УДК 364.01

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Вильцан Максим Александрович
Тюменский государственный университет, филиал в г. Тобольске
старший преподаватель кафедры педагогики и социального образования

Аннотация
Государственная молодежная политика России развивалась постепенно и поступательно. В статье перечислены нормативно-правовые документы регламентирующие государственную молодежную политику России, а также проанализированы основные аспекты подготовки социальных работников в области молодежной политики.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, социальная работа, специалист, студент


SOCIAL WORK WITH YOUTH IN THE CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY

Viltsan Maksim Aleksandrovich
Tyumen state university, a branch in Tobolsk
senior lecturer, department of pedagogy and social education

Abstract
State Youth Policy of Russia developed gradually and progressively. The article lists the legal documents governing the state youth policy of Russia, as well as the analysis of the main aspects of the training of social workers in the field of youth policy.

Библиографическая ссылка на статью:
Вильцан М.А. Социальная работа с молодежью в современных социокультурных условиях развития российского общества // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/12/2142 (дата обращения: 30.04.2017).

Нормативно-правовая основа функционирования молодежной политики в России включает в себя федеральный, региональный и муниципальный уровни.

Основными нормативными документами выступают: Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992); Постановление Верховного Совета РФ «Основные направления государственной молодежной политики» (1993); ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995); Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (1996); Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» (1996); Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1999); «Концепция о государственной молодежной политики в РФ» одобренная Правительственной комиссией по делам молодежи (2001); Доктрина Государственной молодежной политики РФ разработанная рабочей группой по вопросам государственной молодежной политики (2002); Стратегия Государственной молодежной политики в Российской Федерации (2006); Концепция Государственной политики в отношении молодой семьи (2007).

На региональном уровне в Тюменской области принят закон «О молодежной политике в Тюменской области» (1997).

К молодежи относят граждан от 14 до 30 лет, в некоторых нормативно-правовых документах (молодые семьи или ученные) молодежью считается население в возрасте до 35 лет.

С точки зрения педагогики, психологии, физиологии и других дисциплин в указный возрастной период происходит не только формирование личности человека, но и его социальное становление.

Ключевым является то, что социально-экономическое, политическое состояние развитие общества напрямую влияет на период социального становления личности молодого человека, а возраст определяет условия интеграции его в общество. Так, ученые отмечают существенные различия между 14-ти летним подростком и 30-ти летним молодым человеком, их отличает, прежде всего, условия жизнедеятельности и проблемы которые им приходится решать. Поэтому, в период социального становления личности молодой человек подвержен различным социальным рискам, которые выражаются в проблемах и обусловлены возрастом.

В частности выделяются такие проблемы как:

- низкий уровень социальной защищенности молодежи;

- активизация общественных объединений пропагандирующих экстремизм и национализм среди молодежи;

- повышение агрессивности и негативизма в молодежной среде;

- не включенность молодых людей в общественные процессы;

- недостаточно развиты механизмы учета мнения молодежи и принятия решений, согласованных с молодежью;

- бесконтрольность распространения негативных информационных потоков, влияющих на поведение молодежи;

- слабая мотивация к обучению;

- трудности при получении престижного и высокооплачиваемого образования;

- низкая заработная плата молодых специалистов и др.

 

Данные проблемы находят сове отражение нормативных документах по государственной молодежной политике, официально озвучены. В их решение вовлечены органы образования, молодежной политики, здравоохранения и др.

В концепции государственной молодежной политики Российской Федерации обозначены следующие проблемы развития и реализации государственной молодежной политики:

- развитие государственной молодежной политики федерального уровня на научной основе с использование комплексных исследований в регионах;

- искусственная автономность при рассмотрении молодежной проблематики на уровне профильных государственных органов осуществляющих работу с молодежью, что порождает дублирование работы различных ведомств и создает условия для непоследовательной и разнонаправленной государственной молодежной политики;

- в работе преобладает подход от мероприятия к мероприятию;

- результативность органов ответственных за реализацию государственной молодежной политики определяется количественным подходом, т.е. тем сколько мероприятий проведено, редко учитываются потребности и интересы самой молодежи.

Обозначенные проблемы требуют решения, не последнюю роль в этом процессе играет молодежь, так как она считается одним из главных субъектов жизнедеятельности нашего общества и традиционно является носителем передовых идей. От того, какие социальные ориентиры выбирает молодежь, зависит содержание, качество и интенсивность развития нашего общества.

Социальное развитие молодежи с точки зрения социологов во многом зависит от общественного прогресса. С одной стороны, особенности включения молодежи в социальную структуру общества, оказывают влияние на развитие молодежи, выступая при этом одновременно объективными и субъективными факторами интеграции молодежи в общество. С другой стороны, потребности, интересы и ценностные ориентации молодежи формируются в соответствии с культурно-историческим контекстом, в котором они живут.

Главная особенность молодежного возраста заключена в том, что она не только наследует, но преобразовывает систему взаимодействия субъектов социума (детей, молодежи, взрослых, пожилых).

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры общества, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

От уровня развития молодежи (физических, умственных, образованности, уровня сознания, её ценностных ориентаций, мотивов поведения, социальной активности) зависят её возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс.

От того, насколько молодежь включена во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи, и общества в целом. Но любое развитие, как мы отвечали ранее, может быть затруднено различными субъективными или объективными трудностями. Для того, чтобы трудности преодолевались с минимальными затруднениями органы законодательной и исполнительной власти с помощью нормативно-правовых документов создают условия, гарантирующие комплексную защиту молодежи, направленные, в том числе и на самореализацию молодого человека.

Комплексная защита молодежи связана с такими правами как право на образование, труд, социальное обеспечение и др. В современных реалиях молодежь не всегда имеет в полном объеме реализовывать свои права, так как  наличие права не является гарантией его реализации.

Ситуация усугубляется и в том случае, когда молодежь не знает о своих правах в связи с низким уровнем информированности о способах и особенностях решения тех или иных проблем. В связи с этим, государственная молодежная политика реализуется чаще всего в аспекте социализации молодежи, повышении ее социальной активности, но этого явно недостаточно.

Дополняет общую стратегию реализации молодежной политики такое направление деятельности как социальная работа с молодежью. Основой социальной работы с молодежью выступает законодательная база, а главными субъектами являются социальные работники. При подготовке специалистов по работе с молодежью в программе предусмотрены теоретические и практические занятия. В книге «Социальная работа с молодежь» под общей редакцией Н.Ф. Басова говорится: «В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде. Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью» [1]. Вначале предлагается изучать основные направления социальной работы с молодежью и деятельность учреждений органов по делам молодежи. Далее рассматривается социальная помощь уязвимым категориям молодежи, основные направления и формы социальной помощи данной категории граждан. В качестве предмета изучения также выбрано трудоустройство молодежи, работа с молодыми мигрантами, инвалидами, молодыми семьями. Предметно рассматриваются вопросы организации досуга различных категорий молодежи, а также возможности повышения социальной активности молодежи в рамках проектного подхода.

Также необходимо обратить внимание на подготовку будущих социальных работников с точки зрения государственно-правовых основ социальной работы и направлений развития законодательно-правовой базы социальной работы с молодежью [2].

Таким образом, мы видим, что проблемы социальной работы с молодежью не только регламентированы на общегосударственном уровне, но и имеют свое отражение в системах подготовки будущих социальных работников, что позволит совершенствовать качество жизни молодежи России.


Библиографический список
  1. Социальная работа с молодежью учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / [Н. Ф. Басов и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. Москва, 2010. (3-е изд.)
  2. Вильцан М.А. Актуализация диагностической направленности мышления в государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Современная педагогика. 2014. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2991


Все статьи автора «Вильцан Максим Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: