УДК 336.1

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА

Пенчук Анна Витальевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Данная статья освещает вопросы организации и дальнейшего совершенствования целевых программ в Российской Федерации. Использование данного инструмента управления направлено на повышение эффективности бюджетных расходов.

Ключевые слова: бюджетная целевая программа, государственные программы Российской Федерации, мониторинг эффективности, управление расходами бюджета, федеральные целевые программы, целевые программы


DIRECTIONS FOR IMPROVING TARGETED PROGRAMS AS A TOOL FOR COST CONTROL BUDGET

Penchuk Anna Vutalevna
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
This article covers the organization and further development of targeted programs in the Russian Federation. The use of this management tool aimed at increasing the efficiency of public spending.

Библиографическая ссылка на статью:
Пенчук А.В. Направления совершенствования целевых программ как инструмента управления расходами бюджета // Политика, государство и право. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/06/1730 (дата обращения: 01.05.2017).

Как теоретические основы финансов, так и практическая организация бюджетного процесса рассматривает целевые программы в качестве инструмента государственного управления расходами бюджета. Целевые программы – это взаимоувязанный по целям, срокам, ресурсам комплекс мероприятий, направленных на решение задач социально-экономического, экологического, культурного развития.

В мировой практике используют термин «бюджетные целевые программы», т.е. комплекс программных мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется полностью за счет бюджетных средств. Это дает возможность их отличить от иных программных проектов и программ социально-экономического развития.

Статус бюджетной целевой программы предполагает ее включение в программную структуру расходов бюджета, которая представляет собой распределение бюджетных ассигнований в соответствии с законом (решением) о бюджете по целевым статьям классификации расходов бюджета (соответствующим целевым программам) с привязкой к главным распорядителям средств бюджетов.[1]

Формирование системы целевых программ базируется на следующих принципах:

  • разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти в части разработки и реализации целевых программ;
  • уникальности программных мероприятий;
  • единства нормативно-правовой базы;
  • инновационно-инвестиционной ориентации;
  • актуальности и своевременности бюджетных расходов.

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие виды целевых программ:

  • государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы;
  • федеральные и региональные целевые программы;
  • ведомственные целевые программы;
  • адресные целевые программы (федеральная, региональные).

В литературе представлено множество классификаций целевых программы. В зависимости от объема бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий можно выделить:

  • целевые программы, которые имеют значительный объем финансирования (государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»);
  • целевые программы, которые содержат не значительный объем финансирования (государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»).

В зависимости от направления выделяют следующие виды целевых программ:

  •  программы развития отдельных отраслей и секторов экономики (федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы);
  • программы развития смежных отраслей и секторов экономики (федеральная целевая программа «Социально-экономическое  развитие Курильских островов (Сахалинская область)» на 2007-2015 годы)

Необходимость совершенствования целевых программ обусловлена наличием следующих недостатков:

  • дублирование мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ. Так государственная программа «Развитие транспортной системы» и входящая в ее состав федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) имеют схожие цели, задачи и целевые индикаторы;
  • отсутствие единых подходов к сбору и предоставлению информации о выполнении показателей, большое количество методик их расчетов;
  • неполное соответствие утвержденных целевых программ требованиям порядка разработки и методическим указаниям. В некоторых программах отсутствуют обоснованные сценарии реализации мероприятий с учетом рисков;
  • отсутствие эффективного мониторинга реализации целевых программ.

Во избежание дублирования целесообразно сократить количество федеральных целевых программ и включить запланированные в них мероприятия в состав государственных программ Российской Федерации.  Не менее важным направлением совершенствования является доработка целевых программ по содержанию.

Важнейшим направлением дальнейшего совершенствования целевых программ остается мониторинг за ходом реализации целевых программ. В международной практике широко используется модель интегрального оценивания эффективности бюджетных программ, которая подразумевает оценку результатов анкетирования и присвоение статуса программам («эффективная», «неэффективная», «адекватная»).

Необходима оптимизация затрат на разработку и управление целевыми программами. Этого можно достичь за счет активного внедрения программных продуктов, которые обеспечивают автоматизацию процессов разработки и управления целевыми программами.


Библиографический список
  1. Васюнина М.Л. Методологические подходы к формировании программного бюджета // Финансовая аналитика: проблемы и решения // Изд. Финансы и кредит; № 42, 2011
  2. Портал государственных программ Российской Федерации -http://programs.gov.ru/Portal/programs/list
  3. Официальный сайт федеральных целевых программ – http://fcp.economy.gov.ru


Все статьи автора «PenchukAnna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: