УДК 342.57

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Чернова Эльвира Рамилевна
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы становления и развития института территориального общественного самоуправления в России и за рубежом. Отмечено, что местное самоуправление, будучи демократической формой организации местной власти, имеет свои исторические корни и носит международный характер. Новое законодательство Российской Федерации в этой сфере учитывает как свой собственный, так и международный опыт.

Ключевые слова: институт территориального общественного самоуправления, местное самоуправление


FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA AND ABROAD

Chernova Elvira Ramilevna
Sterlitamak Branch of Bashkir State University
Associate Professor of Theory and History of State and Law

Abstract
In article questions of formation and development of institute of territorial public self-government in Russia are considered and Is abroad noted that local government, being a democratic form of the organization of local government, has the historical roots and has the international character. The new legislation of the Russian Federation in this sphere considers both own, and international experience.

Библиографическая ссылка на статью:
Чернова Э.Р. Формирование и развитие института территориального общественного самоуправления в России и за рубежом // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/11/2112 (дата обращения: 29.04.2017).

Проблема местного самоуправления является одной из актуальных в юридической науке. Связано это с тем, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя,  значимым элементом гражданского общества и  способствует развитию демократических институтов в России. Особая роль в этом принадлежит территориальному общественному самоуправлению (далее ТОС), являющемуся  одной из форм реализации права граждан на местное самоуправление. Именно через территориальное общественное самоуправление граждане приобщаются к демократии, реализации своих конституционных прав, проявляют инициативность и самостоятельность в решение некоторых вопросов местного значения. Создание территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании указывает на определенную гражданскую позицию со стороны населения страны, которая в последние годы начинает активно развиваться.

Право на территориальное общественное самоуправлении закреплено в ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», под которым понимают разновидность самоорганизации граждан по месту их жительства на определенной части муниципальной единицы для того, чтобы самостоятельно и под свою ответственность осуществлять собственные инициативы, касающиеся решения проблем местного значения [1].

Говоря о ТОС, нельзя забывать, что данный институт не является новым для России. Так, территориальное общественное самоуправления имеет глубокие исторические корни. Одним из самых ярких его проявлений являлись сельские общины и общества.

До отмены крепостного права в России вследствие проведенной государственной реформы1837 г. существовали сельские общества в деревнях. С1861 г. они появились и в селениях помещичьих крестьян, которые Указом императора Александра II были освобождены от крепостной зависимости. Поэтому можно сказать, что до1917 г. Россия уже имела практику использования при решении местных вопросов территориальных институтов общественного самоуправления.

Данная система была изменена после прихода к власти большевиков. Так, во всех российских городах с1917 г. появились домовые комитеты. 19 августа1924 г. было утверждено ЦИК и СНК СССР Положение об аренде и жилищной кооперации.

Согласно данному Положению учреждались новые органы общественного контроля – жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы). Они были созданы для рационального использования муниципальных домовладений, переданных населению муниципальной единицы в наем от органов местного хозяйства.

Это был этап подъема местного самоуправления в Советском Союзе. После, в 30-х гг., с приходом государства к командно-плановой системе, усилению централизации о местном самоуправлении, как самостоятельном виде власти, было забыто на некоторое время. Из владения населения были изъяты и жилой фонд, и финансы, то есть то, что и является предметом и средством самоуправления в муниципальных единицах.

О местном самоуправлении вновь заговорили лишь во время «оттепели». Так, в1957 г. Советом Министров СССР была разрешена организация жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) на основе выдачи ссуд.

Также именно этому времени относится и возрождение домовых комитетов. Постепенно возвращалось само понятие местного самоуправления, возрастала активность населения муниципальных единиц.

В1959 г. на XXI съезде КПСС был официально закреплен термин «местное самоуправление», о котором говорилось «для нас демократия – это подлинная власть народа, это всемерное развитие самостоятельности и активности трудящихся масс, их самоуправление».

В ст. 144 Конституции РСФСР1978 г. было закреплено, что одной из обязанностей местных Советов народных депутатов было развитие общественных инициатив и самодеятельности граждан. Было установлено, что местные Советы народных депутатов должны осуществлять руководство органами общественной самодеятельности граждан. Данное правило было закреплено в соответствующих законах РСФСР о поселковом и сельском Совете, о городском и районном.

Процессы, происходящие во время перестройки в государственном управлении в Советском Союзе, были направлены и на развитие системы местного самоуправления. Так, М. Горбачев на двенадцатой сессии Верховного Совета СССР говорил о необходимости развития местного самоуправления, называя местное самоуправление совокупностью непосредственных и представительных форм демократии.

3 сентября1985 г. был принят Указ Президиума верховного Совета РСФСР об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР. Это Положение было развитием законов РСФСР о местных Советах народных депутатов. Этим документом все общественные сельские, уличные, квартальные комитеты РСФСР становились органами общественной самодеятельности населения. Они должны были образовываться по территориальному принципу. Главной целью становилась содействие Советам народных депутатов в деятельности по привлечению населения, для того чтобы решать вопросы общегосударственного и местного значения [2].

В данном Положении были официально закреплены предоставляемые им полномочия для этого:

1. участие в осуществлении мероприятий, главной целью которых является экономное и бережное расходование таких ресурсов, как тепловая и электрическая энергия, топливо, газ и вода;

2. привлечение населения муниципальной единицы к работам, направленным на благоустройство, озеленение, улучшение санитарного состояния населенных пунктов, строительству и ремонту мостов, дорог, тротуаров, общественных колодцев, коммунальных сетей, детских спортивных площадок, поддержание в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил;

3. оказание определенной требуемой помощи учреждениям культуры, спортивным организациям. Это может быть проведение культурно-массовой, воспитательной работы среди населения, определенных групп населения, например, детей. Сюда же относится и развитие народного творчества в данном населенном пункте, художественной самодеятельности, физической культуры и спорта;

4. оказание помощи пожарным органам по надзору в осуществлении мероприятий обеспечения противопожарного состояния жилых и иных зданий и сооружений;

5. оказание помощи и проявление заботы к инвалидам, семьям военнослужащих, погибших воинов, партизан, участников Великой Отечественной войны, многодетным семьям, одиноким престарелым гражданам, детям-сиротам;

6. оказание помощи в работе по воспитанию граждан, по разъяснению необходимости строгого исполнения советских законов, содействию укрепления общественного порядка и проявлению социального контроля;

7. оказание помощи учреждениям здравоохранения, помощь в улучшении медицинского обслуживания, проведении противоэпидемических и профилактических мероприятий на территории населенного пункта, санитарно-просветительной работы [2].

Местные Советы в данное время большое значение придавали развитию и укреплению деятельности общественных домовых, квартальных, уличных, сельских комитетов.

С демократизацией советского общества шло активное возрождение местного самоуправления. Первым законодательным актом, который закрепил и вывел местное самоуправление на новый уровень, стал закон СССР от 9 апреля1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР». Данный акт ввел в систему государственной власти местное самоуправление, определив его как самоорганизацию граждан для решения непосредственно или через выбираемые представительные органы вопросов местного значения, возникающих в соответствующем населенном пункте [3].

Одной из форм решения подобных вопросов и стало территориальное общественное самоуправление. Именно законом от1990 г. оно впервые было официально закреплено. ТОС того времени был в виде советов или комитетов самоуправления, но он отличался от бывших ныне домовых и уличных комитетов.

По мере усиления местного самоуправления как самостоятельного управления, были созданы группами местных активистов сильные органы ТОС в крупных городах. В качестве примера можно назвать ТОС в Новосибирске, Барнауле, Кемерово.

Таким образом, можно сказать, что ТОС не является новой формой самоуправления на местах для российских граждан. Он присутствовал в обществе еще во времена досоветской России.

ТОС можно определить как одну из форм самоорганизации населения, которое осуществляет местное самоуправление, непосредственно или через своих выборных представителей решая вопросы местного значения.

Иначе обстоят вопросы ТОС в европейских странах и в США. Ими уже давно установлена большая значимость и важность местного самоуправления.

В1985 г. Европейскими странами была принята Европейская Хартия о местном самоуправлении. Именно в этом документе местное самоуправление было закреплено на международном уровне, а органы муниципальных единиц получили перечень прав и обязанностей.

Во многих странах мира существует в рамках местного самоуправления территориальное общественное самоуправление.

Так, например, в Шотландии есть законоположение, позволяющее создавать общинные советы, если будет такая необходимость. Подобные советы не могут иметь свой собственный источник финансирования, но могут получать субсидии и определенную финансовую помощь от местных органов власти [4, с. 41].

Общинные советы создаются с конкретной целью, которая определяется как выяснение, координация и в дальнейшем передача органам местного самоуправления, а также, если есть необходимость, органам государственной власти коллективного мнения данной муниципальной единицы – общины по конкретным вопросам, за которые власть официально несет ответственность.

В США большое значение придается так называемым районным ассоциациям. Это самоорганизации, сходные с территориальным самоуправлением. Главным принципом работы подобных объединений является убеждение, что местная администрация не может в одиночку изменить в лучшую сторону тяжелое состояние микрорайонов, оздоровить экономику. Поэтому жители должны работать сами в этих направлениях, помогая местным органам, так как они несут ответственность за будущее своей муниципальной единицы. Главным направлением взаимодействия органов местного самоуправления и районных ассоциация должно быть установление со стороны первых проблемных сфер и направления в них работы граждан [5, с.13].

Так,  как эксперимент в1990 г. в Финиксе городской совет разработал программу поддержки микрорайонов. Районным ассоциациям были переданы определенные инвестиции  для реабилитации и стабилизации ситуаций в микрорайонах. Данная инициатива была поддержана и другими штатами.

Так, около 1 миллиона долларов ежегодно органы местного самоуправления выделяют для финансирования проектов участия граждан или делегирования определенного объема своих полномочий районным ассоциациям. Главным преимуществом участия в жизни муниципальной единицы ее населения – это экономия, так как услуги районных ассоциаций намного дешевле, нежели аналогичные услуги коммерческих и муниципальных служб [5, с.13].

В Германии базовым уровнем управления является община. Она самостоятельна в решение определенных вопросов в сфере местного самоуправления. Данные вопросы разрешаются на собственные средства и собственными силами.

В Германии был сформирован механизм, который позволяет бесконфликтно разделить между муниципальными уровнями, то есть между районом и входящими в него общинами, и одновременно с этим формирует горизонтальные хозяйственные связи между соседними общинами. В Германии существует три группы задач, которые осуществляются общинами:

1. обязательные: вопросы энергоснабжения, воды, дорог, санитарного надзора за территорией, пожарной охраны, социальной помощи;

2. порученные общине землей или федеральным правительством, сопровождаемые финансированием: обеспечение занятости населения и некоторые другие;

3. добровольные: содержание и строительство социальных и культурных объектов: спортивных и культурных учреждений.

Для каждой общины существует определенный перечень вопросов, которые она должна решать. В их решении активно участвует и население [6, с.27].

Таким образом, можно сделать вывод, что местное самоуправление является официально закрепленным на международном уровне правом граждан каждой страны. Государства прошли длительную историю к юридическому признанию существования местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление в современном мире является одной из важных форм осуществления самоуправления в муниципальных единицах как России, так и зарубежных стран.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в редакции от  25.11.2013 г. № 317-ФЗ //  Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября2003 г. № 40 ст. 3822.
  2. Указ об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР от 03.09.1985 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, № 37, ст. 1308.
  3. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР» от 09.04.1990 г. // Свод законов СССР, т. 1, с. 267,1990 г.
  4. Федерализм, региональное управление и местное самоуправление // Проблемно-тематический сборник «Местное управление и самоуправление в России и за рубежом». – М.:2000 г. – № 2. – С. 41-44.
  5. Бондарь В. Инициатива не наказуема! // Муниципальная власть. –1999 г. – № 2. – С. 12-17.
  6. Лапин В. Что немцу хорошо, и россиянину не повредит // Муниципальная власть. –1999 г. –  № 6. – С. 27-32.


Все статьи автора «Чернова Эльвира Рамилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: