УДК 349.6

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ

Печаткин Александр Сергеевич
Саранский Кооперативный Институт
Аспирант

Аннотация
В данной статье рассматривается эколого-правовая категория «эколого-правовой принцип». Приведены основные нормативно-правовые источники закрепления эколого-правовых принципов.

Ключевые слова: международные принципы, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, экология, эколого-правовой принцип


REGULATORY AND LEGAL SOURCES SECURING ENVIRONMENTAL AND LEGAL PRINCIPLES

Pechatkin Alexander Sergeevich
Saransk Cooperative Institute
Graduate student

Abstract
This article examines the environmental and legal category of "eco-legal principle". The main regulatory sources securing environmental and legal principles.

Библиографическая ссылка на статью:
Печаткин А.С. Нормативно-правовые источники закрепления эколого-правовых принципов // Политика, государство и право. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/07/1772 (дата обращения: 30.09.2017).

Понятие «эколого-правовой принцип» включает в себя множество положений как закреплённых в законодательном порядке, так и не закреплённых, но неразрывно связанных с ним. Эта связь может быть установлена при рассмотрении взаимодействия права с другими социальными регуляторами, взаимопроникновении идей, понятий, теорий. Примером тому может служить концепция устойчивого развития, которая из научной концепции перешла в глобальную, признанную на уровне ООН стратегию развития человечества.[1] Данная концепция значительно повлияла как на международное законодательство, так и на национальное законодательство в области взаимодействия общества и природы. Принцип «устойчивого развития» закреплен в ФЗ «Об охране окружающей среды», являющимся базовым законом регулирующим взаимодействие общества и природы в Российской Федерации. В статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» провозглашено: «научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды»[2]. Данный принцип является связующим звеном между научной обоснованностью принимаемых решений, международным экологическим правом и системой отечественного законодательства. Особенно следует сделать акцент на научной обоснованности законодательства в области взаимодействия общества и природы, под которой следует понимать соответствие законодательных норм и осуществляемых на их основе управленческих решений, уровню научных знаний в данной области. Это особенно важно для экологического права, которое призвано регулировать общественные отношения в системе «общество-природа».

Нормативно-правовые источники эколого-правовых принципов целесообразно разделить по основанию положения в иерархической структуре права. Особо следует отметить группу принципов не закреплённых в правовых актах, но выводящиеся из них логическим путём, из смысла закона. Также в эту группу представляется возможным включить эколого-правовые принципы находящиеся на стадии формирования и возведённые на уровень обобщённого положения, которые отражают своим содержанием непосредственную правоприменительную практику.

Ряд положений эколого-правового характера закреплено в Конституции РФ. К ним относятся: статья 9 пункт 1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»; статья 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»; статья 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»[3]. Исходя из иерархического положения Конституции РФ и верховенства  закреплённых  в  ней  норм  над  нормами  других  правовых актов, представляется возможным полагать, что эколого-правовые нормы закреплённые в ней исходны, определяют общие направления развития, что подходит под характеристику категории «эколого-правовой принцип». Конституционные нормы переходят в другие законодательные акты и реализуются в более конкретной области применения.

Остаётся спорным вопрос принятия положений нормативно-правовых актов в качестве эколого-правовых принципов. В разрешении этого вопроса не может быть не затронута ещё одна важная проблема, заключающаяся в выделении эколого-правовых принципов из правовой системы в качестве самостоятельного структурного образования.

К разрешению данной проблемы можно подойти с теоретической и практической стороны. С теоретической стороны следует обратиться к понятию «принцип» и из признака его основоположенности, обобщённости,  сопоставив с соответствующими положениями можно сделать вывод относительно его принятия или неприятия в качестве такового. Применительно отдельных положений законодательного акта выделение их в качестве принципов возможно исходя из степени обобщения ими смыслового поля права. С  практической стороны, учитывая то, что принципы не простой набор бездейственных положений, а действенное (функционирующее) структурное образование правовой системы. Проведя сравнение эколого-правовых принципов с другими правовыми нормами, по признаку наличия особых функций, несводимых к правовым нормам, представляется возможным их отнесение к группе эколого-правовых принципов. Следует также отметить третий подход к разрешению вопроса об отнесении различных правовых положений к эколого-правовым принципам. Этот подход можно назвать формальным, исходя из него, принципами является всё то, что признано на законодательном уровне, прописано в законодательном акте. Примером тому, может служить ФЗ «Об охране окружающей среды», в котором в статье 3 прописаны принципы регулирования взаимодействия общества и природы и ряд других законодательных актов: Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, в которые также включены свои принципы. Каждый из вышеназванных подходов предъявляет свои требования к отнесению правовых положений к категории «эколого-правовой принцип».

В Российской Федерации базовым законом регулирующим взаимодействие общества и природы является Федеральный Закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В статье 3 данного законодательного акта приведён перечень, включающий  23 принципа. Данные принципы являются основополагающими в отечественном законодательстве, что следует из формулировки ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов». Внесение их в законодательный акт, предоставляет им правовую силу, включающую общеобязательность и меры по обеспечению их реализации в общественных отношениях. Следует привести ещё одну важную особенность данных эколого-правовых принципов включающую их содержательную сторону, которая вбирает в себя, в целом все другие нормы отечественного законодательства в области регулирования взаимодействия общества и природы, тем самым являясь залогом непротиворечивости законодательных положений.

Кроме ФЗ «Об охране окружающей среды» эколого-правовые принципы включены и в ряд других законодательных актов: Лесной кодекс, Водный кодекс, Земельный кодекс. В качестве примера можно привести принципы одного из вышеназванных законодательных актов Лесного кодекса, первый принцип статьи 1 гласит: «устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала», четвёртый принцип «обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей  общества в лесах и лесных ресурсах»[4]. Относительно этой группы эколого-правовых принципов следует отметить их тесную взаимосвязь с основными принципами ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирующими взаимодействие общества и природы. Принципы этой группы законодательных актов конкретизируют содержание принципов ФЗ «Об охране окружающей среды» и направлены на менее общую область регулирования, имеющую свою специфику, но всё же признающиеся также принципами, только более конкретной области правового регулирования. Положение статьи 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» о том, что любая деятельность «оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов» закрепляет ведущую, базовую роль данного законодательного акта в регулировании взаимодействия общества и природы.

Далее следует привести ещё одну группу источников эколого-правовых принципов, это международные принципы охраны окружающей среды. К ним относятся общепризнанные на международном уровне принципы взаимодействия суверенных государств и других участников экологических правоотношений, направленные на установление общих правил в области взаимодействия с окружающей средой. В литературе, применительно к международным принципам, принято деление по международным источникам, имеющим наибольшее значение в развитии экологического права. К таким источникам относятся: Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды (1972); Всемирная хартия природы (1982); Декларация по окружающей среде и развитию (1992). Значение этих международных документов обусловлено направленностью на глобальный уровень, признанием ценности сохранения природы для будущих поколений, необходимостью объединения усилий государств в решении возникающих экологических проблем[5]. К числу международных эколого-правовых принципов следует отнести: принцип защиты окружающей среды; принцип не нанесения вреда природе другого государства, действиями совершаемыми на собственной территории; принцип ответственности за нанесение вреда природе другого государства и другие принципы. Данные эколого-правовые принципы включают в себя обширный комплекс сложившихся отношений государств по поводу регулирования отношений в области взаимодействия с окружающей средой. Эти отношения складывались по мере возрастания воздействия человека на природную среду и необходимостью регулирования на глобальном уровне процессов связанных с негативным воздействием на природную среду.    Международные принципы приобретают особое значение на современном этапе развития человечества в целом и обуславливаются взаимосвязанностью процессов происходящих в биосфере. Только совместными усилиями государств возможно преодолеть негативные последствия воздействия на окружающую среду и предотвратить возможные грядущие экологические кризисы. Для такого международного экологического сотрудничества необходима разработка единых эколого-правовых принципов,  объединяющих своим содержанием научную обоснованность предпринимаемых действий и концентрирующих совместные усилия с целью преодоления экологического кризиса.

К числу эколого-правовых принципов относятся принципы не закрепленные законодательно, но формулирующиеся из смысла содержания законодательного акта или других составляющих правовой системы. Также к данному виду принципов следует отнести эколого-правовые принципы находящиеся на стадии формирования и те принципы, которые отражают правоприменительную практику, основания эколого-правовой культуры и эколого-правового сознания. В качестве примера таких принципов можно привести: принцип экологической обоснованности принимаемых решений, принцип естественного равновесия биосферы, оптимальное соответствие общества и окружающей среды, обеспечение приоритета общественного интереса над частным, экологическая чистота человеческой деятельности, компенсация соответственно значениям меры производимых у природы изъятий и экологическая ответственность[6]. Относительно приведённых эколого-правовых принципов, стоит отметить целесообразность и значение их выделения в качестве таковых, которая заключается в необходимости выяснения функциональных особенностей принципов, не только установленных законодательно, но и исторически сформировавшихся в общественном сознании. Они несут в себе потенциал для развития законодательства, вбирая в себя в обобщённом виде: результаты междисциплинарных исследований системы «общество-природа», уровень правовой культуры и экологической культуры, степень экологизации законодательства и другие комплексы, связующие собой различные отрасли знаний и направленные на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. Признание таковых принципов в качестве правовых условно, если речь идёт о несоответствующих законодательству положениях, но потенциально, учитывая тенденцию развития правовой системы, такие принципы могут быть закреплены в законодательных актах. Таким образом, включая в себя в обобщённом виде результаты научных достижений, данный вид эколого-правовых принципов, является связующим звеном между принципами закреплёнными в законодательном порядке и находящимися на стадии формирования. Необходимо отметить ещё одну важную особенность данного вида принципов, это направленность на развитие всей правовой системы и достижении такого уровня взаимодействия в системе «общество-природа», который будет характеризоваться состоянием устойчивости. Ведущая роль в аккумуляции, осмыслении и развитии эколого-правовых принципов принадлежит философскому знанию, которое «включает в себя способ освоения социоприродного окружения людей с целью формирования наиболее благоприятной для всех форм жизни среды, а также соблюдение нравственных принципов, творческое развитие которых связано с поиском норм экофильного поведения, ориентиров взаимного развития общества и природы, с переосмыслением исторического опыта человечества»[7]. Данная группа принципов важна для более полного и  глубокого осмысления сущности законодательства в области взаимодействия общества и природы. Они несут в себе потенциал для совершенствования законодательства и для формирования экологического сознания.

На основе вышеизложенного, можно выделить следующие основные нормативно-правовые источники закрепления эколого-правовых принципов:

  1. Конституция РФ.
  2. Международные нормативно-правовые источники.
  3. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды».
  4. Другие законодательные акты РФ (Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс и др.).

Значение деления нормативно-правовых источников эколого-правовых принципов выражается в необходимости определения соотношения принципов различных уровней по государственно-политическому признаку, по компонентно-природному соотношению, по юридической силе. Необходимо учитывать то, что эколого-правовые принципы взаимосвязаны между собой, по смысловому содержанию и направленности регулирования. Они сформировались исходя из исторических особенностей их принятия на определённом этапе развития, в качестве основных положений регулирования взаимодействия общества и природы.


Библиографический список
  1. Организация Объединенных Наций и устойчивое развитие. URL: http://www.un.org/ru/development/sustainable/  (дата обращения: 03.02.2014).
  2. Федеральный Закон  «Об охране окружающей среды»   от  10.01.2002  №7 – ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/okrsred/70_1.html  (дата обращения: 03.02.2014).
  3. Конституция Российской Федерации, 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных  Законами  РФ  о  поправках  к  Конституции Российской Федерации    от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N7-ФКЗ). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/  (дата обращения: 03.02.2014).
  4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014). КонсультантПлюс. URL:  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156945;dst=0;ts=541B4A01C5AC5358423CCDFD221F7392;rnd=0.4680893768090755 (дата обращения: 04.02.2014).
  5. Декларация по окружающей среде и развитию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=401 (дата обращения: 11.07.2014).
  6. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии / Э.В. Гирусов. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 172 с.
  7. Ежов П.Е. Взаимодействие человека и природы как объект изучения в социально-философском знании / П.Е. Ежов, Ф.А. Айзятов // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 1. – С. 72.


Все статьи автора «Pechatkin Alexander»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: