УДК 347.73

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И США В ОБЛАСТИ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Коновалюк Оксана Владимировна
Институт истории и права, Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова
магистрант

Аннотация
В данной статье проведен сравнительно -правовой анализ основных характеристик местных бюджетов в России и США. Проведенное исследование позволило определить насколько опыт США применим для национальной бюджетной системы. Выявлены проблемы формирования и правового регулирования местных бюджетов в России.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджетный процесс, местные бюджеты, налоговые доходы, органы местного самоуправления, расходы


COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE BUDGETARY LEGISLATION OF RUSSIA AND USA IN THE FIELD OF LOCAL FINANCE

Konovaluyk Oksana Vladimirovna
Institute of history and law, Khakass State University. NF Katanov
master student

Abstract
This article conducted comparative legal analysis of the main characteristics of local budgets in Russia and the USA. The study made it possible to determine how the USA experience is applicable for the national budget system. Identified problems of formation and legal regulation of local budgets in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Коновалюк О.В. Сравнительно-правовой анализ бюджетного законодательства России и США в области местных финансов // Политика, государство и право. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/06/1689 (дата обращения: 30.04.2017).

В связи с проведением реформы бюджетной системы России и повышением эффективности бюджетных расходов особый интерес проявляется к опыту зарубежных стран. Причем, необоснованная инновация в бюджетной сфере может негативным образом сказаться на благополучии и социально-экономическом развитии отдельных регионов и муниципальных образований. США является страной с развитой экономикой. Тем самым, представляется целесообразным сравнить бюджетное законодательство в России и США и предложить пути решения проблем местных бюджетов в России на основе американского опыта.

Приступая к сравнительному анализу бюджетного законодательства, следует отметить, что Россия и США являются федеративными государствами с трехуровневой бюджетной системой, которая состоит из федерального (государственного бюджета), регионального бюджета (бюджет штатов) и местных бюджетов. Однако отличительной характеристикой США является то, что к местным бюджетам относятся бюджеты городов и тауншипов, американских округов, муниципалитетов, а также бюджеты муниципальных образований с ограниченной ответственностью (школьные округа и районы специального обслуживания) [1, с. 73]. В России же местные бюджеты могут быть представлены бюджетами городских округов и муниципальных образований, которые в свою очередь включают бюджеты городских и сельских поселений.

В настоящее время, основными нормативными актами, регулирующими бюджетный процесс в США является Конституция, Закон «О бюджете, учете и отчетности» (1921 г.) и Закон «О контроле над бюджетом и замораживании фондов» (1974 г.) [2, c.1]. Бюджетное законодательство в России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, законодательство субъектов и система нормативно- правовых актов органов местного самоуправления [3, ст.2].

Кроме того, важной характеристикой бюджетной системы страны являются закрепленные в бюджетном законодательстве принципы, на которых основан весь бюджетный процесс. Так, бюджетная система США строится на таких принципах как: прозрачность бюджета, единство бюджета, универсальность бюджета, специфичность бюджета, сбалансированность бюджета, стабильность, ориентированность бюджетных расходов на результат, подотчетность [2, c.2]. В то время, ст. 28 БК РФ закрепляет следующий перечень принципов бюджетной системы РФ: единства, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; (см. текст в предыдущей редакции) сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, прозрачности (открытости), достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов, единства кассы.

Таким образом, важным отличием бюджетной системы США является его прозрачность и открытость. Группы по интересам в США имеют 535 открытых дверей (535 конгрессменов), через которые они могут войти и попытаться повлиять на то, чтобы их точка зрения была учтена в дебатах по поводу бюджета [4]. Однако в России данный принцип не реализуется в полной мере. Вся информация, публикуемая в СМИ, о состоянии бюджета должна быть понятна и ясна каждому гражданину. Однако зачастую такая информация доступна к пониманию только ограниченному кругу лиц, как правило, специалистам в данной отрасли.

Одним из критериев для сравнительного анализа местных бюджетов в России и США является принцип действия бюджета во времени. Так, традиционно во всех странах бюджет любого уровня утверждается на очередной финансовый год. В США для местных бюджетов не установлены сроки начала и окончания финансового года, чаще всего они совпадают со сроками, установленными для федерального бюджета с 1 октября текущего года по 30 сентября следующего года. Для сравнения в России, финансовый год совпадает с календарным годом. Бюджетное управление конгресса США и Административно-бюджетное управление проводят корректировку своих планов по экономике и бюджету до середины августа. Предполагается, что работа ассигнующего комитета и бюджетного комитета, безусловно, будет завершена к началу нового финансового года, чего в действительности не происходит, процесс затягивается и переходит на очередной финансовый год [4]. Такой механизм не приемлем для России, т.к. порождает колоссальную неопределенность и проблемы финансирования министерств.

Бюджетный процесс представляет собой деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по составлению проекта бюджета на очередной финансовый год, его рассмотрению и утверждению, а также исполнение бюджета и утверждение отчета по исполнению бюджета. Традиционно, в большинстве странах стадии бюджетного процесса совпадают, однако можно выделить особенности, связанные с государственным устройством, уровнем экономического развития страны и историческими традициями.

В США функции по составлению, утверждению и исполнению местных бюджетов возлагаются на органы местного самоуправления, которые обладают достаточной автономией в области финансов. Так, в полномочия главы администрации (Сити – менеджера) входит обязанность по составлению проекта бюджета, который он направляет в законодательный орган муниципалитета (Городской Совет) на утверждение на специальном заседании. Городской совет назначает время и место публичных слушаний по проекту бюджета, одно из которых должно пройти как минимум за 60 дней до начала очередного финансового года и публикует информацию об этих слушаниях. Далее идет обсуждение и утверждение бюджета на законодательном уровне. Городской устав требует ежегодного независимого аудита бюджета[5, с.2-3].

В России же составление проекта бюджета находится в компетенции администрации муниципального образования, а именно финансового органа, исполняющего бюджет.  Исполнение бюджета муниципального образования начинается после его утверждение представительным органом местного самоуправления. В России действует казначейская система исполнения бюджета, которая предполагает, что получением и перераспределением бюджетных средств занимаются специальные органы – Федеральное казначейство РФ, либо его региональные подразделения.

Обратимся к опыту США, там исполнением бюджета занимается Центральный банк (банковская система исполнения бюджета). Так Министерство финансов перечисляет средства на счета уполномоченных банков, которые, в свою очередь, доводят их до получателей бюджетных средств [6, с.2].

В России банковская система исполнения бюджета существовала до 1992 года. Переход к казначейской системе был обусловлен усилением контроля над расходованием бюджетных средств.

Рассмотрим структуру доходов местных бюджетов. В США и России доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых поступлений и межбюджетных трансфертов.  Однако в США местные налоги играют самостоятельную роль и служат основой доходной части местных бюджетов. В свою очередь они подразделяются на прямые и косвенные налоги, надбавки к федеральным налогам,  собственные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах. В сравнении с отечественным бюджетным законодательством, налоговые поступления местных бюджетов формируются за счет поступления в бюджет федеральных, региональных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов. К местным налогам в настоящее время относят налог на имущество физических лиц и земельный налог, которые в полном объеме поступают в бюджет данного муниципального образования. В США поимущественный налог с физических и юридических лиц составляет 30% общих доходов местных бюджетов, в то время как в России в основном местные бюджеты формируются за счет от таких налогов как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.

Кроме того, бюджетный механизм каждого государства различается по способам взаимодействия между уровнями бюджетной системы. В местные бюджеты США могут поступать средства из федерального бюджета в форме субсидий, либо программ распределения доходов. Причем, исполнительные органы муниципалитетов за счет субсидий могут финансировать только строго определенные сферы экономики (здравоохранение, образование, жилищное строительство и т.д.). Отечественная бюджетный механизм предполагает, что финансовая помощь от бюджета другого уровня может поступать в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной помощи.

Проведя анализ бюджетного законодательства США и России, можно говорит о том, что, не смотря на сходные стадии бюджетного процесса, структуру бюджетной системы в этих странах, все же они имеют кардинальные различия. Причем, применять опыт зарубежных стран можно, только учитывая социально- экономические, исторические и иные особенности нашей страны. Например, успех социально-экономического развития американских муниципальных образований состоит в широких бюджетно – налоговых  полномочиях, автономии по формированию местных бюджетов, а также высокой доли местных налогов (более 22% от консолидированного бюджета США). В то время как в России большинство муниципальных образования дифференцированы по уровню социально-экономического развития, их бюджеты дотационны и полностью зависят от помощи вышестоящих бюджетов. Таким образом, проблема неблагополучия российских муниципалитетов кроется в несоответствии объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Так, в настоящее время доходы местных бюджетов  не превышают 12% от консолидированного бюджета РФ. Таким образом, решением проблемы могло бы стать увеличение доли отчислений от таких налогов как налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.

Кроме того, в России налоги, сборы и штрафы, уплачиваемые организациями за вред, причиненный в процессе их хозяйственной деятельности, поступают в федеральный и региональный бюджеты, что достаточно не целесообразно, поскольку данные средства должны быть направлены на устранение таких последствия и на развитие территории муниципального образования, что входит в полномочия администрации данного муниципалитета.  Вместе с тем, в США местные налоги включают экологические налоги, поимущественный налог, сборы с транспортных средств [7,с. 6].

Положительным моментом бюджетного механизма США можно назвать, применяемое с 1949 года, бюджетирование, ориентированное на результат на основе программно-целевого способа расходования средств бюджетов всех уровней. Впрочем, в России переход к программно-целевому бюджету начался в 2010 году, однако сроки формирования такого бюджета для органов местного самоуправления переносится каждый год.

Как показал анализ, опыт США в области местных бюджетов достаточно показателен и имеет много положительного, однако не всегда приемлем для России. Например, за образец построения бюджетного процесса не следует брать пример США, в части  банковского исполнения бюджета, перенесения сроков исполнения бюджета и огромного дефицита бюджета.


Библиографический список
  1. Финансовое право: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.В. Запольского. – М.: Юридическая фирма «Контракт»: «Волтерс Клувер», 2011. – 792 с. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 05.05.2014).
  2. Крохина Ю.А. Правовое обеспечение бюджетного процесса в странах «Большой семерки» и России / Ю.А. Крохина // Финансовое право. – 2013. – № 1. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 05.05.2014).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: введен Федер. закон Рос. Федерации 09 июля 1999 № 159-ФЗ: в ред. Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 1-ФЗ // Рос. газ. – 1998. – №153-154; 2014. – №24.
  4. Цзян В.Ш. Правовые основы реформы в Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. / В.Ш Цзян. – Москва, 2006. – 187 с.
  5. Информация об отдельных аспектах формирования бюджетов на местном и региональном уровнях в США / Россия и США рубежи сотрудничества // Информационно-аналитический бюллетень. – 2013. – №10.
  6. Матевосян С.С. Правовое регулирование бюджетного процесса в зарубежных странах / С.С. Матевосян // Финансовое право. – 2010. № 4. – С. 26-28. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 05.05.2014).
  7. Каюров Е.А. Некоторые аспекты повышения эффективности системы формирования доходов местных бюджетов в России / Е.А. Каюров // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 9. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 05.05.2014).


Все статьи автора «Аксинья Коновалюк»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: