УДК 371

РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
В статье прослеживается влияние государства и персоналий на развитие светского женского образования в Тобольской губернии во второй половине 50-х гг. ХIX века. Показана роль Александра II, Министерства народного просвещения, губернатора В.А. Арцимовича и директора Тобольской мужской гимназии П.П. Ершова в организации женского образования. Поддержка губернатора помогла Ершову начать работу по открытию женских училищ в регионе.

Ключевые слова: Александр II, генерал-губернатор, гражданский губернатор, директор гимназии, женское образование, женское училище, Министерство народного просвещения


THE DEVELOPMENT OF A SECULAR WOMEN'S EDUCATION IN TOBOLSK THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy. DI Mendeleev
candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article shows the influence of the state and the individual on the development of a secular women's education in Tobolsk in the second half of the 50-es of XIX century. The role of Alexander II, of the Ministry of national education, the Governor VA artsimovicha and Director of the Tobolsk gymnasium P.P. Ershov in the organization of female education. The support of the Governor helped Ershov, to begin work on opening women's colleges in the region.

Keywords: Alexander II, civil Governor, Director of the gymnasium, Governor-General, Ministry of national education, women's College, women's education


Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Развитие светского женского образования в Тобольской губернии середины XIX века // Политика, государство и право. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/08/1822 (дата обращения: 04.10.2017).

Светское женского образования в Тобольской губернии начало развиваться в 50-е гг. ХIХ века. Приход к власти Александра II ознаменовался реформами во всех сферах жизни российского общества. После вступления на престол монарха волновала проблема женского образования, что нашло отражение в распоряжениях Министерства народного просвещения (далее МНП – В.С.). Проблемы развития женского образования в Западной Сибири середины ХIX в. частично рассматривались в публикациях автора [1; 2; 3; 4].

Циркуляр МНП с мнением Александра II последовал генерал-губернатору Западной Сибири 28 марта 1856 г., где отмечалось, что принятые до сих пор меры по образованию «детей женского пола не вполне удовлетворяют потребностям настоящего времени» [5, л. 1]. Заведения, обязанные существованием своим и успехами попечением представителей царской династии, предназначались для дочерей дворян и чиновников. В сложившейся ситуации лица среднего сословия в губернских и уездных городах были лишены средств дать своим дочерям необходимое образование, соответствующее скромному их быту. Между тем, от этого, без сомнения, зависело развитие правильных понятий об обязанностях каждого и всевозможные улучшения семейных нравов и вообще гражданственности, на которые женщина имела столь сильное влияние. Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах и даже в больших селах, по мнению царя, дополнило бы «великую и стройную» систему народного образования, учитывая общие и частные нужды всех сословий и обоих полов [5, л. 1-1об.].

Действуя на основании указаний МНП, директор Тобольской гимназии и училищ губернии П.П. Ершов начал работу по открытию женских училищ в Ишиме, Кургане, Таре и Тюмени.

Таким образом, открытие женских училищ в Тобольской губернии в конце 50-х гг. XIX в. тесно связано с деятельностью П.П. Ершова. После смерти директора Тобольской гимназии Чигиринцева в ноябре 1856 г. на эту должность быстро назначается П.П. Ершов.

В назначении Ершова директором гимназии и училищ губернии существенную роль сыграл Тобольский гражданский губернатор В.А. Арцимович. По словам А.Ф. Кони, хорошо знавшего Арцимовича, он «имел свойство привлекать к себе людей и выбирать добрых и надежных помощников» [6, с. 126].

В представлении на Ершова генерал-губернатору Западной Сибири Г.Х. Гасфорту Арцимович писал: «Обладая опытностью педагога и приобретя некоторую известность на литературном поприще, он может быть весьма полезен по управлению учебной частью» [6, с. 126]. Гасфорт ответил Арцимовичу, что приказом по гражданскому ведомству от 6 января 1857 г. Ершов был назначен директором училищ Тобольской губернии [6, с 126-127]. Благодаря пожеланию царя, стратегическому мышлению Арцимовича и деятельности Ершова стало возможно развитие женского образования в Тобольской губернии.

После назначения Ершова на должность директора гимназии, губернатор продолжал всячески поддерживать поэта. 1 декабря 1857 г. В.А. Арцимович направил записку министру народного просвещения А.С. Норову с обоснованием необходимости поездки П.П. Ершова в Петербург. В записке губернатор признавал состояние гимназии, уездных и приходских училищ удовлетворительным, учитывая отдаленность края. Однако останавливаться на этом «особенно в настоящее время, когда образование стало первым вопросом в системе администрации, значило бы отстать от общего движения» [7, л. 1а]. Исходя их данной мысли, губернатор искал средства для улучшения состояния народного образования в крае. Арцимович видел два пути решения проблемы: во-первых, «возбудить равномерную деятельность во всех частях учебного хода»; во-вторых, «привить к нему все, что выработала современная педагогика» [7, л. 1а.-1а об.].

Для достижения первого губернатор считал необходимым назначить директором училищ человека, который, удовлетворяя требованиям устава учебных заведений, «при полной готовности ко всему относящемуся до улучшения, связан был бы сверх того с гимназией теснейшими и, так сказать, родственными чувствами» [7, л. 1а.-1а об.]. Потому в 1857 г. по представлению губернатора в должности директора училищ был утвержден инспектор гимназии коллежский советник Ершов, «известный в литературе, пользующийся большим уважением в Тобольске и весьма усердный и способный к исполнению возложенных на него обязанностей» [7, л. 1а.-1а об.]. Ершов был вначале учеником данной гимназии, а затем после окончания в Санкт-Петербургском университете полного курса наук, со степенью кандидата, вернулся в Тобольск старшим учителем среднего учебного заведения. Затем Ершов в течение 13 лет был инспектором гимназии, в общей сложности прослужив в одной школе более 20 лет.

Второе средство для развития образования в губернии, по мнению губернатора, могло быть достигнуто только при условии предоставления возможности директору гимназии лично ознакомиться с учебными заведениями обеих столиц, преимущественно петербургскими, как ближайшими к центру управления. Ершов мог воспользоваться также советами опытных педагогов, и – главное – получить непосредственные наставления от лиц, находящихся во главе народного просвещения. Это с одной стороны, придавало Ершову авторитет, «столь нужный в каждом управлении», а с другой стороны, было не бесполезно и для самого министерства, так как директор гимназии, «подробно знакомый с положением вверенных ему училищ и условиями края, может представить свои соображения для улучшения вверенных ему заведений» [7, л. 2об.].

Учебные заведения в Сибири подчинялись гражданскому ведомству. Однако Арцимович признавал, что при огромном числе обязанностей, самый деятельный начальник края при всем желании своем сделать все возможное для развития образования, не имел для этого достаточно времени, ограничиваясь только общим наблюдением [7, л. 2об.].

Что же касалось чиновников, посылаемых время от времени министерством, то они могли принести только относительную пользу, не зная подробно местных условий, имеющих свои особенности. Следовательно, считал губернатор, всякое улучшение можно было придать с помощью непосредственного начальника учебных заведений, а именно от директора училищ. Для этого Ершову и нужно было познакомиться с лучшими воспитательными учебными заведениями.

Тобольская губерния, имея около миллиона жителей, являлась одной из наиболее заселенных в Сибири. Потому Арцимович полагал весьма полезным вызвать Ершова в Петербург по делам служб, назначив ему независимо от прогонов, особое достаточное пособие на расходы для поездки.

Губернатор выражал уверенность, что расходы на поездку и на пособие Ершову «не остановят министерство при мысли о той пользе, какую может оно оказать далекому краю…» [7, л. 3об.]

Арцимович надеялся, что, познакомившись с Ершовым, министерство нашло бы в нем «весьма способного сотрудника, усердного исполнителя и проводника просвещения в отдаленной Сибири» [7, л. 3об.].

Министр народного просвещения ответил Арцимовичу 16 января 1858 г., выражая искреннюю благодарность за оказываемое губернатором заботливое участие по устройству учебной части во вверенном ему крае. Норов просил Арцимовича сделать распоряжение о командировании Ершова в столицу по делам службы на три месяца, с выдачей ему прогонных, суточных и квартирных [7, л. 4].

Получив указание из МНП, губернатор в начале февраля обратился в Тобольскую казенную палату о выдаче Ершову полагающихся для командировки денег. Командировка давала возможность директору училищ «возможность лично ознакомиться с устройством и положением столичных заведений и наглядно заимствовать оттуда весь прогресс для улучшения наших отдаленных сибирских заведений…» [7, л. 5].

Отправляясь в Петербург, Ершов высказал Арцимовичу пожелание заехать в Омск к генерал-губернатору Западной Сибири для получения личных наставлений и указаний. Губернатор разрешил Ершову выехать в Омск, а затем в столицу.

В связи с этим, Арцимович просил казенную палату немедленно сделать распоряжение о выдаче Ершову прогонных денег по указанному маршруту и на обратный путь вместе с суточными и квартирными на три месяца. О командировке Ершова Арцимович письменно предупредил самого директора училищ, министра народного просвещения и генерал-губернатора Западной Сибири [7, л. 8-9].

На январь 1858 г. пришлась ревизия Гасфортом Тобольской губернии. У генерал-губернатора остались положительные впечатления от ревизии. Арцимович после ревизии серьезно заболел. Состояние губернатора напоминало «что-то близкое к нервной горячке» [8, с. 295]. Не смотря на болезнь, Арцимович продолжал содействовать Ершову в подготовке его поездки в столицу.

Ершов выехал 18 февраля из Тобольска в Омск [7, л. 9]. Направляясь в Омск, побывал на своей родине в Безруково [9, с. 85]. 18 марта Арцимович покинул губернский центр, получив в дальнейшем назначение в Калугу. Возвратившись в Тобольск, Ершов уже не застал губернатора.

Ершов прожил в столице два месяца. Знакомился с гимназиями и училищами. Два раза встречался с новым министром просвещения Е.П. Ковалевским. 1 мая Ершов выехал из Петербурга в Москву, где посетил три лучшие гимназии. Директор училищ возвратился в Тобольск 24 мая. В этот день у поэта умерла маленькая дочь. Затем заболела жена [6, с. 130]. В ноябре того же года Ершов, осматривая училища губернии, побывал в Ишиме и Безруково.

Арцимович уехал из Тобольска. Однако Ершов оставался директором училищ до марта 1862 г. и, несмотря на отсутствие поддержки со стороны нового губернатора смог завершить начатое дело по открытию женских училищ.

Взаимодействие Арцимовича и Ершова в деле развития образования края было неслучайным. По психотипам они подходили друг другу. По соционике Арцимович был «Робеспьером», а Ершов «Есениным». Этим и объясняются их хорошие отношения.

Без инициативы монарха, нашедшей отражение в циркулярах МНП, целенаправленной деятельности Арцимовича и Ершова открытие женских училищ, в том числе и в Ишиме, было бы невозможно. Долгое время Ершов не мог реализовать своих замыслов в деле управления образованием на региональном уровне. Благодаря поддержке губернатора Ершов воплотил в жизнь свои планы. Изменения в политике государства относительно развития женского образования совпали с назначением Ершова на должность директора училищ Тобольской губернии, что положительно повлияло на ситуацию с народным просвещением в регионе, выразившись в открытии новых школ.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С. Светская школа Ишима (1817–1917 гг.) Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 204 с.
  2. Сулимов В.С. Провинциальная школа России XIX – начала ХХ в. На примере города Ишима. Deutschland: LAP, 2011. 218 с.
  3. Сулимов В.С. Открытие женского училища в Таре // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья. Материалы VI региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.В. Ваганова (г. Тара). Омск, 2012. С. 212–217.
  4. Сулимов В.С. Гимназии Ишима во второй половине XIX – начале XX веков. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 208 с.
  5. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 125. Оп. 1. Д. 107. Л.1.
  6. Утков В.Г. Гражданин Тобольска. Свердловск, 1972. С. 126.
  7. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп.31. Д. 1457. Л. 1а.
  8. Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы. Тюмень, 2000. С. 295.
  9. Дворяшин Ю.А. На родине автора народной сказки//Ишим далекий – близкий. Ишим, 1997. С. 85.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: