УДК 94(470)

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВЕТСКИХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. 1940-1980-Е ГГ.)

Борискин Денис Александрович1, Любомирова Людмила Павловна1, Нурдыгин Евгений Александрович1, Королева Лариса Александровна1, Киналь Алена Викторовна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассматриваются семейно-нравственные установки евангельских христиан-баптистов в СССР в 1940-1980-е гг. на примере Пензенской области.

Ключевые слова: евангельские христиане-баптисты, Пензенская область, СССР


FAMILY VALUES OF THE SOVIET EVANGELICAL BAPTIST CHRISTIANS (ON MATERIALS OF THE PENZA REGION. THE 1940-1980TH)

Boriskin Denis Aleksandrovich1, Lyubomirova Lyudmila Pavlovna1, Nurdygin Evgeny Aleksandrovich1, Koroleva Larisa Aleksandrovna1, Kinal Alyona Viktorovna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article family and moral installations of evangelical Baptist Christians in the USSR in the 1940-1980th on the example of the Penza region are considered.

Keywords: evangelical Baptist Christians, Penza region, USSR


Библиографическая ссылка на статью:
Борискин Д.А., Любомирова Л.П., Нурдыгин Е.А., Королева Л.А., Киналь А.В. Семейные ценности советских евангельских христиан-баптистов (по материалам Пензенской области. 1940-1980-е гг.) // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/11/2108 (дата обращения: 08.05.2017).

Систематизированное вероучение евангельских христиан-баптистов было разработано на основании Библии. Согласно вероучению евангельских христиан-баптистов, брак установлен Богом. Семья – основная единица человеческих отношений – имеет решающее значение для общества и церкви. Брак, семья – это союз между мужчиной и женщиной, созданный для взаимной помощи и поддержки, для продолжения человеческого рода и для совместного прохождения жизненного пути в любви и согласии. Понимая святость брака, супруги должны стараться сохранять счастливые, гармоничные и святые взаимоотношения. Сексуальные отношения до брака и с посторонним лицом во время брака категорически запрещены Священным Писанием.

По учению евангельских христиан-баптистов, муж может иметь только одну жену, и жена – только одного мужа. Христиане имеют право вступать в брак только с членами церкви своего вероисповедания. Так, в общинах евангельских христиан-баптистов Пензенского региона [1; 2; 3] в 1940-1980 гг. преобладали женщины, мужчин насчитывалось не более 15%, людей пожилого возраста было свыше 50% [4, л. 256]. Главным источником пополнения членов организаций евангельских христиан-баптистов являлись семьи последователей баптизма и их родственное окружение [4, л. 257]. Так, в1953 г. среди пензенских евангельских христиан-баптистов из 20 «приближенных» 5 были из семей верующих; в1957 г. – 3; в1967 г. – 1 [4, л. 460-461]. По результатам исследования Д.Е. Мануйловой, 87% состава пензенской общины евангельских христиан-баптистов в той или иной мере связаны родственными узами [5, с. 191].

Желавшие вступить в общину евангельских христиан-баптистов должны были сначала в течение нескольких месяцев и даже лет посещать молитвенные собрания. После подачи заявления пресвитер и члены группы евангельских христиан-баптистов проводили с ними беседы много раз о мотивах их поступков, вероучении, нравственной и религиозной стойкости и т.п., в результате которых принималось решение – допустить к крещению или отказать. В1953 г. из 32 чел., подавших заявление, в отношении 16 верующих было решено совершить крещение, остальным было отказано и предложено отложить обряд [6, л. 27-28, 105].

По мнению евангельских христиан-баптистов, Бог установил, чтобы вступившие в брачный союз не разводились, чтобы супруги были верны друг другу до смерти. Единственное основание для развода, согласно Библии, – супружеская измена.

Христианская семья нерасторжима до наступления смерти одного из супругов. После смерти одного из супругов Слово Божье позволяет вступать в повторный брак, но только в Господе. Действительно, например, в Пензенской области случаев развода в советских семьях евангельских христиан-баптистов не зафиксировано.

Если же ситуация с разводом в семье евангельских христиан-баптистов становится актуальной, то такие сложные бракоразводные вопросы церковь, руководствуясь «Словом Божьим», рассматривает с участием ответственных служителей.

Как правило, семьи евангельских христиан-баптистов многодетны. По мнению верующих, уклонение от деторождения – грех. Бог дает жизнь человеку и определяет ее продолжительность. Дети в семье являются драгоценным даром Божьим. Родители, и в первую очередь отцы, несут ответственность за духовное воспитание детей. Их христианский долг – воспитывать детей в религиозном учении и наставлении, подавая личный пример христианского благочестия. Так, в июне 1955 г. пензенских евангельских христиан-баптистов посетила делегация американских квакеров из 4 чел. В беседе со старшим пресвитером Г.М. Бузыниным особо много вопросов гости задавали в отношении работы членов религиозной группы среди подрастающего поколения. Ответы были отрицательными, поскольку «обязанность воспитывать детей в вере в бога возложена на родителей; и старые и молодые посещают богослужения общины, поэтому юношеские собрания излишни» [4, л. 573].

Однако к началу 1970-х гг. процесс общественной секуляризации советского общества затронул и семейной стороны жизни верующих, и руководство евангельских христиан-баптистов заняло более лояльную позицию в отношении смешанных браков. Собственно религиозные догматы евангельских христиан-баптистов не требовали изоляции от общества, но консервативно настроенные верующие настаивали на том, чтобы заниматься исключительно жизнью общины евангельских христиан-баптистов, отказываться от всего светского, что приводило к более медленным темпам секуляризации евангельских христиан-баптистов, нежели православных.

Строгое исполнение нравственных принципов является обязательным для всех членов общин евангельских христиан-баптистов: верующим запрещено употреблять алкоголь, курить, применять нецензурную лексику. Евангельские христиане-баптисты отрицали добрачный секс, супружеские измены, разводы и аборты и т.п. По большому счету греховным объявлялось все, что выходило за рамки религиозной общины. На молитвенных собраниях пензенских евангельских христиан-баптистов звучало: «Жить снова без бога меня мир зовет, и радость плотскую в награду дает. Но нет на земле, где во всем суета, мне большей отрады, чем верить в Христа» [7, с. 4]. Среди верующих-приближенных распространялось стихотворение «Где счастье?», в котором говорилось, что «счастье нельзя найти ни в красоте природы, ни в звучании певучего стиха, ни в «вопросах жгучих мировых проблем», ни в произведениях искусства, ни в музыке Бетховена и Моцарта. …Счастье следовало искать в словах «самого бога»: «И он (т.е. бог) промолвил: не в земных обманах найдешь ты счастье, а в христовых ранах» [7, с. 4].

Хотя формально равенство мужчины и женщины утверждалось, реально женщина находилась в подчинении мужчины, что отражалось в семейно-бытовой сфере.

Неисполнение данных этических норм влекло отлучение от церкви. Так, решением молитвенного собрания пензенских евангельских христиан-баптистов из общины были исключены верующие О.И. Панькина, Ф.И. Котельникова и М.С. Шестопалова за «пение светских песен, пляску и другие нехристианские поступки» [7, с. 4].

Евангельские христиане-баптисты, несмотря на препятствия со стороны советского государства, понимая свою ответственность перед Богом и обществом в вопросах полноценного, гармоничного и интеллектуального развития христианской личности, стремились к овладению всеми видами светского и духовного образования. Но в целом, уровень образования евангельских христиан-баптистов невысоким. Так, в среде пензенских евангельских христиан-баптистов по данным1968 г. неграмотных и малограмотных было 255 верующих, из них 29 – мужчин и 226 – женщин; с низшим образованием – 165 чел., 20 и 145 мужчин и женщин соответственно; с неполным средним – 36, 18 и 18 мужчин и женщин соответственно; со средним образованием – 66, 22 и 44 мужчины и женщины соответственно [6, л. 47]. В 1980-х гг. наблюдаются некоторые изменения в плане повышения образовательного и культурного уровня верующих евангельских христиан-баптистов в Пензенской области.

Таким образом, советские семьи евангельских христиан-баптистов представляли собой сплоченные верой сообщества, образование и пополнение которых происходило, как правило, из среды самих верующих. В семьях евангельских христиан-баптистов воспитанию детей придавалось очень серьезное значение. Евангельские христиане-баптисты вели исключительно здоровый образ жизни, иногда доходя до крайности.


Библиографический список
  1. Королева Л.А., Артемова С.Ф. Советская партийно-государственная политика в отношении евангельских христиан-баптистов в 1940-1950 гг. (По материалам Пензенской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2010. № 4. С. 44-50.
  2. Королева Л.А., Артемова С.Ф. Евангельские христиане-баптисты в СССР. 1940-1980 гг. (На примере Пензенской области) // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История. Политология». 2010. № 4/3 (68/3). С. 109-117.
  3. Королева Л.А., Королев А.А., Артемова С.Ф., Гринцов Д.М. Евангельские христиане-баптисты и государство в СССР во второй половине 1940 – 1950-х гг. (по материалам Пензенской области) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.  2012. № 4. С. 187-195.
  4. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 1.
  5. Мануйлова Д.Е. Религиозная община в общинах секуляризации // К обществу, свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества). М.: Мысль, 1970.
  6. ГАПО. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 5.
  7. Степанов В. Чему учат баптистские проповедники? // Пензенская правда. 1960. 12. 04.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: