрем. В нем определялся правовой статус администрации тюрем, ограничения в наказаниях заключенных, обязательные требования к содержанию преступников. Однако, писал известный профессор А.С. Смыкалин, «прогрессивные идеи так и остались на бумаге, поскольку социальные условия в России препятствовали их реализации»[8].

В соответствии с реформой, проведенной в 1775 г. Императрицей Екатериной II и ее «Учреждением для управления губерний Всероссийской империи» Россия делилась на ряд губерний, делившихся, в свою очередь на уезды. Во главе губерний были поставлены губернаторы с подчиненными им губернскими правлениями. В компетенцию губернаторов и губернских правлений были переданы многие функции, а также, руководство местной полицией, заведование тюрьмами[9].

Царствование Александра I характеризуется влиянием на отечественное законодательство о тюрьмах прогрессивных идей знаменитого реформатора тюремного дела Джона Ховарда. Благодаря работе Ховарда был принят ряд законов, который улучшил правовое положение заключенных, упорядочил систему взаимоотношений между администрацией тюрем и заключенными[10]. В 1819 г. в России было образовано Попечительное о тюрьмах общество. Устав общества предусматривал содействие нравственному исправлению преступников, улучшение быта заключенных. Были предложены такие меры исправления как распределение их по родам преступлений, привлечение к труду. Кроме того, предполагалось нравственное исправление. Это значительно изменяло саму природу и цели тюремного наказания. Однако реализовать цели нравственного исправления заключенных было практически невозможно. Как отмечал М.Н. Гернет, «нравственное воздействие должно было оказываться на людей, сидевших в тюрьме на шейных цепях, вделанных в тюремные стены, с кандалами, колодками и рогатками»[11]. Продолжением законодательства о лишении свободы стал Свод законов Российской империи (1832 г.). В 14 том Свода был включен «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и о ссыльных», впоследствии не раз дополнявшийся и корректировавшийся. В 1878 г. в циркуляре Департамента полиции  формулируется понятие государственных преступников: «политические преступники составляют совершенно особую категорию, а поэтому и должны быть содержимы отдельно от прочих заключенных».

Во второй половине ХIХ в. существовали тюрьмы разных наименований – острогов, тюремных замков, смирительных домов, рабочих острогов, в 1875 г. в Петербурге была построена первая следственная тюрьма. Важным этапом развития тюремной системы стала реформа 1879 г. Было создано Главное тюремное управление и губернские тюремные инспекции. Они должны были осуществлять надзор за тюрьмами в губерниях. Предполагалось бороться с «перенаселением» тюрем (перенаселенность составляла 24%), занять заключенных работой, для чего создавались современные по тем временам мастерские, выделить женские тюрьмы, были созданы библиотеки с достаточно обширным книжным фондом.[12] Делались попытки обучения заключенных грамоте, с 1893 года Главным управлением начинает издаваться ежемесячный журнал “Тюремный Вестник”. С 13 декабря 1895 года Главное тюремное управление выведено из состава МВД и переподчинено Министерству юстиции.

Разработчики этой реформы следовали формировавшимся в пенитенциарной науке концепциям: а) приоритетное содержание заключенных в отдельных камерах для повышения санитарно-гигиенического уровня тюремной системы; б) вовлечение их в трудовую активность;  в) отмена бесчеловечных пережитков архаичной феодальной тюремной системы (телесных наказаний, а также действий, унижающих человеческое достоинство, как бритье половины головы для каторжных, приковывание к тачке и т.д.) в соответствии с подписанными европейскими конвенциями и стандартами; г) поощрение деятельности органов гражданского контроля за тюремной системой и администрацией, работа которых выражалась в материальной помощи заключенным во время заключения, надзоре за соблюдением законности в тюрьмах.
Но осуществить эти положения оказалось невозможным еще очень длительное время.                                                       Итак, общий вектор развития пенитенциарной системы изначально строился на высокой репрессивности. В эпоху XVII-XIX вв. были проведены кардинальные реформы, направленные на улучшение условий исполнения наказаний, организации их исполнения, которые не принесли успехов, многие проекты были отвергнуты Правительством. Послереволюционные концепции исполнения уголовного наказания отражали экономические и идеологические цели государственной политики, но не решали вопросов перевоспитания заключенных. И в настоящий момент многие проблемы пенитенциарной системы остаются чрезвычайно актуальными.

[1] См: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 томах. М. 1951.

[2] См: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб. 1889. С. 308.

[3] См: Андреященко Р.А. Пенитенциарная система Англии и Уэльса в XVI-XX вв. (историко-юридическое исследование). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. Специальность 12.00.01. Екатеринбург. 2006. С. 3.

[4] См: История отечественного государства и права. Хрестоматия. Ч. 1. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 2009. С. 90-91.

[5] См: Уложение царя Алексея Михайловича// История отечественного государства и права. Хрестоматия. Ч. 1. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 2009. С. 101-102.

[6] См: Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 315.

[7] См: Наказ императрицы Екатерины II// История отечественного государства и права. Хрестоматия. Часть 1. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 2009. С. 200. См: Законодательство Екатерины II. Изд-во «Юридическая литература». Т.1. М. 2000. С. 14-16.

[8] См: Смыкалин А.С. Пенитенциарное законодательство и тюремные учреждения дореволюционной России. Учебное пособие. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 2011. С.14.

[9] См: Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М.: Изд-во «Вердикт-М», 1999. С. 20.

[10] См: Андреященко Р.А. Указ. соч. С. 153.

[11] См: Гернет  М.Н. Указ. соч. Т.1. С. 99.

[12] См: Смыкалин А.С. Колонии и тюрьмы в советской России. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 1997. С. 16.


Библиографический список
  1. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 томах. М. 1951.
  2. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб. 1889. С. 308.
  3. Андреященко Р.А. Пенитенциарная система Англии и Уэльса в XVI-XX вв. (историко-юридическое исследование). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. Специальность 12.00.01. Екатеринбург. 2006. С. 3.
  4. История отечественного государства и права. Хрестоматия. Ч. 1. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 2009. С. 90-91.
  5. Уложение царя Алексея Михайловича// История отечественного государства и права. Хрестоматия. Ч. 1. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 2009. С. 101-102.
  6. Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 315.
  7. Наказ императрицы Екатерины II// История отечественного государства и права. Хрестоматия. Часть 1. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 2009. С. 200. См: Законодательство Екатерины II. Изд-во «Юридическая литература». Т.1. М. 2000. С. 14-16.
  8. Смыкалин А.С. Пенитенциарное законодательство и тюремные учреждения дореволюционной России. Учебное пособие. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 2011. С.14.
  9. Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М.: Изд-во «Вердикт-М», 1999. С. 20.
  10. Андреященко Р.А. Указ. соч. С. 153.
  11. Гернет  М.Н. Указ. соч. Т.1. С. 99.
  12. Смыкалин А.С. Колонии и тюрьмы в советской России. Изд-во «УрГЮА». Екатеринбург. 1997. С. 16.


Все статьи автора «Назаров Игорь Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: