УДК 343.97

ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ С КОРРУПЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМ ОПЫТОМ

Хайрутдинова Лилия Рафильевна
Институт экономики управления и права (г. Казань)
Корпоративный юрист, ассистент кафедры уголовного права и процесса

Аннотация
В статье рассматриваются способы развития гражданского общества в Республике Татарстан и зарубежных странах, обозначены проблемы, негативно влияющие на процесс взаимодействия органов власти и гражданского общества. Предложены перспективные направление о повышении качества общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Ключевые слова: взаимодействие, государство, гражданское общество, коррупция., местное самоуправление, органы власти, перспективы развития


INTERACTION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS WITH STATE AUTHORITIES IN COMBATING CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN COMPARISON WITH FOREIGN EXPERIENCE

Khairutdinova Lily Rafilevna
Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
A corporate lawyer, assistant professor of criminal law and procedure

Abstract
The article discusses how the development of civil society in the Republic of Tatarstan and foreign countries, identified the problems affecting the process of interaction between government and civil society. Perspective directions of improving the quality of public control over the activities of state and local governments.

Библиографическая ссылка на статью:
Хайрутдинова Л.Р. Взаимодействии институтов гражданского общества с органами государственной власти в противодействии с коррупцией в Республике Татарстан в сравнении с зарубежным опытом // Политика, государство и право. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/03/1468 (дата обращения: 30.04.2017).

Процесс построения гражданского общества в Республике Татарстан имеет ряд особенностей, наиболее важными из которых являются: во-первых, вовлечение институтов гражданского общества в органы государственной власти и местного самоуправления, во-вторых, обеспечение транспарентности власти, а также развитие правовых, социальных и демократических начал в построении и активности социального контроля со стороны гражданского общества. Антикоррупционная политика направлена не только на достижение эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов, но и на взаимодействие с ними и в связи с постоянным давлением государства на общество, процесс становления и формирования демократического института необходим [1, с.44]. 

В связи с чем, необходимо разработать эффективные механизмы антикоррупционного взаимодействия гражданского общества с органами местного самоуправления. Задачами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются [2]:

1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;

2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;

3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;

4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;

5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Государство публично поощряет создание некоммерческих неправительственных организаций участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Цель государственной поддержки неправительственных организаций – создание условий для устойчивого развития институтов гражданского общества и усиление их роли в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны органов государственной власти.

А.Н. Невоструев, отмечает, что российское общество прошло непростой путь: от личной инициативы к первым формам организованности, затем – к созданию организаций и далее – к координации и определенной системе их деятельности взаимодействия. Сформировался новый тип взаимоотношений людей, идей, организаций и власти [3, с.68].

Ф. Р. Джантуева в своих исследованиях, выделяет систему «гражданское общество – государство», что подчеркивает конфликт интересов между интересами группы, обладающей властью, и потребностями, т.е. противоречия выступают источником, побуждающим к изменениям в политической и социально-экономической жизни общества [4]. Исходя из приведенных мнений, общество нуждается в построении стабильного демократического государства с организационно-социальными отношениями, защищенными правом и государством.

Еще одним аспектом проблемы развития гражданского общества в Республике Татарстан является вопрос о его правовой базе. В России в целом, процесс формирования основ гражданского общества, остается еще проблемой. Так реализация проектов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, развитие общественной активности граждан путем обеспечение участия граждан в решении общегосударственных и вопросов местного самоуправления [5, с. 64], реализация проектов в области гражданского образования. Следует отметить, что проблема построения гражданского общества не может ограничиваться только простым закреплением в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, т.е. должна быть автономия воли гражданского общества, при этом необходимо еще создать эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий каждому представителю института гражданского общества воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод. Так ученый-криминолог П.А. Кабанов [6, с.22] проводит мониторинг взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, путем определения коэффициента их вовлеченности, при этом исследование проводиться исходя из данных полученных с официальных сайтов органов власти [7, с.9]. Исходя из предложенного способа оценки вовлеченности, проводится мониторинг и характеристика вовлеченности представителей институтов гражданского общества в деятельности специализированных антикоррупционных органов министерств и ведомств Республики Татарстан.

Таким образом, мы видим важность развития гражданского общества для создания и поддержания демократической системы.  Новый формат взаимодействия с институтами гражданского общества создает дополнительный стимул для вовлечения населения для обеспечения общественной безопасности. Так как становление гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи и действует по принципу – чем более развито гражданское общество, тем демократичнее становится государство.

При диагностике и рэнкинге коррупционных преступлений в Республики Татарстан можно выделить следующее: За 4 месяца 2013 года в Республике Татарстан было выявлено 614 преступлений против государственной власти и интересов службы (аналогичные показатели прошлого года – 350 фактов. Также выявлены 141 факт злоупотребления должностным положением (за тот же период прошлого года в – 51), 242 факта служебного подлога (96 в прошлом году). Выявлен 191 факт взяточничества (больше на 46,9% по сравнению с 2012 годом), из которых 2 в крупном размере. Было пресечено 83 факта получения взятки, 72 факта дачи взятки и 36 фактов посредничества во взяточничестве. Завершено расследование с направлением в суды по 378 коррупционным преступлениям. За совершение коррупционных преступлений в 2013 г. осуждено более 100 человек [8].

Гражданское общество в США включает в себя широкий спектр организаций, которые позволяют лицам, для достижения своих социальных, экономических и политических устремлений через свои организации беспрепятственного, исходя из собственных интересов, потребностей и приоритетов. В США преданы идее о том, что общественные интересы рациональны, когда же представители гражданского общества имеют возможность выбрать цели, организации, направления и причины, которые они поддерживают [9].

Гражданское общество включает в себя различные формы социальной организации, формирующиеся добровольно гражданами для продвижения общих целей и интересов. Они включают в себя независимые общественно-политические организации, правозащитные организации, организации, которые защищают права человека и продвигают демократию, гуманитарные организации, частные фонды, благотворительные фонды, общественные объединения и некоммерческие корпорации. Это не касается политических партий.

Группы гражданского общества в США используют коммуникационные технологии для информирования представителей институтов гражданского общества о следующих проблемах: борьба с коррупцией, помощь при стихийных бедствиях, а также обсуждение и разъяснение прав и возможностей людей [9].

Основным препятствием в реализации данного предложения является отсутствие на сегодняшний день в Республике Татарстан оснащение каждого жителя коммуникационными технологиями или же предоставление бесплатного доступа каждому представителю гражданского общества в сеть Интернет. Какие перспективы есть данного предложения: во-первых, каждый представитель гражданского общества всегда может выйти на связь для обсуждения, не отрываясь от своего рабочего места или места работы, во-вторых, коммуникационное оснащение стимулирует активное вовлечение институтов гражданского общества с органами власти, в-третьих, виртуальное участие представителей институтов гражданского общества исключает возможность представителям власти документально подделать их присутствие на обсуждении вопросов различных сфер жизни, где их участие является обязательным. Создание так называемой информационно-коммуникационной демократии, дает возможность в Республике Татарстан укрепить основы прозрачности работы государственных структур и власти местного значения, при этом потребность общества постоянно контролировать и публично оценивать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления намного возрастет.

Далее, рассмотрим китайское гражданское общество, которое пробуждается, несмотря на цензуру и постоянный контроль. В Китае, социальные сети постепенно меняют отношения между гражданами и органами государственной власти. Прежде всего, в этом можно убедиться на примере все более и более масштабных протестов против повальной коррупции, которая поразила государственные учреждения и все сферы деятельности на всех уровнях [10].

Во Франции развитию гражданского общества положила знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [11]. Ключевым фактором в сохранении доверия Правительству Франции является его способность принимать решения, не компрометируя себя конфликтами интересов. Таким образом, для того, чтобы привлечь правительство к ответственности и сохранить доверие к государственным учреждениям, необходима прозрачность. Законы о свободе информации (FOI) дают возможность людям иметь доступ к нераскрытой информации. Чтобы такая политика была успешной, общественность должна четко понимать свои права в соответствии с законом, иметь возможность беспрепятственно делать нужные запросы и должна быть защищена от возможных мер наказания [12].

А вот в Германии каждый гражданин имеет право индивидуально и/или вместе с другими лицами письменно обратиться с просьбами или жалобами в Комитет по петициям (далее – Комитет), так называемый Petitionsausschuss или в Бундестаг, который передает их в Комитет по петициям для последующего рассмотрения, при этом ходатайство дает каждому право защищать себя против несправедливости, дискриминации и неправомерного обращения со стороны государственных органов [13, с. 403]. Жалобу можно подать путем заполнения специальной формы, которая содержится на официальном сайте Petitionsausschuss, а также можно обратиться непосредственно в Комитет. Комитет по петициям функционирует в 16 федеральных земель, а центральный комитет находиться в городе Берлин. Финансирование проводиться государством на достаточно высоком уровне, дабы не было коррупции в самом Комитете. В состав него преимущественным большинством входят юристы, которые классифицируются в соответствии с функциями управления и специальной подготовкой для рассмотрения петиций и разрешения возникшего спора. Юристы работают в должности государственных служащих, они являются независимыми от воздействия государственных структур, но при этом подотчетны Конституционному суду ФРГ. В Комитете функционирует отдел по борьбе с коррупцией, который подразделяется на политическую коррупцию и коррупцию общего типа. Рассмотрение жалобы проводиться от 2-х недель до 3-х месяцев, при этом если жалобы отдельных граждан касаются деятельности Федерального правительства, то петиция передается соответствующему ведомству. На свои заседания Комитет по петициям может пригласить членов Федерального правительства и потребовать от них устной или письменной информации. Комитет вправе также заслушивать свидетелей, экспертов, просителей и обращаться за официальной помощью в суды и административные органы. Соответствующий министр должен быть своевременно предупрежден о заслушивании просителей, свидетелей и экспертов. Борьба с коррупцией (korruptionsbekämfung) ведется по всем сферам, но больше жалоб за 2011/2012 год поступило по коррупционным преступлениям медиков и фармацевтической индустрии, а также коррупции в бюро по трудоустройству [13, с. 403].

Так, развитие демократии идет по пути государственно-правовой институализации гражданского общества, формирования многопартийности, новых институтов народного представительства, т.е. создания посредников между гражданином и властью. Все это не могло не подорвать авторитета представительной демократии. В этой связи необходимо создание действенных механизмов прямого взаимодействия между гражданином и органами власти. Вызов современности таков, что правовая наука обязана предложить оптимальную систему прямых и обратных связей между органами государственной власти, гражданским обществом и отдельными гражданами [14, с. 42].

Несмотря на сложные социально-экономические и политические условия, можно ответить на вопрос: Перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Татарстан: иллюзия или реальность? На самом деле активность социального контроля не только не сократилась, но и постепенно возрастает одновременно с ростом потребности в социальной помощи. Тем не мене, целью гражданского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества.

Итак, выводами данного исследования является утверждение о том, что анализ моделей взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти зарубежных стран может быть заимствован и применим в Республике Татарстан с целью выработки решений и эффективности их реализации в целях повышения результативности взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти. Стоит надеяться, что реализация данных идей приведет к стабилизации системы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в Республике Татарстан, как передового и инновационного субъекта Российской Федерации.


Библиографический список
  1. Хайрутдинова Л. Р. Характеристика вовлеченности представителей институтов гражданского общества в деятельность специализированных антикоррупционных органов министерств и ведомств Республики Татарстан // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 44–48.
  2. Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 г. №34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» (ред. от 19.01.2010) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2006. № 5. Ст. 1464.
  3. Невоструев Н. А. К вопросу о создании элементов гражданского общества в дореволюционной России (Методология исследования истории гражданских отношений в России во второй половине XIX – начале XX века) // АНТРО: Анналы научной теории развития общества. 2006. Вып. 1. С. 53–68.
  4. Джантуева Ф. Р. Проблемы формирования гражданского общества в России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii (дата обращения: 10.10.2013).
  5. Джагарян Н. В. Муниципальная представительная демократия в России: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 64–68.
  6. Кабанов П. А. Основные формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления в области противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2012 № 6. С. 22–24.
  7. Кабанов П. А. Основные формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами в сфере противодействия коррупции и некоторые показатели оценки его эффективности // Следователь. 2011. №4. С.9–13.
  8. Борьба с коррупцией в Республике Татарстан // http://mvd.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/203622.htm (Дата обращения: 07.10.2013 г.)
  9. La Chine, sa société civile et la lutte contre la corruption // http://www.inosmi.ru/world/20121120/202401122.html#ixzz2iuOYtsmg (Дата обращения: 07.10.2013 г.)
  10. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Французская Республика: Конституция и законодательные акты. – М., 1989 г.
  11. Civic Engagement // http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/france-ru/ (Дата обращения: 07.10.2013 г.)
  12. Хайрутдинова Л. Р. Сравнительная характеристика взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти субъектов российской федерации в сфере противодействия коррупции и функционирования общественного контроля в федеративной республике германия и ее федеральных землях // Процессуальные, криминалистические, уголовно-правовые и криминологические проблемы ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления в России и Германии: материалы Международного научно-практического форума в рамках Года Германии в России 2012 /13 – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. С.401–404.
  13. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41–44.


Все статьи автора «Хайрутдинова Лилия Рафильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: