УДК 340.12

ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В СВЕТЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Маркова Виола Александровна
Львовский государственный университет внутренних дел
соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры теории и истории государства и права

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема защиты прав детей. Рассматривается вопрос внедрения ювенальной юстиции, как основной составляющей защиты прав детей в условиях нынешнего времени.

Ключевые слова: дети, защита, права, ювенальная юстиция


PROBLEM OF PROTECTION OF RIGHTS FOR CHILDREN IN THE LIGHT OF JUVENILE JUSTICE

Markova Viola Aleksandrovna
Lviv State University of Internal Affairs
postgraduate of Legal Sciences, Department of Theory and History of State and Law

Abstract
The problem of protection of rights for children is examined in this article. The question of introduction of juvenile justice is examined, as a basic making protection of rights for children in the conditions of present time.

Keywords: children, defence, juvenile justice, rights


Библиографическая ссылка на статью:
Маркова В.А. Проблема защиты прав детей в свете ювенальной юстиции // Политика, государство и право. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/06/1742 (дата обращения: 14.07.2023).

Следует отметить, что именно Декларация о правах ребёнка, сформулировала основоположные принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав детей. В ней были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, правительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их обязательному и постоянному соблюдению. Основной её тезис состоял в том, что “человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет”[1,с.15]. В преамбуле Конвенции о правах ребенка подчёркивается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения [2].В данном документе указываеться, что защита ребенка должна происходить, еще до его рождения, это в определенной мере может касаться вопросса биоэтики и определенно порождает дискуссии по вопроссам установления фактического момента, когда права ребенка должны стать объектом защиты со стороны государства. Особенно важно, обезпечить на надлежащем уровне юридическую защиту прав ребенка в условиях нашего времени с учетом его потребностей, надлежащей государственной целевой политики социализации детей, что также касаеться вопросов создания условий для получения на надлежащем уровне образования, возможности детьми принимать активное участия в деятельности спортивных и физкультурно – оздоровительных учереждений, вести здоровый образ жизни и быть юридически грамотной личностью.

В соответствии с положениями Декларации прав ребенка, предусматривается, что ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании со стороны окружающих, особенно это касается его родителей, которые должны нести прямую ответственность за его воспитания на надлежащем уровне. На обществе и на органах публичной власти, должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию, такие дети особенно нуждаться в помощи и потдержке [3].

Актуальным в условиях нынешнего времени, остаётся вопрос создания условий для соответствующей социализаций детей попавших в сложные жизненные ситуации. Проблема “детей улицы”, остаётся достаточно актуальным вопросом во всех странах. Особенно много бездомных детей можно встретить на улицах мегаполиса в поисках средств к существованию. Необходимо отметить, что в условиях нашего времени, проблема “детей улицы” негативно влияет на оперативную обстановку. В своем большинстве дети живущие в условиях улицы, склонны к совершению преступлений разного характера, в том числе особо тяжких.

Возникает логических вопрос о необходимости создания надлежащих условий для социализации трудных подростков. Как отмечает А.М. Яковлев: “Социализация индивида – процесс усвоения человеком норм и ценностей окружающей его социальной среды, протекающий как на рационально – сознательном, так и на эмоционально – рефлекторном уровне”[4,с.166].

К сожалению, большинство “детей улицы” являються жертвами своих же недобросовестных родителей, которые ведут маргинальный способ жизни и проблемой утраты социально-ценностных ориентиров в современном обществе. Дети склонны повторять негативные формы поведения представителей маргинальных групп, что порождает проблему наркомании и детского алкоголизма в условиях негативного влияния внешней среды. Основная проблема детей – это социально-психологическая неустойчивость, что порождает проблему связанную с возможностью попадать под негативное влияния лидирующего субъекта.

Между тем в возрасте 4 – 5 лет, по мнению многих психологов, ребенок уже начинает осознавать свою внутреннюю жизнь и оценивать окружающих людей, их поступки. “Если в этом возрасте лишить ребенка привязанности к людям, то он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний, или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле”[5].

Психолог Л.Ф.Обухова, справедливо отмечает: “Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества”[5].

В последнее время наблюдается негативная тенденция увеличения числа безпризорных детей, это проблема всемирного масштаба, которая встречается во многих странах и связанна она, не только с вопросами социально-экономического кризиса, но и соответственно играет роль “человеческий фактор” родителей, что связанно с проблемой утраты морально-ценностных ориентиров в большинстве семей.

В общем, росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению)[6,с.117-119]. Большинство детей оказываться на улице, вследствии отсутствия надлежащего воспитания и маргинального способа жизни их родителей из числа неблагополучных лиц употребляющих алкоголь и наркотические препараты, неспособных создать надлежащих условий для нормального развития ребенка, его обучения на соответствующем уровне социализации в условиях внешней среды.

Семья играет существенную роль в формировании личности ребенка, в его воспитании. Ее состояние может служить показателем современного не только социально-экономического, но и правового положения детей. “Следствием широкого проникновения насилия в жизнь семьи являются распад семей, снижение уровня рождаемости, семейного воспитания, детской безнадзорности, что, в свою очередь, стимулирует правонарушения несовершеннолетних. Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс. – самоубийство. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске”[7,с.32].

Социальные исследования устанавливают, что несовершеннолетние преступники имели неблагополучную семью. Часто это общая атмосфера неуважения родителей к детям, жестокость относительно них, демонстративное безразличие, пьянство. Количество семей, которые распадаются, постоянно растет. Это приводит к тому, что дети чувствуют себя в собственной семье ненужными, чужими, начинают искать контактов вне семьи и, в противовес ей, переносят негативный опыт и накопленную озлобленность на окружающих [8,с.23].

Понятно, что одной из наиболее уязвимых социальных групп, которым государство должно предоставлять особенную охрану и защиту, является семья, в частности – семья, в которой рожден и воспитывается ребенок. Основанием повышенного беспокойства о семье со стороны общества и государства является то, что семья являет собой особенную общественную ценность, выполняя свойственные лишь ей одной социальные функции[9,с.5],какие, в первую очередь, выражаются в “воссоздании” жизни, то есть рождении и воспитании детей, формировании их индивидуального сознания[10,с.158].

И хотя для общества представляет ценность осуществления семьей всех ее функций (репродуктивной (продолжение  рода), производительной (экономической) и воспитательной), однако особенное социальное значение приобретают именно репродуктивная и воспитательная. Так в социологической литературе справедливо отмечается, что семья влияет на всю жизнь человека, но наиболее значительная ее роль в самом начале ее жизненного пути, когда закладываются моральные, психологические, эмоциональные принципы личности[10,с.161].

В частности необходимо разрешения двух групп проблем. Первая группа – это фоновые или внешние проблемы, которые возникают при взаимодействии семьи с внешним миром и связаны с особенностями социально-экономической ситуации (резкое падение уровня жизни, неуверенность в завтрашнем дне, социальная  незащищенность и тому подобное), вторая – внутренние проблемы, связанные с внутренними изменениями, пережитыми семьей в связи с изменением ее исторического типа, с новыми тенденциями в ее развитии в качестве социального института и взаимоотношениями с обществом [11,с.7].

Внутрисемейный кризис в условиях современного времени, порождает проблему детской беспризорности. К сожалению, очерченная проблематика негативно влияет на оперативную обстановку, так-как связана с ростом несовершеннолетней  преступности.

Из проведенных А.Л. Арефьевым социологических исследований  следует, что по образу жизни беспризорные, несмотря на детский или юношеский возраст, стремятся подражать взрослым, при этом не всегда лучшим их качествам. В итоге курят 77,2%, употребляют алкогольные напитки – 64,2%, наркотики – 27%, имеют опыт половой жизни 29,7% опрошенных. Из потребляющих наркотики: потребляют токсические вещества (“нюхальщики”) – 12,6%, “курево” (анашу, гашиш, коноплю, марихуану) – 9,5%, героин – 2,3%, средство “Карат” по уходу за кожаной обувью, одеждой – 2%, другие наркотические вещества (включая лекарственные препараты) – 2,9%.  Уже в 12-летнем возрасте доля потребляющих наркотик достигает четверти, а в 16-17 лет – до 40%. Половую жизнь ведут в 14 лет уже 40% беспризорных, в 16 лет – более 70% [12].

В частности, можно выделить негативные факторы, которые сопутствуют активному привлечению несовершеннолетних лиц к криминальной субкультуры, а именно : негативная обстановку в семье и ее негативное влияние;  наркотизация несовершеннолетних лиц ; негативный пример родственников и близких лиц и знакомых; неблагоприятные жизненные условия ( к ним в частности относиться: беспризорность, отсутствие родителей, опекунов или лиц, что их заменяют, отсутствие постоянного места жительства, надлежащег контроля со стороны педагогов, представителей общественности и тому подобное); влияние негативной информации и  асоциальная ориентация подростка, фрустрация личности  [ 13,  с. 13 ]

В условиях улицы беспризорными детьми ведущим маргинальный способ жизни, совершаються различные виды криминально-наказуемых посягательств в составе группы, как правило с целью завладения чужим имуществом с последующей его реализацией. В американском сообществе в ответ на ситуацию безнадзорности и беспризорности детей, на отклонения в их жизни и поведении стали возникать различные общественные движения (например, движение “За спасение детей”), видящие свою миссию в установлении в американском обществе светской разновидности нравственности, в исправлении нарушителей закона, а также в обучении “беспризорников, бродяг и пьяниц более пристойному образу жизни”[14, с. 154-155].

Вследствие реализации данной миссии стали создаваться приюты и “реформатории” (исправительные заведения для несовершеннолетних). Одновременно развивалась система попечительского присмотра при которой судья не назначал наказание ребёнку, а отдавал его под присмотр конкретным гражданам[15,с.430], ставшая впоследствии приоритетной в работе с детьми – правонарушителями и детьми из группы риска [16].

Необходимо четко понимать, что большинство детей оказавшихся в условиях улицы, все-таки  желают  социализироваться в обществе,  получить определенного характера образования, трудоустроиться и изменить свой образ жизни антисоциального характера. Для разрешения указанной проблематики, необходимо практическое внедрения комплекса мероприятий социально – правового характера в условиях реализации института  ювенальной  юстиции.  Исключительно в качестве модели защиты прав  ребенка в условиях современного времени с использованиям действенных механизмов профилактики правонарушений и прохождения процедуры реабилитации несовершеннолетних лиц, находящихся в сложной жизненной ситуаций с учетом их потребностей социального характера.

Одним из позитивных направлений защиты прав ребенок в условиях современного времени, является создания института  омбудсмена. Данный институт также можно рассматривать в контексте составляющей ювенальной юстиции, так-как его основа должна базироваться исключительно на защите прав и законных интересов детей с учетом возрастных категорий последних. Омбудсмен – защитник гражданских прав – охраняет как публичные, так и личные интересы, частную сферу жизни. Институт омбудсмена введен более чем в ста странах мира и показал свою эффективность в восстановлении нару­шенных прав человека и гражданина [17, с.85].

“С юридической точки зрения, – пишет В.В. Бойцова, – институт омбудсмена в определенном смысле соединяет в себе силу законодательной, энергич­ность исполнительной и мудрость судебной власти. Его можно отнести к ново­му типу обеспечения правовой культуры и управленческой морали”[18,с.5].

Так, Э.Б. Мельни­кова утверждает, что “растущий организм ребенка, подростка плохо защищен от неблагоприятных внутренних и внешних влияний. Это мо­жет привести к конфликту с окружающими, с требованиями закона, к более частым нарушениям прав несовершеннолетних со стороны взрослых”. И далее автор формулирует два неотъемлемых признака юридического понятия несовершеннолетнего: а) возрастная неадаптированность (неприспособленность) несовершеннолетних к меняющим­ся условиям жизни; б) специальная повышенная правовая защита, предусмотренная в законах.[19,с.12]. Ювенальная юстиция должна рассматриваться как основа защиты прав детей с учетом их возрастных характеристик, особенностей умственного развития, социально -психологического климата.

По моему мнению, институт ювенальной юстиции должен носить исключительно комплексный характер по линии скоординированного взаимодействия направленного на защиту социально – уязвимой категории населения – детей. В основу ювенальной юстиции необходимо включать не только специализированые суды по делам несовершеннолетних, но и психологические,  реабилитационные  центры деятельность, которых  должна быть направлена на надлежащий уровень психологической реабилитации детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Необходимо заметить, что внедрения института ювенальной юстиции носит социальный характер с особенностями создания специализированых учреждений для поддержки детей.

В таком авторитетном документе международного значения, как Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних “Пекинские правила”  предусматриваеться принцип максимального ограничения применения уголовно – процессуальных  мер  в  отношении несовершеннолетних лиц. Так, в положениях данного документа подчеркивается, что содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени, и по возможности заменяется другими альтернативными мерами наказания [20, с.153; 161]. Специфика работы с несовершеннолетними правонарушителями предусматривает необходимость учитывать их особый возраст, социально-психологическую незрелость и использования механизма ограничения свободы в исключительных случаях в соответсвии с установлеными процесуальными и международными нормами.

В  положениях Ереванской декларации “Прокуратура и ювенальна юстиция” отмечается, что ювенальной юстиции должно уделяться особенное внимание со стороны судебных, правоохранительных и социальных структур с учетом особой уязвимость тех лиц, делами которых они занимаются. В  сфере  судопроизводства, прокурор  должен принимать ко вниманию особую социальную уязвимость несовершеннолетнего лица, возможное смягчение степени его ответственности с учетом особой социальной уязвимости, а также уделять особенное внимание его правам [21].

Поскольку, институт ювенальной юстиции носит комплексный характер, направленный на защиту прав детей, существует необходимость учитывать деятельность правозащитных организаций с учетом их работы связанной с социально-психологической поддержки нуждающихся детей. В частности, Р.Ю. Шульга сделал вывод, что органы государственной власти в настоящее время никоим образом не проявляют дея­тельного интереса к установлению партнерского взаимодействия с правоза­щитными организациями за исключением тех случаев, когда их представите­ли на время предвыборных кампаний ищут поддержки неправительственных правозащитных организаций, пользующихся авторитетом у населения [22, с.18-19].

Подростки по своим психологическим особенностям, еще не способны полностью осознавать собственные поступки и отвечать за них перед законом. Однако их можно перевоспитывать и помочь адаптироваться в обществе. Ювенальная юстиция выходит за пределы юриспруденции. К работе с подростками, которые вступили в конфликт с законом, привлекаются сотрудники социальных служб и правозащитных организаций, педагоги, психологи и специалисты других отраслей. Центральным учреждением ювенальной юстиции является суд, хотя и со многими специфическими особенностями [23,с.2-3].

В.М. Ткачев, акцентирует внимание на ключевой роли специализированного ювенального суда в системе ювенальной юстиции. По его определению “ювенальна юстиция – это система защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, которая объединяет вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних всевозможные специализированные службы правоохранительных органов, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественные правозащитные организации” [24 с.25-27.]. В основе ювенальной юстиции лежит принцип социальной насыщенности, который предусматривает широкое использовании в сфере ювенальной юстиции психологических, педагогических, медицинских знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних подсудимых, социально – психологических признаков их личности. Зарубежный опыт работы ювенальной юстиции содержит такой вариант внедрения этого принципа как “социальное досье”, которое готовится параллельно с расследованием преступления / криминального проступка, совершенного несовершеннолетним [25,с.48-49,53-54].

Внедрения института ювенальной юстиции требует надлежащей разработки соответствующий нормативно-правовой базы с учетом международных норм по проблемам прав человека в условиях нанешнего времени. В основе ювенальной юстиции, должен лежать основоположный принцип верховенства права и приоритетной защиты законных интересов и прав ребенка, недопустимости ограничений в сфере общения с родителями без надлежащих на законодательном уровне основаниях, что прямо базируется на правовых позициях Европейского Суда по правам человека. Очерченный институт ювенальной юстиции, должен рассматриваться не только в правовом, но и социально-педагогическом аспекте и быть направленным на приоритетное разращения проблем наших детей, так – как чужих детей не бывает.

Ювенальная юстиция должна включать в себя социально -реабилитирующую функцию, связанную с оказаниям необходимой помощи детям, оказавшимся в условиях улицы, надлежащего сопровождения маргинальных семей из “группы риска” и оказания помощи в сфере социальной адаптации в условиях кризисной ситуации. Необходимо создать условия при которых, ребенок получит помощь комплексного характера и также его родители с учетом всех особенностей индивидуально – сложившейся ситуации.

Существует прямая необходимость создания специализированных учреждений по исследованию проблем прав детей и оказания надлежащего уровня помощи, так – как дети – это наше будущее и их судьба находиться в наших руках. Если своевременно помочь ребенку, который в этом нуждаться, направить его по правильному жизненному пути, помочь социализироваться в обществе, его жизнь может сложиться по другому – стать значительно лучше, так-как сам ребенок будит понимать, что он нужен обществу, его не покинули в трудной жизненной ситуации, а помогли адаптироваться в условиях социума.

Рассматривая правовые позиции Европейского Суда по правам человека можно констатировать, что в основе ювенальной юстиции не может быть негативная составляющая, связанная с разрушениям родственных связей ребенка с родными и близкими людьми. Именно институт ювенальной юстиции, должен быть направлен на исключительную защиту прав ребенка с учетом всех его особенностей, оказания социально – реабилитирующей помощи, психологической и моральной поддержки. Специфика работы с детьми требует от представителей юридических профессий глубоких познаний в области детской психологии, высокого уровня подготовки при общении с детьми.

По моему мнению, институт ювенальной юстиции – не может быть связан исключительно по линии работы с трудными  подростками –правонарушителями, это было б не совсем корректно, так-как помощь необходимо оказывать специализированным учреждениям ювенального профиля,  всем  детям,  которые в этом нуждаться, семьям с детьми с учетом особенности каждой отдельно взятой жизненной ситуации. Необходимо понимать, что дети это особенная социально-уязвимая категория, требующая особого внимания и моральной поддержки, но также необходимо понимать, что в силу своих психологических особенностей и особого социально- уязвимого статуса в условиях нашего общества, дети имеют высокий уровень виктимности и становиться жертвами  преступных посягательств.

Также, необходимо создать условия для проведения на надлежащем уровне профилактики с целью предотвращения нарушений прав детей. Необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с детьми, их родителями, либо законными представителями на правововую тематику по линии особенностей защиты прав ребенка, осуществлять на высоком уровне правовую пропаганду.


Библиографический список
  1. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. Москва, 1997.
  2. Конвенция про права ребенка // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua.
  3. Декларация прав ребенка Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.otpok.ru/item/1050.html
  4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. Под ред, Пчелинцевой Л.М. М.,1999.
  5. Обухова Л.Ф Детская (возрастная) психология М.,2000. с. 374.
  6. Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3.
  7. Поленина С.В. Реализация конституционного принципа равноправия полов // Государство и право, 1998, № 6.
  8. Бабенко С.Ю., Вітвіцька В.В., Ковальова І.І. Причини та умови злочинності неповнолітніх: [наук.-прак. посіб.] / Бабенко С.Ю., Вітвіцька В.В., Ковальова І.І. – Донецьк: Донецький юридичний інститут ЛДУВС ім. Дідоренка, 2009. – 228 с.
  9. Рабец А. М. Семейное право: Курс лекций. – Белгород: Везелица, 1998. – 192 с.
  10. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994. – 384 с.
  11. Королева Е. Н. Формирование государственной стратегии семейной политики: экономический аспект: Автореф. дисс. … канд. эконом. наук: 08.00.05. – СПб.: Санкт-Петербургс. ун-т экономики и финансов, 1996. – 19 с.
  12. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/725/829/1219/006.AREFIEV.pdf
  13. Виговський Д.Л. Кримінальна субкультура в механізмі злочинності неповнолітніх: Автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.08 / Д.Л. Виговський ; Ін-т держави і права ім. В.М.Корецького НАН України. — К., 2006. — 20 с. — укp.
  14. Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., Бек, 1994
  15. Тарасова Е. П. Детские суды за границей Дети-преступники Под ред. М. Н. Гернета. М., 1912. с. 430
  16. Максудов Р., Флямер М., Ювенальная юстиция: взаимодействие государства и общества в реагировании на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолетних (исторический экскурс и методологический анализ) // Вопросы Ювенальной Юстиции. Альманах. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (HAH). М., 2001. № 1. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nan.ru/almanax/html //19 июля 2004.
  17. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 1996. с. 85.
  18. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. М., 1996.
  19. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция:      Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии / Э.Б. Мельникова. Изд. “Дело”. М.: 2000. 272 с.
  20. Документы ООН, касающиеся заключенных. М., “Права человека”, 2000. С.153; 161.
  21. Особливості кримінального провадження щодо неповнолітніх // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zaochka.net/arenda.
  22. Шульга Р.Ю. Защита прав человека неправительственными правозащитными организациями: теоретический и практический аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.01). М., 2001. – 28 с.
  23. Створення та розвиток системи ювенальної юстиції в Україні // Вісник Верховного Суду України. – 2005. – № 5.
  24. Ткачев В.В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции// Российская юстиция. – 2002. – № 2.
  25. Кудрявцева Н. И. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительная характеристика : учебно-метод. пособие для студентов юридического факультета / Н. И. Кудрявцева. – Курск : [б.в.], 2003. – 105 с.


Все статьи автора «Маркова Виола Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: