УДК 34

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЧАСТНУЮ ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Буров Андрей Геннадьевич
Санкт- Петербургская юридическая академия

Аннотация
В данной статье проанализирована частная охранная деятельность на современном этапе развития России, особое внимание уделено уровню профессиональных качеств охранников.

Ключевые слова: частная охранная деятельность, частный охранник


THE MODERN VIEW OF PRIVATE SECURITY ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Burov Andrey Gennadievich
St. Petersburg Academy of Law

Abstract
This article analyzes the private security activity at the present stage of development of Russia, special attention is paid to the level of competency guards.

Библиографическая ссылка на статью:
Буров А.Г. Современный взгляд на частную охранную деятельность в Российской Федерации // Политика, государство и право. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/09/975 (дата обращения: 02.05.2017).

С частной охраной гражданам приходиться сталкиваться практически каждый день, количество охранных организаций и непосредственно охранников за последнее время значительно возросло, это обусловлено, прежде всего переходом России к рыночной экономике, появлению новых хозяйствующих субъектов, появлению  частной собственности и необходимости в её постоянной охране от противоправных посягательств.

Надо заметить, что в России много передано в частные руки – медицина, образование и безопасность не стала исключением, государство плавно, методично и постепенно снимает с себя основные социальные обязательства по отношению к гражданам, при этом, предоставляя возможности  как для развития частного бизнеса в указанных сферах, так и гражданам выбрать к кому обратиться за помощью при решении возникающих проблем, либо при наличии дополнительных денежных средств потратить их на более качественное обслуживание в основных социальных сферах. Ввиду чего представляется весьма актуальным рассмотреть частную охранную деятельность на современном этапе развития Российской Федерации.

 В 1992 году был принят закон о частной детективной и охранной деятельности, что и послужило началом активного развития охранного бизнеса в нашей стране. Закон неоднократно подвергался изменениям, и данная статья, прежде всего посвящена современному состоянию дел на рынке оказания охранных услуг, анализу профессионального уровня людей которые хоть и не на прямую, но оказывают влияние на общую безопасность в стране.

Итак, для начала рассмотрим некоторые теоретические положения касающиеся темы исследования, рассмотрим что из себя представляет охранная деятельность..

Согласно ст. 1 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации под частной охранной деятельностью следует понимать оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Как видно из данной дефиниции частная охранная деятельность во- первых это явно коммерческая, а не правоохранительная деятельность так как в первую очередь связана с получением прибыли, а во- вторых это деятельность которая осуществляется с целью защиты лишь законных прав и интересов клиентов( заказчиков). К сожалению в настоящее время все идет к тому, что заказчик охранных услуг достаточно часто выдвигает требования вне закона, при этом достаточно часто помимо непосредственно охранных услуг предусмотренных законом, на охранника активно пытаются навесить великое множество мелких обязанностей, которые разумеется, выходят за рамки заключенного договора и составленных должностных инструкций, уровень профессиональной подготовки большинства охранников не позволяет им грамотно отстаивать свои права и как следствие им приходится заниматься чем угодно,  и в большинстве случаев не охранной деятельностью. Непосредственно же затрагивая требования заказчика выходящие за рамки закона в качестве примера можно привести достаточно часто встречающуюся на улицах любого крупного города России ситуацию связанную с парковкой легковых автомобилей рядом со стационарным охраняемым объектом. Заказчик охранных услуг довольно часто требует от охранников следить за парковкой, на которую он во- первых не имеет право, а во – вторых юридически никакой парковки как таковой нет, обычно часть общей дороги чем то огораживается, либо вешается незаконно знак парковки для служебного транспорта, а самый простой вариант это закупка так называемых сигнальных дорожных конусов и выставление их вдоль фасада охраняемого здания и вменение охраннику в обязанность( но при этом не закрепление ее юридически) следить чтобы занятые конусами места не занимал никто кроме автомобилей организации. Что, несомненно является грубым нарушением закона и есть все предпосылки что бы за действия подобного рода привлечь охранника к предусмотренной законодательством ответственности.    Как видим за последнее время сами охранные услуги непосредственно приобретают статус не охранных услуг, а в большей степени услуг направленных на обеспечение в большей степени нормального функционирования охраняемого объекта и так же оказание дополнительных услуг сотрудникам объекта( парковка, прием почты, замена грузчика и т. д.). Можно сделать предположение, что это ведет непосредственно к утрате бдительности охранника и к его профессиональной деградации и как следствие в реальной ситуации угрозы безопасности охраняемого объекта охранник не в состоянии принять реальных, адекватных действий направленных на устранение возникшей угрозы.

Далее рассмотрим вопросы, касающиеся правового статуса частного охранника, ответственность частного охранника и проанализируем тот перечень знаний который он должен успешно освоить и применять в своей деятельности и самое главное попробуем ответить на вопрос обладают ли охранники России в полной мере этим перечнем знаний.

В соответствии со ст. 1.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности охранником является гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией. Как видно из предоставленной дефиниции охранник, что бы работать в этой должности должен пройти определенную подготовку, и как следствие теоретически к работе допускается лицо, обладающее определенными профессиональными качествами. Проанализировав программу подготовки частных охранников, а так же непосредственно материалы для сдачи квалификационного экзамена можно сделать предположение, что охранник обладает весьма неплохими познаниями в области права, оказания первой медицинской помощи, а так же тактической подготовки связанной непосредственно с его деятельностью и обладает определенными навыками по обращению со спец средствами, служебным оружием и гражданским оружием разрешенным к использованию в частной охранной деятельности. Обратим внимание что современные охранники обладают определенными разрядами( 4-й, 5-й, 6-й). отличия между ними заключается в том что охранник четвертого разряда может работать только со спецсредствами, охранник пятого разряда дополнительно имеет разрешение к использованию гражданского оружия разрешенного к применению в охранной деятельности, а охранник шестого может использовать все выше сказанное плюс дополнительно служебное оружие при наличии определенного разрешения. Заметим, что сдачей квалификационного экзамена все не заканчивается, охранники обязаны проходить так же периодическую проверку на действия связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Охранники шестого разряда проходят ее ежегодно, четвертого и пятого разряда раз в два года. К сожалению, непосредственный анализ современного механизма организации проведения этих проверок позволил установить тот факт, что практически пройти её не составляет никакого труда, необходимо лишь заплатить определенную сумму денежных средств за подготовку к сдаче зачета в соответствии с прейскурантом. Как следствие не вызывает сомнений вывод о том, что на рынке оказания охранных услуг работает большое количество охранников не усвоивших программу обучения. В результате в обыденной жизни приходится сталкиваться с непрофессиональными охранниками и в результате этого общения остаются только негативные эмоции, при этом стоит обратить внимание, что так же существует в этой сфере и определенное количество профессионалов, способных пройти все установленные проверки самостоятельно, обладающих даже более широким уровнем знаний, чем предусмотрено программой. Спрос на таких сотрудников достаточно велик, общение с руководством охранного предприятия позволило сделать вывод, что найти действительно знающего и образованного сотрудника достаточно проблемно. И таким образом можно сделать вывод, что в современном охранном бизнесе достаточно остро стоит проблема с профессиональными кадрами, способными самостоятельно принимать решения и адекватно действовать в нестандартных ситуациях.

Установление контакта с   несколькими охранными организациями с целью выявления их предложений для соискателей на должности охранников, позволил сделать вывод, что все предложения связаны с весьма напряженными графиками работы, количество часов которое приходится отрабатывать в месяц далеко выходит за рамки установленной Трудовым кодексом нормальной продолжительности рабочего времени, фактически выходит так, что охраннику приходится в два, а то и более раз больше уделять времени работе чем установлено законом, как следствие можно заметить, что это неблагоприятно сказывается как  на физическом, так и на психологическом состоянии человека, ведет к нервным срывам, стрессу и, разумеется, ни о каком профессионализме, вежливости и культуре сотрудника охраны в таких условиях речи идти не может.

Далее затронем вопросы касающиеся юридической ответственности частного охранника. Исходя из того, что охранник работает по трудовому договору он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно нормам Трудового кодекса РФ, вопросы дисциплинарной ответственности достаточно изучены в научных трудах и затрагивать их в рамках данной статьи мы не будем, единственное что отметим, что подавляющее большинство лиц работающих по трудовому договору, имеет весьма поверхностные познания в этой сфере, приходится констатировать низкий уровень познания в вопросах Трудового права который присутствует к сожалению не только у охранников, но и у весьма приличного процента населения в целом. И как следствие позволяет работодателям допускать ряд грубых нарушений при привлечении сотрудников к ответственности за дисциплинарные проступки.

Перейдем  к анализу административной и уголовной ответственности,  к которой может быть привлечен частный охранник. Очевидно, что частный охранник в предусмотренных действующим законодательством составах правонарушений является специальным субъектом, ввиду чего законодателем были сформулированы отдельные статьи для этих лиц. Рассматривая  административную ответственность, следует сказать, что к ней может быть привлечено не только лицо, обладающее правовым статусом частного охранника, но и граждане этим статусом не обладающие, но выполняющие охранные функции без соответствующего разрешения. Так, к примеру п.1 ст. 20.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации( далее – КоАП) предусматривает ответственность за незаконное осуществление  частной  охранной деятельности  в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Как видим в первую очередь это касается охранников работающих без лицензии, штраф можно сказать достаточно не большой и риск быть привлеченным к ответственности вполне компенсируется заработной платой. Но при этом заметим, что Охранная организация не может заключить трудовой договор с лицом не обладающим разрешением на выполнение охранных функций, а следовательно сотрудник без разрешения будет работать без официального трудоустройства, а значит и заработная плата будет выплачиваться неофициально без налогообложения, очевиден вывод так же и о нарушении Законодательства в сфере налогов и сборов как со стороны работодателя так и со стороны работника. Пункт 4 этой же статьи предусматривает ответственность за оказание охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований, это уже касается лицензированных охранников и руководителей охранных организаций. Так, к примеру если охранник будет работать не имея на руках удостоверение охранника, то он может быть вполне привлечен по этой статье и действительно неоднократно возникали  подобные случаи. Руководитель же охранной организации может быть привлечен за иные нарушения, к примеру, если на охраняемом объекте ведется видеонаблюдение, а требование закона об обеспечении посетителей объекта уведомления об этом еще до входа на объект в месте гарантирующем видимость не соблюдено. Статья 20.17 КоАП предусматривает ответственность за нарушение пропускного режима охраняемого объекта, под которым понимается самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, штраф установлен в размере от трехсот до пятисот рублей, можно сказать, что он действительно незначительный. Данная статья, прежде всего, касается сотрудников и посетителей охраняемого объекта, но охранник должен знать ее положения и предупреждать лиц о возможности привлечения их к административной ответственности за нарушения пропускного режима, который обеспечивается охранником, при этом руководству охраняемого объекта, где установлены указанные режимы, следует самостоятельно доводить до сотрудников возможность привлечения к административной ответственности по этой статье еще в момент трудоустройства в письменной форме под личную роспись в ознакомлении.

Уголовный кодекс Российской Федерации( далее – УКРФ) так же не оставил охранную деятельность без внимания, одной из его особенностей является то что к уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо, следовательно в данном случае непосредственно охранник. Так ст. 203 УКРФ предусматривает уголовную ответственность для работника частной охранной организации имеющего удостоверение частного охранника за превышение полномочий при выполнении им своих должностных обязанностей, особенностью указанного состава является наличие существенных нарушений прав и законных интересов граждан и ( или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, в случае же если деяние сопровождается применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекло тяжкие последствия то наказание будет достаточно серьезным вплоть до лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Анализ материалов для подготовки частных охранников позволяет заметить большое уделение внимания таким вопросам уголовного права, как понятие преступления, необходимой обороны, крайней необходимости при этом данные вопросы сами по себе достаточно сложны и требуют более внимательного их изучения, причем самостоятельно за рамками обучающего процесса. Так как охранники работают со спецсредствами и оружием и как следствие без достаточной правовой подготовки по указанным вопросам сами по себе представляют опасность для окружающих, следует заметить, что требования к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников устанавливаются приказами Министерства образования и науки по согласованию с органами МВД, но это лишь тот минимум знаний подлежащий усвоению, профессиональный охранник, особенно если он хочет и может сделать карьеру в сфере безопасности должен постоянно увеличивать уровень своих профессиональных знаний вплоть до получения юридического образования. Так же, к  сожалению приходиться замечать что выдавая охраннику оружие в недостаточной мере проводится проверка психологического состояния охранника, данный пробел необходимо восполнять и предусмотреть правовые механизмы тщательной  психологической экспертизы охранника вплоть до введения ограничений на выдачу оружия лицам не прошедших службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Что касается в целом состояния здоровья лица претендующего на получение разрешения на частную охранную деятельность, то список болезней, препятствующий  выдаче указанного разрешения достаточно ограничен, и содержится в Постановлении Правительства РФ от 19.05.2007 № 300»Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника». Внимание  в нем уделено только психике и остроте зрения человека.

Подводя итоги всему вышесказанному можно выделить ряд проблем характерных для охранного бизнеса. Во- первых это несомненно не достаточно высокий уровень профессиональных качеств частных охранников, образование в нашей стране переживает не самые лучшие времена, что также отразилось и на охранниках. Очевидно, что руководителям охранных организаций необходимо уделять определенное время и внутренние ресурсы на повышение профессионального уровня сотрудников. Во- вторых уровень контроля со стороны государственных органов за исследуемой сферой деятельности сложно назвать эффективным и его необходимо полностью пересмотреть. В- третьих анализируя непосредственно действующие нормативно- правовые акты регулирующие частную охранную деятельность, нетрудно заметить тот факт, что они нуждаются в систематизации, так как имеет место, по сути жуткая разбросанность правовых норма по различным документам, что отрицательно сказывается на стабильности исследуемых отношений. Ввиду сказанного можно порекомендовать законодателю полностью пересмотреть перечень нормативно- правовых актов регулирующих отношения в частной охранной деятельности, принятый в 1992 году закон уже практически устарел и необходимо в первую очередь разработать и ввести в действие нормативно правовой акт регулирующий именно частную охранную деятельность, ибо  действующий закон помимо охранной деятельности регулирует так же и частную детективную деятельность. Так как ошибочно регулировать два вида разной деятельности одним нормативно правовым актом, даже несмотря на то, что единственное что их связывает это связь с безопасностью и единые контролирующие органы.


Библиографический список
  1.  Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1( ред. От 02.07.2013) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, – №100 -  30.04.1992.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ( ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ – №25 -  17.06.1996 ст. 2954.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета – № 256- 31.12.2001.
  4. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ -  № 8 – 24.08.1992 ст.506
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 26.04.2010 № 430 «О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.08.2010 № 18248) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – № 40 -  04.10.2010
  6. Постановление Правительства РФ от 19.05.2007 № 300»Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника» // Российская газета – № 111 – 26.05.2007


Все статьи автора «Буров Андрей Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)