УДК 347.4

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) В РОССИИ, США И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Диамантис Джордж Георгиос
ФГБОУ ВПО Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации
Юрист (специалист)

Аннотация
В данной статье рассматривается современное состояние института финансовой аренды (лизинга) с помощью всестороннего анализа статистических данных и законодательства на примере стран Западной Европы, США и России.

Ключевые слова: лизинг, лизинговые операции, финансовая аренда, финансовый лизинг.


CURRENT STATUS FINANCIAL LEASE (LEASING) IN RUSSIA, USA AND WESTERN EUROPEAN COUNTRIES

Diamantis George Georgios
The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice
Lawyer

Abstract
This article discusses the current state of the institute of financial lease (leasing) through a comprehensive analysis of the statistics and legislation on the example of Western Europe, USA and Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Диамантис Д.Г. Современное состояние финансовой аренды (лизинга) в России, США и странах Западной Европы // Политика, государство и право. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/07/1790 (дата обращения: 29.04.2017).

Прежде чем приступить к анализу современного состояния лизинговых отношений, стоит привести ряд статистических данных, которые позволят иметь наиболее точное представление данный правовых отношений.

С 1990 года объем лизинговых операций в мире за год вырос более чем в 10 раз и в 2000 году составил около 545 млрд. долларов, при этом на США приходился 41%, на Азиатские страны 28% и на Западную Европу около 19% [4, с. 30].

На момент 2013 года на долю США приходилось 39,7% от общего объ­ема нового лизингового бизнеса в мире, а  около 30% всех инвестиций в обо­рудование и транспортные средства осуществляются в виде лизинговых операций [2, с. 36].

По состоянию на 2013 год в Российской Федерации наибольшая доля рынка заключенных сделок приходилась на сегменты железнодорожной тех­ники (19%), грузового (15%) и легкового (8%) автотранспорта, энергетиче­ского оборудования и строительной техники, включая спецтехнику на коле­сах – до 4%. Доля авиационного транспорта стала лидирующей и составила около 36% [3, с. 4].

Доля авиализинга увеличилась в 7 раз, где основными поставщиками оборудования выступают такие мировые гиганты как The Boeing Company и Airbus S.A.S.

В сегменте судостроения на данный момент существует практическая невозможность использования лизинга. Его доля по состоянию на 01.10.2013 составила менее 1%.

Состояние и структура лизинговых операций зависит от конкретного региона, для удобства анализа, логически их можно разделить на государства За­падной Европы, США и Российскую Федерацию.

В странах Европы широко используется лизинг автотранспортных средств, как для личных, так и для производственных целей. Согласно данным издания Евростата до 60% итогового объема закупок имущества на западноев­ропейском рынке лизинговых услуг приходится на автотранспортные сред­ства. Остальной объем лизинговых операций приходится на различного рода производственное оборудование, самолетов гражданской и транспортной авиации, лизинг морских судов, компьютерной техники и т. п. [2, С. 42].

Приоритетность лизинга автомобилей и иных транспортных средств в Западной Европе обусловливается тем, что большинство компаний просто-напросто не могут себе позволить приобрести данное имущество, поскольку стоимость автотранспортных средств подвержена постоянному росту, в первую очередь, из-за востребованности данного предмета лизинговых отношений среди всех сфер предпринимательства.

При этом следует учитывать, что категория «лизинг» как в США, так и в Западной Европе включает в себя оперативную аренду (обычная аренда) и финансовую аренду (лизинг). В России же под данной категорией понимается исключительно финансовая аренда.

Стоит отметить, что общая доля оперативной аренды с каждым годом все больше уступает финансовой аренде (лизингу), так как в ряде случаев является менее выгодной, причем для всех субъектов правоотношений [2, с. 51].

В настоящее время с помощью лизинговых операций в Западной Европе осуществляется более 25% инвестиций в производственные фонды. Около 75% предпринимательской деятельности с использованием лизинго­вых операций в Западной Европе приходится на такие страны как: Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция и Италия. Также, нужно заметить, что институт лизинга все больше становится востребованным в странах уступающим экономически развитым странам Европейского Союза, такие как Венгрия, Чехия, Словакия  и др., что открывает новые возможности для различных сфер бизнеса.

В сфере лизинговых отношений США превосходит страны Западной Европы по всем показателям, как по масштабам, так и по уровню развития. Всестороннее использование лизинга в развитых странах Западной Европы и в США объясняется более выгодными экономическими условиями, поскольку в этих странах (начиная с 50-х годов в США и с 70-х годов в Западной Европе) реализуется значительная поддержка предпринима­тельства, основная часть которого приходится на лизинговые опе­рации.

Стоит отметить, что эффективность лизинга не зависит от предоставления особых налоговых льгот, а достаточно тех плюсов, которые продиктованы самим институтом лизинга, однако на практике государства  предоставляет такие льготы, так как лизинговые отношения являются также механизмом привлечения инвестиций, наилучшим образом влияя на эконо­мику страны.

Проведя анализ современного состояния лизинговых операций в США, странах Западной Европы и Российской Федерации, были выявлены основ­ные факторы, влияющие на уровень развития лизинга в стране:

-     нормативно-правовая база государства;

-     регулирование лизинговых операций государством;

-     макроэкономические условия и состояние рынка инвестиций;

-     уровень развития банковской системы;

- возможность заключения сделок между международными субъек­тами.

В отличие от Российской Федерации несколько стран Западной Европы, такие как Великобритания, Дания, Германия не имеют специального законодательства по лизингу, а используют нормы коммерческого права, исключением является Франция и Нидерланды.

На сегодняшний день в лизинговых правоотношениях существует две основные концепции:

1. Концепция экономического собственника, при которой опцион является обязательным условием лизинга (Россия, Франция, Италия, Бельгия);

2. Концепция юридического собственника, где ключевое место занимает оферта (США, Великобритания, Нидерланды).

Для правоотношений, относящихся к первой концепции, обязательным условием договора лизинга является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене, то есть опцион.

Стоит отметить, что в США, Великобритании и Нидерландах опцион не является условием лизинга, при этом, в США лизинг имеет форму финан­совой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами [1, с. 164].

Законодательством США и Франции регламентированы специальные требования, согласно которым лизинговые соглашения должны быть зарегистрированы в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством, о собственнике имущества, передаваемого в финансовую аренду (лизинг), и др.

Самыми привлекательными странами в Западной Европе для осущест­вления лизинговых операций являются Великобритании, Германии, Нидерланды и Дания, так как лизинговая деятельность никак не ограничива­ется, а государство предоставляет самые выгодные среди других стран налоговые льготы.

При сравнении экономических показателей эффективности лизинга в тех или иных странах, международными лидерами являются США и Германия, где для стимулирования лизинга предоставляются государствен­ные льготы в виде субсидий, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказалось на лизинговом рынке данных стран.

Говоря о современном состоянии лизинга, стоит сказать, что существуют страны, в которых развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. В качестве примера можно привести Грецию, где запрещен ли­зинг недвижимости, а также грузового автотранспорта, в первую очередь это обуславливается государственным регулированием.

В настоящее время развитие лизинговой деятельности в мире определяется  на основании двух  главенствующих тенденций:[4, с. 139]

- рост конкуренции;

- финансовая глобализация.

- гармонизация законодательства.

Так как лизинг, в экономическом аспекте, представляет собой инструмент обновления и совершенствования производства, условия его развития определяются макроэкономическими условиями – на уровне национальной или мировой экономики.

Лизинг в каждой стране развивается с помощью законодательной базы данного государства, то он подпадает под национальные режимы, как по на­логообложению, так и по бухгалтерской отчетности, и это, как правило, сдерживает интеграцию международного лизинга.

Для развития лизинговых операций в международном масштабе требуется экономическое и валютное сотрудничество. Самым ярким примером на сегодняшний день является Европейский Союз, где реализуется сближение как юридических норм, которые регулируют лизинговую деятельность, так и соответствующих экономических условий, например, унификация бухгалтерского учета лизинговой деятельности. Для России таким примером может служить Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном.

В настоящее время, единого рынка лизинга де-факто нет, однако процессы объединения национальных рынков имеют прогрессивный характер.

Важнейшую роль для прогрессивного развития лизинговых правоотно­шений играют различные экономические и налоговые условия со стороны государства.

На основании законодательства США, Российской Федерации и некоторых государств Западной Европы (Франция, Германия, Нидерланды) можно выделить следующие наиболее эффективные меры и принципы:

- доходы по лизинговой деятельности облагаются налогом только в том государстве, где они получены;

- запрещается двойное налогообложение по одной и той же лизинговой сделке;

- предоставление налоговых льгот для инвестирования;

- устранение дискриминации по отношению к инвестициям стран-партнеров.

По состоянию на январь 2014 года на рынке лизинговых операций уча­ствует около 90 стран мира, более половины, из которых являются разви­вающимися странами, где лизинг имеет динамический характер. Увеличение лизингового рынка является объективным фактом при интеграции производства и финансовой сферы зарубежных стран.

Стоит сказать, что лизинговый рынок дает возможность импортировать различное оборудование многим странам, где ресурсы весьма ограниченны. Как показывает современная практика, лизинг более эффективен при выполнении финансовых обязательств, нежели другие формы инвестиций.

Отдельного внимания заслуживает способность лизинга (финансовой аренды) не только упрощать инвестирование импорта промышленного оборудования, но и возможность обеспечивать передачу технологий в разви­вающиеся страны.

Основной современной способностью лизинга является активизация инвестиционных процессов, рост объемов производства и развитию экономически выгодной конкуренции.

Следует также разграничивать предметы международного и нацио­нального лизинга. Так, на внутреннем национальном лизинговом рынке пре­обладает производственное оборудование и автотранспортные средства, на международном рынке это, прежде всего, морские суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав и другое более дорогостоящее имущество. [2, с. 69]

Важно, что международный лизинг развивается, когда есть преимуще­ства в таможенном обложении по сравнению с обычными закупками, определены более льготные процедуры перехода лизинговых платежей, исключающие возможные потери по сравнению с национальной лизинговой операцией, а также незначительные, но отрицательно влияющие отличия в национальном законодательстве по лизингу.

Особое значение для эффективного развития отношений в сфере лизинга занимает наличие унифицированной и согласованной концепция лизинга, что обеспечивает правовое регулирование лизинга в разных странах, исходя из единой юридической терминологией и на согласованных условиях. Так, например, в Российской Федерации термин «лизинг» является синонимом термина «финансовая аренда», в свою очередь в США «лизинг» является институтом аренды, а «финансовый лизинг» является тождественным российскому понятию. Также ряд проблем связан с определением понятия «финансовая аренда» в ряде зарубежных стран, где предметом являются деньги (наличные или безналичные) и представляет собой ничто иное как синтез банковского кредита и лизинга.

Таким образом, совершенствование, единообразие и интеграция различных правовых норм между странами, для которых лизинговые правоотношения являются одним из главных способов привлечения инвестиций и развития экономического состояния как страны в целом, так и сферы предпринимательства в частности.


Библиографический список
  1. Алексеев С. В. Лизинг в Соединённых Штатах Америки и Российской Федерации: Сравнительно-правовое исследование. – Автореф. дисс. канд. юрид. наук. – М., 2005.
  2. Газман В. Д. Лизинг: статистика развития / Н. И. Берзон, Б. Е. Курцман. – М.: ГУ ВШЭ, 2013.
  3. Российский рынок лизинга / Intesco Research Group // Коммерсант-Деньги. Москва, 2013.
  4. Философова Т. Г. Лизинговый бизнес: учебник / Т. Г. Философова. – М.: Юнити-Дана, 2013.


Все статьи автора «Диамантис Д. Г.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: