УДК 32.019.5

ОТНОШЕНИЕ К ПРАЗДНОВАНИЮ 1 МАЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ ПЕТРОЗАВОДСКА НА 2013 ГОД

Савицкий Алексей Александрович1, Марков Михаил Борисович2
1Институт языка литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук, кандидат исторических наук, научный сотрудник
2Петрозаводский государственный университет, соискатель кафедры Отечественной истории Исторического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена отношению к празднику 1 мая представителей различных общественно-политических организаций Петрозаводска, как показателю их политических взглядов. Дается оценка текущего состояния в среде организаций социалистической направленности.

Ключевые слова: «Коммунисты России», движение «Суть времени», демонстрация, клуб «Марксист», КПРФ, ЛКСМ, маевка, митинг, партия «Единая Россия», профсоюзы, рабочее движение, СКК «Альтернатива»


RELATION TO THE CELEBRATION OF MAY 1 THE REPRESENTATIVES OF THE VARIOUS POLITICAL FORCES IN PETROZAVODSK IN 2013

Savitskiy Aleksey Aleksandrovich1, Markov Mihail Borisovich2
1Institute of Language and Literature History of Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Historical Sciences, Researcher
2Petrozavodsk State University, Researcher of the Department of World History of History Faculty

Abstract
This article is dedicated to the celebration of May 1 by representatives of various social and political organizations of Petrozavodsk, as a measure of their political views. An assessment of the current state of the environment in the organization of socialist orientation is made.

Keywords: 1 мая


Библиографическая ссылка на статью:
Савицкий А.А., Марков М.Б. Отношение к празднованию 1 мая у представителей различных общественно-политических сил Петрозаводска на 2013 год // Политика, государство и право. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/05/759 (дата обращения: 29.09.2017).

История празднования Международного дня солидарности трудящихся берет начало в конце XIX столетия. В 1886 году в американском городе Чикаго прошла демонстрация и забастовка рабочих. Главное требование забастовщиков – введение восьмичасового рабочего дня. Акция закончилась столкновениями со стражами правопорядка, открывшими огонь на поражение. Погибли двое рабочих [1]. Кроме того, аресту подверглись четверо рабочих, ложно обвиненных в организации взрыва бомбы. В дальнейшем их казнили. Эти демонстранты по своим политическим пристрастиям относились к анархистам, но через три года парижский конгресс второго Интернационала назвал 1 мая днем солидарности всех рабочих. С тех пор празднование 1 мая прочно входит в общественно-политическую практику и становится традицией у рабочих Европы, России, США, а позднее и всего мира.

В Российской империи 1 мая отмечался впервые в 1890 году. Проводимые регулярно с 1897 года маевки, носили политический характер и сопровождались демонстрациями. В 1917 году праздник впервые отмечался открыто. Во многих городах рабочие вышли на улицы с лозунгами : “Вся власть – Советам”, “Долой министров-капиталистов”[2].

По настоящему массовым праздником 1 мая стал в Советском Союзе. Отмечался всенародно и являлся выходным днем. Первомайские гулянья проходили по всей стране, люди выходили на демонстрации, представители партийных организаций и трудовых коллективов выступали на митингах. Трудящиеся несли транспаранты, портреты знаковых для всего социалистического движения политических деятелей (в первую очередь, В.И. Ленина) и возлагали цветы к памятникам, посвященным героям революции и первым маевкам. Таким образом, на протяжении всего советского периода 1 мая был праздником революционным, призванным напомнить пролетариям о достигнутых успехах в борьбе с эксплуататорами за улучшение условий труда и напомнить о необходимости продолжения классовой борьбы, ее неизбежном усилении на очередном этапе исторического развития [3].

С распадом СССР и отказом от прежнего идеологического курса отношение к празднованию Первомая претерпевает существенные изменения. С 1992 года в Российской Федерации 1 мая официально отмечается Праздник весны и труда. Идейная составляющая данного праздника туманна. Долгое время отсутствовали попытки объяснить, а что же отмечается 1 мая. В этом отсутствовала и практическая необходимость, поскольку большинство граждан России, кто его праздновал, по-прежнему отмечали День солидарности трудящихся, как и представители рабочего движения по всему миру. Те же, кого перспектива отмечать День солидарности трудящихся мало привлекала, традиционно предпочитали праздничным шествиям и митингам поездки на природу или на дачу.

В СМИ нередко утверждается, что праздник на текущий момент полностью утратил свой политический характер. А лозунги “МИР, ТРУД, МАЙ” отошли в прошлое. Сегодня каждый отмечает Первомай по-своему [4]. Правда, сразу возникает вопрос: а можно ли именовать праздником событие или дату отмечаемую всеми по-разному. И допустимо ли мероприятия, начисто лишенные идейного содержания классифицировать как праздники? И насколько верным является утверждение о будто бы полной утрате классового содержания у празднования 1 мая. Как отмечается сегодня Первомай в России, в частности в Карелии?

Если смотреть на прошедшие в нашей стране первомайские шествия, то можно увидеть несколько направлений в праздновании. Рассмотрим сначала Москву, где эти течения наиболее акцентированы. Во-первых, нужно отметить обилие акций проведенных в Москве, там их состоялось 14. Отдельные мероприятия организовали все парламентские партии. Шествием официальных профсоюзов фактически руководил объединенный народный фронт, организация близкая к партии “Единая Россия”.

Демонстрация Московской федерации профсоюзов относится к числу наиболее массовых. Предполагалось собрать на праздничное шествие по Тверской и Моховой улицам до Лубянской и Арбатской площадей 60 тысяч человек, однако, профсоюзы превысили запланированную явку в 1,5 раза и вывели на 1 мая 90 тысяч человек [5].

Федерация независимых профсоюзов проявила себя организацией, способной вывести на улицу наибольшее число сторонников. Со слов главы ФНПР Михаила Шмакова, в первомайских демонстрациях участвовало от профсоюзов по всей стране более 2 миллионов человек. Акции прошли в 1047 городах России [6]. Между тем, демонстрации, носили характер, подчеркнутого единения профсоюзных активистов с представителями правящей партии, партбилеты которой имеют многие представители крупной буржуазии. Это позволяет усомниться в реальной независимости ФНПР .

Парламентская оппозиция стремилась представить свои акции, как протестные и политические. Получилось не совсем убедительно. Например, “Справедливая Россия”, устроила свой митинг в парке и оформила его как гулянье. Владимир Жириновский, характеризуя текущую политическую ситуацию, жестко раскритиковал сам классовый подход при оценке современного общества. Требовал отказа от него и призывал к единству. В сходном духе высказались и официальные профсоюзы на правительственном митинге.

Митинг и шествие КПРФ, собравшие в центре Москвы 4,5 тысячи участников [7], носили в большой мере национал-патриотический характер. Г. А. Зюганов, уделил в своей речи внимание борьбе труда и капитала, однако, выглядело это скорее привычным ритуалом. После этого лидер КПРФ много и убежденно рассуждал с национал-патриотических позиций о спасении государства и в качестве панацеи упоминал правительство народного доверия.

В свою очередь показательны акции, заявленные как далекие от политики. Например, “Митинг одиноких девушек”. Данное мероприятие проходило на территории горьковского Гайд-парка и по предварительным оценкам организаторов могло собрать примерно 300 человек. В итоге к Крымскому мосту подошли только 20 девушек с плакатами, гласившими: “Ты смотришь на девушку своей мечты”, “Девушки не хотят принца, девушки хотят есть все подряд и не полнеть” и т.п. Численность граждан, пришедших посмотреть на это действо, едва превысило 100 человек, среди них преобладали представители творческой интеллигенции, решившие поддержать участниц митинга в музыкальной и стихотворной форме [8].

Среди аполитичных митингов также упомянем акцию сторонников продвижения европейской электронной музыки в России и митинг противников бытового хамства. Все эти акции служат лишь одной цели – деполитизировать Первомай путем формирования традиции отмечать новые праздники, наполненные альтернативным содержанием. Отсюда и стремление поместить в центр внимания митинги, лишенные политической окраски. Не случайно, столь малочисленные акции получили освещение в электронных СМИ.

В ряду московских мероприятий, заслуживающих упоминания, нужно назвать “марш трудящихся” или “левый марш”, собравший всех представителей левой непарламентской оппозиции. Организованный Российским Объединенным Трудовым Фронтом (РОТ ФРОНТ) и Форумом Левых Сил (ФЛС) левый марш включил в свой состав не только актив левых партий от ортодоксально марксистской Российской Коммунистической Рабочей Партии (РКРП), но и анархистов из Автономного действия, а также представителей новых независимых профсоюзов.

Повестка дня митинга, носила четко выраженную классовую направленность, ораторы затрагивали темы соблюдения трудового законодательства, полицейского произвола, говорили о необходимости борьбы с эксплуататорами и солидарности всех трудящихся. Призывали Первое мая воспринимать как день единения людей труда. Заметим, что данная акция не получила освещения в СМИ, за исключением сайтов организаций, принимавших участие в шествии и митинге, и сайта “Красного телевидения” [9], новостные же порталы ее попросту проигнорировали. Единственный момент, попавший в фокус внимания электронных СМИ — это столкновение активистов РОТ ФРОНТА и нескольких защитников ЛГБТ, затеявших скандал при попытке пройти в колонну РОТ ФРОНТА со своей символикой и заблокировать выступающим доступ на трибуну. Очевидна попытка СМИ либо замолчать акцию левых, либо свести ее к единственному эпизоду, далекому от проблематики митинга.

В Петрозаводске 1 мая отмечали представители широкого фронта общественно-политических сил. Отмечали порознь. Возложив цветы к стеле на месте первой маевки в 10.15 в сквере у Дома культуры железнодорожников, актив объединенных профсоюзов направился к 11.00 на на площадь Ленина, традиционное место сбора всех первомайских шествий от каких бы организаций они ни проводились. Шествие и митинг профсоюзы проводили совместно с политической партией “Единая Россия”. Это был самый многочисленный митинг. На него вышли более 1000 человек [10]. Он же стал наиболее деполитизированным: большинство собравшихся отмечали абстрактный день весны.

В 12.00 на площади Ленина собирались петрозаводчане социалистических взглядов, независимо от партийной принадлежности, а многие так и совсем без оной. Объединяющим для собравшихся являлось понимание первомайских праздников как мероприятия, призванного напомнить трудящимся о необходимости объединяться и отстаивать свои права. Среди участников шествия преобладали представители КПРФ, заметны были и флаги Коммунистов России, СКМ, несколько особняком держались на месте сбора, но потом влились в общий поток представители организации “Суть времени”. В некоторых электронных СМИ появилась информация, что мероприятие есть плод совместных усилий коммунистов и яблочников [11], хотя последние, если присутствовали, то никак не выделялись: отсутствовала партийная символика, не выступали ораторы от партии.

Колонна прошла по проспекту К. Маркса до площади Кирова, где состоялся митинг. Выступали представители Карельского рескома КПРФ, петрозаводского клуба “Марксист”, ЛКСМ, движения “Суть времени”.

Выступления носили различный характер, представители КПРФ затрагивали широкий круг вопросов, в том числе и традиционные для первомая темы солидарности и классовой борьбы. Однако, среди них существовал некоторый разброд и непонимание, очевидно, вызванное недостаточной марксистской подкованностью некоторых выступавших. Так, один из молодых коммунистов говорил о том, что люди в стране на данный момент не слишком усердно работают, из-за чего разваливаются заводы и фабрики и плохо функционируют корпорации. Молодой коммунист забыл прояснить вопрос: почему рабочие должны с радостью работать на капиталиста и приносить ему прибавочную стоимость? С другой стороны, представитель комсомола призвал в своей краткой речи к классовой солидарности и борьбе.

Представитель Движения «Суть времени», зачитывая свою длинную речь с листа, затронул тему державности и заговоров. Достаточно уделил внимания рабочему движению в странах Запада, справедливо отметив наличие и там эксплуатации человека человеком и ухудшение положения пролетариата [12]. В общем речь оратора от «Сути времени» носила несколько путаный характер, как и общая идеология движения.

1 мая прошла еще одна небольшая по численности акция, заявителем которой являлся депутат Законодательного Собрания Карелии А. Степанов, в недавнем прошлом занимавший одну из ключевых позиций в Карельском рескоме КПРФ, а ныне лидер Союза коммунистов Карелии “Альтернатива”. Члены Совета СКК «Альтернатива» и их беспартийные единомышленники 1 мая возложили цветы к памятному знаку, установленному на месте первой маевки петрозаводских рабочих. Александр Степанов в своем выступлении отметил преемственность СКК “Альтернатива” идеям и традициям большевистской партии, а также солидарность организации со всеми трудящимися, жестоко эксплуатируемыми буржуазией. Выразил уверенность в грядущем избавлении людей труда от гнета паразитических классов [13].

Если оценивать общественно-политические силы Петрозаводска, используя празднование 1 мая как своего рода индикатор идейной идентичности горожан, то приходится признать наиболее уместным их деление на две основные группы: центристов, возглавляемых “Единой Россией” и примкнувших к ней профессиональных союзов и широкий фланг левых сил. Вторая группа меньше, как по числу активных участников, посещающих общественные мероприятия, так и по электоральной поддержке населения. На выборах в Петрозаводске преимущество у «Единой России». Однако, спектр идей, представленных в социалистических организациях, характеризуется большим разнообразием. В целом Первомай прошел в 2013 году малолюдно. Ни одна из сторон не смогла вывести на шествие и митинг более 1000 человек, а это для столицы Карелии, численность населения которой составляет 265 000 человек, очень скромный показатель.

Насколько крепка дружба “Единой России” и профессиональных союзов судить не беремся. В СССР профсоюзы выполняли роль своего рода приводного ремня между партией и народом. Формы их деятельности отличались от тех, которые распространены у их коллег в Европе и США. После прекращения деятельности КПСС профсоюзы по инерции шли в фарватере Карельского рескома КПРФ, но потом их пути разошлись. И когда появилась возможность установить контакт с правящей партией, они ее использовали. Напрашивается вывод о желательности для профсоюзных лидеров работать в контакте с партией власти, независимо от ее классового характера и идейного настроя.

Митинг левых сил, названный некоторыми карельскими СМИ альтернативным, примечателен присутствием широкого спектра общественно-политических сил социалистической направленности. Организации в основном свежеиспеченные и немногочисленные, но активные. Более заметна становится и молодежь: из шести ораторов, выступавших с трибуны на митинге, четверо совсем еще молодые люди.

Нельзя проигнорировать и разнобой в толкованиях марксистской идеи: между КПРФ и Коммунистами России, клубом Марксист, Комсомолом и движением Суть времени единства взглядов нет, а по многим вопросам и не может быть в принципе. Противоречия СКК “Альтернатива”, отколовшейся от КПРФ, с бывшими товарищами по партии настолько глубоки, что они не пожелали участвовать в общем шествии и митинге.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что празднование 1 мая как праздника, имеющего классовую природу, имеет в Петрозаводске множество сторонников, независимо от нюансов их политического мировоззрения и часто не простыми отношениями между партиями.

Ощутима и доля тех общественно-политических сил, которые формируют представление о первомае, как абстрактном “позитивном” празднике, далеком от политики. Приходится признать, что большинство петрозаводчан, если и празднуют этот день, то имеют о характере празднования довольно туманные представления. Вероятно, многие просто привыкли держаться в стороне от общественных мероприятий с политической окраской. В то время как для политически активной общественности с социалистическими взглядами 1 мая неизменно остается Днем солидарности всех трудящихся.


Библиографический список
  1. История 1 мая. Справка. Электронный источник. Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2013_05_01/Istorija-prazdnovanija-1-maja-Spravka/
  2. 1 мая – праздник весны и труда. Историческая справка. Электронный источник. Режим доступа: http://dslov.narod.ru/prazd/pr6.htm
  3. 1 мая. Электронный источник. Режим доступа: http://all-crime.ru/khronograf/05/0501.h
  4. История праздника 1 мая. Электронный источник. Режим доступа: http://prazdnik-portal.ru/prazdnik-vesny-i-truda/
  5. Первомайские демонстрации в России. Электронный источник. Режим доступа: http://ria.ru/society/20130501/935495092.html
  6. Московский Первомай: шествие ЕР и ОНФ с “затерявшимся” Собяниным и “креатив” в гайд-парках. Электронный источник. Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/01may2013/pervomaymoscow.html
  7. Митинг КПРФ в Москве собрал 4,5 тысячи участников — ГУМВД. Электронный источник. Режим доступа:http://ria.ru/politics/20130501/935525060.html
  8. Митинг “одиноких девушек”. Фоторепортаж. Электронный источник. Режим доступа: http://www.ridus.ru/news/81629/
  9. Митинг 1 мая 2013: Рот Фронт и ФЛС Левый марш – Марш трудящихся съемка митинга. Электронный источник. Режим доступа: http://www.krasnoetv.ru/node/18296
  10. В Петрозаводске прошла праздничная демонстрация . Электронный источник. Режим доступа: http://er.ru/news/2013/5/1/v-petrozavodske-proshla-prazdnichnaya-demonstraciya/
  11. В столице Карелии прошли первомайские митинги. Электронный источник. Режим доступа: http://karelinform.ru/?id=828
  12. 1 мая 2013 Петрозаводск, площадь Кирова – Николай Антипин, “Суть Времени”. Электронный источник. Режим доступа: http://vimeo.com/65214359#
  13.   “Альтернатива” возложила цветы на место первой маевки. Электронный источник. Режим доступа: http://newskar.ru/?p=1148


Все статьи автора «Савицкий Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: