УДК 339.234.1

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мартасов Д.В.1, Мартасова Д.В.1
1ФГБОУ ВПО МГУ им Н.П. Огарева, студент 4 курса

Аннотация
На современном этапе актуальна проблема правового регулирования государственных корпораций, которая заключается в том, что нет единого нормативно-правового акта, регулирующий деятельности данной организационно - правовой формы в связи с чем, в отношении вновь созданной государственной корпорации принимается отдельно взятый федеральный закон, определяющий различные функции, полномочия, органы управления и т.д., что не позволяет выделить единую концепцию данной организационно-правовой формы на практике.

Ключевые слова: государственная корпорация, органы управления, полномочия, функции


PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC CORPORATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Martasov D.V.1, Martasova D.V.1
1Ogarev Mordovia State University, student 4 year

Abstract
At the present stage Actual problems of legal regulation of public corporations, which is that there is no single legal act regulating the activities of the organizational - legal form in this connection, for the newly created state corporation adopted separately taken a federal law that defines various functions , authority, government, etc., which does not identify a single concept of the organizational and legal form in practice.

Keywords: authorities, functions, powers, public corporation


Библиографическая ссылка на статью:
Мартасов Д.В., Мартасова Д.В. Проблемы правового регулирования государственных корпораций в Российской Федерации // Политика, государство и право. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/01/1194 (дата обращения: 30.04.2017).

В середине 2000-х годов в России появляется новый вид некоммерческих  организаций – государственная корпорация, нормативно-правовое регулирование которой было закреплено в ст. 7.1 ФЗ 12.01.1996 года №7-ФЗ « О некоммерческих организациях». Анализируя, данную статью ФЗ можно вывести некоторые особенности, которые присуще государственным корпорациям:

1.      Создание и ликвидация осуществляется на основании федерального закона.

2.      При создании не требуются учредительные документы.

3.      Не распространяются нормы ФЗ «О несостоятельности и банкротстве».

4.      Не распространяются на государственные корпорации нормы ФЗ»О некоммерческих организациях», а именно п. 3 ст.32 ФЗ, где регламентируется порядок осуществления контроля  за деятельностью некоммерческих организаций.

5.      Имущество, переданное РФ государственной корпорации, является её собственностью

Таким образом, мы можем отметить, чтобы приобрести статус государственной корпорации необходимо принять федеральный закон о конкретном юридическом лице , в котором бы регламентировалась деятельность данного субъекта гражданского права.

Стоит подчеркнуть, что на сегодняшний момент в РФ существует 6 государственных корпораций, а именно: Росатом, Ростехнологии, Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Олимпстрой, Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В юридической литературе достаточно остро дискутируется вопрос о дальнейших путях правовой регламентации деятельности государственных корпораций. В частности, многие учёные  подчёркивают, что для более эффективного функционирования данной организационно-правовой формы следует принять базовый нормативно-правовой акт, который бы  позволил отразить единый правовой механизм его  применения.

По нашему мнению, в ближайшее время не следует принимать федеральный закон по следующим основаниям:

1. Невозможность формирования ясных общих целей для всех корпораций. Каждая государственная корпорация имеет свою сферу деятельности: атомная энергия, ЖКХ, в банковской сфере, в сфере страхования  банковских вкладов, а также в сфере строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта и т.д., то есть мы может отметить, что законодатель не имеет общей концепции в определении конкретных сфер, в которых могут создаваться данные некоммерческие организации ,и, как правило, их функционирование направлено на решение стратегических задач российского государства. Отражение идентичных целей в общем федеральном законе невозможно из-за большого расхождения в сферах деятельности: к примеру, для сферы атомной энергии характерно проведение государственной политики исключительно в сфере использования атомной энергии, тогда,  как для Фонда по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства характерно осуществление и развитие исключительно сферы ЖКХ. Таким образом, цели государственных корпораций не имеют ничего общего между собой.

2. Невозможность формирования ясных общих функций для всех корпораций. Каждая из государственных корпораций указывает в ФЗ о своей деятельности именно те функции, для которых она была создана. Как и в первом случае, слишком большое разнообразие сфер деятельности государственных корпораций не позволяет уточнить какие-либо общие функции для корпораций в целом.

3. Невозможность определения в общем федеральном законе о государственных корпорациях единых полномочий и видов деятельности. Как и в предыдущих двух случаях, основной упор делается именно на сфере деятельности, в которой осуществляет свои полномочия государственная корпорация. К тому же, состав этих полномочий существенно отличается по объему. К примеру, у Росатома их целых 35. У некоторых государственных корпораций, в частности, как Росатом имеются особые функции, а именно принятие нормативно-правовых актов в области атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечение ядерной и радиационной безопасности ,нераспространение ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.   Поэтому рациональнее было бы определить виды деятельности государственных корпораций в конкретных законах, нежели формировать общие и единые виды деятельности и полномочия в базовом законе, что в принципе невозможно.

4. Существенные упущения в органах управления. Сами органы управления в большинстве государственных корпораций являются идентичными, но их количество и субъекты, участвующие в  их назначения являются различными. К примеру, в наблюдательный совет Росатома входят 9 членов (8 из которых – представители Президента и Правительства + генеральный директор) – ст.23 ФЗ [1]. В Внешэкономбанке в состав наблюдательного совета входят 9 человек ( 8  членов и председатель, ч.2 ст. 10). Председателем  наблюдательного совета является Председатель Правительства РФ, а также он и назначает остальных членов наблюдательного совета.[2] В Агенстве по страхованию вкладов совет директоров состоит из 13 членов (7 представителей Правительства Российской Федерации, 5 представителей Банка России и генеральный директор Агентства) (ч.1 ст.18 ФЗ от 23 декабря 2003 года №177 «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».[3] В состав наблюдательного Совета Государственной корпорации «Ростехнологии» входят 9 членов: 4 представителя Президента, 4 представителя Правительства РФ, генеральный директор является членом наблюдательного Совета по должности ( ч.2 ст. 10 ФЗ).[4] Таким образом, можно сделать вывод, что логичное определение количества членов, входящих в органы корпораций было бы уместно именно в конкретных законах о государственных корпорациях, нежели поиск решения проблем с количеством членов, при создании единого закона.

5. Безусловно, создавая государственную корпорацию  в конкретной сфере деятельности, государство стремится решить проблему о передаче решения части государственных полномочий конкретным коммерческим структурам для более эффективного управления. Проанализировав различные законы о государственных корпорациях можно заметить то, что данные организационно-правовые формы не могут ставить своей целью извлечение прибыли и её распределение между членами, в связи с тем, что они являются некоммерческими организациями. Но мы считаем, что на практике государственные корпорации, достигнув определённых экономических показателей в их деятельности, является некой промежуточной организационно-правовой формой, которая позволяет впоследствии изменить на другую организационно-правовую форму. В частности, буквально недавно государственная корпорация «РОСНАНО» перестала быть государственной корпорацией и произошла процедура реорганизации в ОАО «Роснано». По словам, председателя правления  Анатолия Чубайса АО «РОСНАНО» продолжает реализацию государственной политики в сфере нанотехнологий, включающую коммерциализацию научных разработок наноиндустрии. Изменение статуса и структуры «РОСНАНО» позволит компании стать более динамичной и эффективной, четко сфокусирует деятельность ОАО на достижении бизнес – результатов, создании инфраструктуры наноиндустрии.[5] Стоит подчеркнуть, что в ближайшее время и другие государственные корпорации будут преобразованы в другие организационно-правовые формы,а именно: Ростехнология просуществуют до  2014 года , а после будет реорганизовано в акционерное общество. Для “Олимпстроя” и Фонда реформирования ЖКХ законом установлены сроки работы – 2015 и 2013 гг. соответственно.[6] Для Агенства по страхованию вкладов в Минэкономразвития хотели предусмотреть статус “юридического лица публичного права”. Статус Внешэкономбакнка не определен – или акционерное общество, или юридическое лицо публичного права. Перспективы “Росатома” также не утверждены. Таким образом, принятия единого закона не является вопросом острой необходимости и принятие единого закона о государственной корпорации представляется невозможной и нецелесообразной.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-Ф3 “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”  // Российская газета” от 5 декабря 2007 г. N 272
  2. Федеральный закон  от  17 мая 2007 г. N 82-ФЗ “О банке развития”// Российская газета от 24 мая 2007 г. N 108
  3. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” // Российская газета”, N 261, 27.12.2003
  4. Федеральный закон  от 23.11.2007 г. №270-ФЗ « О Государственной корпорации «Ростехнологии» // Российская газета, N 264- П, 26.11.2007
  5. «Госкорпорация РОСНАНО преобразована в открытое акционерное общество – [ Электронный ресурс].- URL: http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/75593 (дата обращения: 27.04.2013).
  6. Адарченко Е.О. Государственные корпорации как вид юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. 2012.№7. С.13-16


Все статьи автора «Мартасов Дмитрий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: