УДК 33

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Антипов Сергей Геннадьевич
Управление Федерального казначейства по Самарской области
Начальник отдела внутреннего контроля и аудита

Аннотация
В статье рассматривается информационное взаимодействие – как инструмент повышения эффективности проведения контрольных мероприятий органами внутреннего государственного финансового контроля.

Ключевые слова: внутренний государственный финансовый контроль, информационное взаимодействие, контрольные мероприятия


INFORMATION INTERACTION - AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF INTERNAL CONTROL ACTIVITIES AUTHORITIES OF STATE FINANCIAL CONTROL

Antipov Sergey Gennadievich
The Federal Treasury of Samara region
Head of Internal Control and Audit

Abstract
The article discusses the Information interaction - as a tool to improve the effectiveness of internal control activities authorities of state financial control

Библиографическая ссылка на статью:
Антипов С.Г. Информационное взаимодействие – как инструмент повышения эффективности проведения контрольных мероприятий органами внутреннего государственного финансового контроля // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/11/2117 (дата обращения: 03.05.2017).

Информационное взаимодействие – это обмен информацией и документами (в том числе и в электронном виде), находящимися в распоряжении двух и более субъектов, совместное использование данных.

Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляют внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений (Статья 265).

При этом данные службы наделены различными полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и используют разные методы его реализации. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводит проверки, ревизии. Федеральное казначейство осуществляет санкционирование операций.

Вместе с тем, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы внутреннего государственного финансового контроля наделены полномочиями осуществления контроля в сфере закупок [1].

В этой связи считается актуальным вопрос развития информационного взаимодействия Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Ведь организованные, скоординированные действия двух служб должны привести к улучшению финансовой дисциплины бюджетополучателей, предупреждению и пресечению бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Совершенствование информационного взаимодействия между Федеральным казначейством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора нашло отражение и в стратегической карте Казначейства России на 2013-2017 годы.

В настоящее время взаимодействие Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее – Управление) с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее – ТУ Росфиннадзор) осуществляется на основании Соглашения от 02.05.2007 «О сотрудничестве и информационном взаимодействии Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области и Управления Федерального казначейства по Самарской области при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации» (в редакции Протоколов от 14.05.2009 № 1, от 25.04.2011 № 2) (далее – Соглашение), составленного и подписанного в соответствии с Соглашением между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральным казначейством от 27.12.2006 (в редакции Протоколов от 11.03.2009 № 1, от 25.11.2010 № 2).

В рамках Соглашения ТУ Росфиннадзор представляет в адрес Управления:

- Информацию о выявленных органами Росфиннадзора фактах нецелевого использования средств федерального бюджета получателями средств федерального бюджета, допущенных ими при оплате расходов через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства (по информации ТУ Росфиннадзора указанные факты не выявлялись).

Управление представляет в ТУ Росфиннадзор:

- Выписку из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- Отчет о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета (код формы по КФД 0521413);

- Справку о перечислении средств из федерального бюджета по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» субъектам Российской Федерации (код формы по КФД 0521462);

- Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (код формы по КФД 0503324).

Представляемая Управлением информация используется ТУ Росфиннадзора для планирования своей контрольной деятельности.

Реализуя свои полномочия, органы внутреннего государственного финансового контроля обрабатывают однотипную информацию, только в разных временных рамках. Если Федеральное казначейство проверяет платежные документы на предварительном этапе, т.е. до совершения платежной операции, то Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проверяет платежные документы после проведения платежа. В данном случае развитие информационного взаимодействия можно рассматривать как сокращение временного интервала между проверкой документов Федеральным казначейством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В настоящее время Федеральным казначейством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в целях дальнейшего развития информационного взаимодействия подготовлен проект Соглашения об информационном взаимодействии в новой редакции.

Данный документ выводит информационное взаимодействие на принципиально новый уровень.

Соглашением предусмотрено подключение органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора к информационным системам, используемым органами Федерального казначейства при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора предоставляется возможность в режиме реального времени, кроме сведений, предусмотренных действующей редакцией Соглашения, получать дополнительную регламентированную отчетность об исполнении бюджетов, информацию о предоставлении и возвратах бюджетных кредитов, о принятии и учете бюджетных обязательств, об исполнении платежных документов и ряд других сведений.

Развитие информационного взаимодействия в данном направлении повысит эффективность контрольных функции двух структур. Ведь органы Федерального казначейства, при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, располагают информацией о случаях нарушений клиентами бюджетного законодательства Российской Федерации. Например: принятие бюджетополучателями бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом. Но, в данном случае, органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по принятию бюджетных мер принуждений.

А в соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

Согласно статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

В этой связи, в целях обеспечения своевременного исполнения территориальными органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора полномочий за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации целесообразно получение ими информации о фактах нарушений, которая снизит аудиторский риск (риск не обнаружения) при проведении контрольных мероприятий.

Также, в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы Федерального казначейства наделены полномочиями по обеспечению в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства и направлению в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации [2].

В соответствии со статьей 15.15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или несвоевременное исполнение банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, неисполнение банком или иной кредитной организацией представления органа Федерального казначейства о приостановлении операций по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц [3].

При исполнении данных полномочий органами Федерального казначейства в адрес территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора может предоставляться информация о случаях неисполнения или несвоевременного исполнения банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также информация о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В заключение можно сказать, что информационный обмен между органами внутреннего государственного финансового контроля, направленный на оперативное выявление нарушений норм бюджетного законодательства Российской Федерации, позволит повысить эффективность проводимых контрольных мероприятий и, как следствие, приведет к уменьшению числа нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.


Библиографический список
  1. Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” // http://base.garant.ru/70353464/#ixzz3KSzBy3Cb
  2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) // http://base.garant.ru/12125267
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/popular/budget/


Все статьи автора «Буранок С.О.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: