УДК 342.25

ОПРОС ГРАЖДАН КАК ФОРМА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Ямщикова Светлана Леонидовна
Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
Старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права

Аннотация
В статье рассмотрены основные вопросы правового регулирования такой формы непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения, как опрос граждан. Указано на то, что данная форма участия граждан в решении вопросов местного значения недостаточно активно используется органами местного самоуправления и рассмотрены примеры положительного опыта использования данной формы в работе местных органов и должностных лиц.

Ключевые слова: местное самоуправление, Опрос граждан, решение вопросов местного значения, формы участия населения в решении вопросов местного значения


POLL CITIZENS AS A FORM OF DIRECT PUBLIC PARTICIPATION IN ADDRESSING LOCAL ISSUES

Yamschikova Svetlana Leonidovna
Sterlitamakskij Branch of Bashkir State University
Senior lecturer in constitutional and municipal law

Abstract
The article describes the main regulatory issues such forms of direct citizen participation in matters of local importance as a survey of citizens. Pointed out that this form of citizen participation in addressing local issues are not actively used by local governments and the examples of good practices in this form in the work of local authorities and officials.

Библиографическая ссылка на статью:
Ямщикова С.Л. Опрос граждан как форма непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения // Политика, государство и право. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/12/1130 (дата обращения: 13.07.2023).

Федеральный закон №131-ФЗ от 11 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 31 устанавливает нормы, закрепляющие проведение опроса граждан на территории Российской Федерации [1]. Как форма непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения опрос граждан впервые был закреплен в обозначенном нормативном акте. В предыдущем законе №154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данная форма не была закреплена в отдельной статье, законодатель лишь указывал, что наряду с предусмотренными формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации и иным актам [2]. В действующем законе предусмотрены наравне с опросом формы  непосредственного осуществления населением  местного самоуправления, такие как, местные референдумы;  голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальные выборы; голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований; сходы граждан в сельских поселениях, где численность жителей не превышает 100 человек; собрания, конференции граждан; правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив – это участие граждан в опросах по различным вопросам местной жизни, собрания и конференции (собрания делегатов), публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, а также  территориальное общественное самоуправление [3. с. 38]. Кроме того, согласно тому же закону, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих законодательству, то есть  перечень форм прямой демократии не ограничен.

Некоторые авторы определяют опрос граждан как консультативный референдум (голосование), утверждая, что это просто разные термины для обозначения того же явления – голосования населения. Тем не менее, социологические опросы населения также имеют особое значение для выявления общественного мнения по тому или иному вопросу [4, с.124].

Законодатель предписывает правила опроса граждан, определяя данный институт как социологический, однако, по методам и результатам отличает его от консультативного голосования. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или части его территории для выявления мнения общественности и учета его результатов в принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местных органов [5].

Согласно нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  результаты опроса носят рекомендательный характер. Это означает, что органы местного самоуправления могут использовать в своей работе  изученное  общественное мнение по вопросам местного значения. В таком контексте можно видеть отличие опроса от консультативного голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований, результаты которого подлежат учету при решении вопросов о территории муниципального образования.

Практически в каждом муниципальном образовании есть акты местного значения, которые регулируют данную форму участия населения. В муниципальных образованиях Республики Башкортостан такая форма непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения, как опрос граждан используется органами местного самоуправления. Так, Уставом Городского округа город Салават урегулированы вопросы относительно опроса граждан на муниципальном уровне. Так, опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или части его территории для выявления мнения местного сообщества и рассмотрения его результатов, в принятии решений органами местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и органов государственной власти. В опросе граждан имеют право участвовать жители, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального района или Главы городского округа – если вопросы являются вопросами местного значения 2) органов государственной власти Республики Башкортостан для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель городского округа. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, то есть Советом. В нормативном правовом акте Совета о назначении опроса граждан устанавливается дата и сроки, формулировка вопроса, предлагаемые гражданам; методики проведения опроса, форма опросного листа; количество лиц, которые должны быть опрошены [6].

В Уставе ГО город Стерлитамак закреплены нормы о проведении опроса граждан [7]. В городе принят соответствующий нормативный акт, закрепляющий процедуру проведения данной формы непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения Решение Совета городского округа г. Стерлитамак от 27 июня 2006 г. № 2/11з «Об утверждении положения о порядке назначения и проведения опроса граждан» [8].

В ГО город Уфа в Уставе есть соответствующие нормы, регулирующие данный институт [9], а также принято Решение Совета городского округа от 24 мая 2006 г. N 11/9 «Методика приведения опроса граждан», где нормы данного акта достаточно подробно излагают процедуру проведения опроса граждан в данном муниципальном образовании [10].

Надо отметить, что данная форма недостаточно активно используется на местном уровне в Российской Федерации, однако есть положительный опыт такой деятельности. В ГО город Тюмень Тюменская городская Дума приняла Решение «О проведении опроса граждан в городе Тюмени» с 14.06.2012 по 27.06.2012. по вопросу проведения благоустройства площади «400-летия Тюмени» без возведения объектов капитального строительства. Было опрошено 107653 жителей этого муниципального образования 94% респондентов высказались «За» и лишь 6% были «Против».  Результаты опроса были использованы местными органами, которые организовали конкурс на благоустройство площади  [11].

На официальном сайте Совета городского округа город Стерлитамак можно ознакомиться с результатами опроса граждан «По вопросам качества предоставляемых услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры и деятельности органов местного самоуправления на территории городского округа город Стерлитамак за 2009 год» [12].

Советом депутатов в муниципальном образовании Протвино Московской области был проведен опрос граждан по вопросу размещения в муниципальном образовании стеклотарного завода. По его результатам 98,5% жителей высказались «Против». Данные были учтены, хотя заинтересованные в таком производстве лица не хотят отступать от своих планов и пытаются реализовать этот проект [13].

Таким образом, изучая теорию и практику проведения опросов граждан в разных муниципальных образованиях, можно сделать вывод, что правовая база представлена как актами федерального и регионального значения, так и актами местных органов, что позволяет сделать вывод о наличии необходимого минимума правовых норм для регулирования соответствующего института. Очевидно, что более активное использование этого института на практике позволило бы местным органам эффективнее работать в плане учета интересов и настроений населения, а также способствовало бы продуктивному взаимодействию с местным сообществом.   Однако, практика реализации закрепленных норм оставляет желать большего, так как данная форма не особенно активно используется органами местного самоуправления.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. (ред. от 14.11.2013 г.) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон №154-ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (не действует)
  3. Н.Е. Коваленко. Местное самоуправление как форма демократии. Учебное пособие. – М., – 2008.
  4. Тимофеев Н. С. Муниципальное право России: учебник, М: 2008.
  5. Ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 (ред. от 14.11.2013) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  6. Устав городского округа город Салават от 14.12.2005 № 1-3/50 (в ред. от 22.08.2013 № 3-23/278))
  7. Устав городского округа город Стерлитамак от 13.12.2005 г. № 2/3з / Стерлитамакский рабочий от 23.12.2005 г.№3/6
  8. Решение Совета городского округа г. Стерлитамак от 27.06.2006 г. № 2/11з «Об утверждении положения о порядке назначения и проведения опроса граждан» [8].
  9. Устав городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.12..2005 г. №39/3
  10. Методика проведения опроса граждан утверждена решением Совета городского округа от 24.05.2006 г. N 11/9.
  11. Официальный сайт Администрации ГО г. Тюмень / URL: http://www.tyumen-city.ru/informacii/opros-grajdan/protokol-o-rezulytatah-oprosa/
  12. Официальный сайт Совета ГО г. Стерлитамак / URL: http://sovet.sterlitamakadm.ru/citizen_participation/surveys_citizens/
  13. Официальный сайт общественно-политической газеты Протвино сегодня / URL: http://www.proseg.ru/news/news_179.html


Все статьи автора «svetlanastr»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: