УДК 33

ГАРАНТИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

Маврина Александра Сергеевна
Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

Аннотация
В настоящее время в России наблюдается тяжелая экономическая ситуация. Вследствие этого налоговой политике необходимо правильно реагировать на положение экономики и населения в целом, обеспечить стабильность и предсказуемость налогового режима, а именно, уплаты налогов и страховых взносов. Именно это указал сделать Президент РФ В.В. Путин Федеральному Собранию в своем Послании от 4 декабря 2014 года.

Ключевые слова: неизменность налогообложения, Послание Президента РФ, страховые взносы, уплата налогов


GUARANTEE THE STABILIZATION OF TAXATION IN THE CURRENT ECONOMIC SITUATION IN RUSSIA

Mavrina Aleksandra Sergeevna
Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky

Abstract
Currently, Russia has experienced a difficult economic situation. In consequence of this tax policy must respond appropriately to the situation of the economy and the population as a whole, to ensure the stability and predictability of the tax regime, namely, payment of taxes and insurance premiums. It was pointed out by the Russian President Vladimir Putin to the Federal Assembly in his letter of December 4, 2014.

Keywords: insurance premiums, Message from the President of the Russian Federation, taxes, the immutability of taxation


Библиографическая ссылка на статью:
Маврина А.С. Гарантия стабилизации налогообложения в условиях современной экономической ситуации в России // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/12/2176 (дата обращения: 12.07.2023).

Согласно Посланию Президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, направленное Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, с 2015 по 2018 год включительно должна быть обеспечена неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ) на обязательное пенсионное страхование; в Фонд социального страхования (ФСС) на обязательное социальное страхование в случае возникновения временной нетрудоспособности, а также в связи с материнством; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование. В данный период должны будут действовать условия, которые установлены до 1 января 2015 года в согласии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации о страховых взносах. Однако это нововведение не будет распространяться на порядок уплаты взносов на социальное страхование в связи с профессиональными заболеваниями и травматизмом.

Этот указ был поручен Президентом РФ Владимир Владимировичем Путиным Минфину России (А.Г. Силуанову), Минэкономразвития России (А.В. Улюкаеву) , Минтруду России (М.А. Топлину) и Минздраву России (В.И. Скворцовой). Эти ведомства должны будут предоставлять отчет о выполнении данного поручения один раз в полгода. Первый доклад министры обязаны представить до 1 июля 2015 года.

Данное поручение должно обеспечить недопущение ухудшения положения налогоплательщиков, а именно, физических лиц и организаций путем стабилизации налогообложения и уплаты страховых взносов.

Страховые взносы – это взносы во внебюджетные фонды, которые начисляет и уплачивает работодатель с доходов своих подчиненных. Плательщиками страховых взносов являются, прежде всего, организации и индивидуальные предприниматели. К объектам обложения  взносов во внебюджетные фонды относятся выплаты и другие вознаграждения, начисляемые плательщиками (работодателями) физическим лицам (работникам) в рамках трудовых отношений, а также гражданско-правовых договоров в отношении оказания услуг и выполнения работ. Страховые взносы уплачиваются работодателем в три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Начисление этих взносов осуществляется сверх зарплаты, в отличие от НДФЛ, подчиненный, в свою очередь, не несет каких-либо убытков. Насчитывается заработная плата, далее с ее размера рассчитывают страховые взносы, базируясь  на установленной ставке каждого из фондов. Расчетным периодом является один год, при этом один раз в квартал работодатель должен отчитываться по осуществленным страховым взносам. Начислением страховых взносов в фирме или на предприятии занимается бухгалтер. Для расчета облагаемая база умножается на тариф страховых взносов. На данный момент существуют следующие тарифы страховых взносов (табл.1).

Таблица 1

База для начисления страховых взносов

Тарифы страхового взноса

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
В пределах установленной  предельной величины базы для начисления страховых взносов

22,0 процента

2,9 процента

5,1 процента

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов

10,0 процента

0,0 процента

0,0 процента

Общий тариф во все три внебюджетные фонды составляет 30%. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2014 году равна 624000 р. (согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Однако к 2015 году наблюдаются изменения в данном показателе. Правительство РФ во главе с Д.А. Медведевым 4 декабря 2014 года выпустило Постановление № 1316, в котором говорится об изменении предельной величины базы: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении одного физического лица (взнос в ФСС РФ по тарифу 2,9%) она не должна превышать 670000 р. Для  плательщиков страховых взносов в ПФР по тарифу 22% данная величина не должна составлять более 711000 р., сверх данной величины надо будет уплачивать 10%, как и в 2014 году. Данное постановление начинает действовать с  1 января 2015 года.

Неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов в настоящей сложной экономической ситуации в России имеет положительную тенденцию. Так как для недопущения ухудшения положения организаций и физических лиц на данный момент необходимо обеспечить стабильную и предсказуемую налоговую систему.  Налоговые каникулы несомненно нужны на данном этапе развития экономики, причем, на как можно более продолжительный период времени. Для того чтобы организации и физические лица могли иметь определенную уверенность на эти четыре года, для этого крайне необходима гарантия стабильности условий налогообложения. Однако существуют некоторые недостатки в принятии данного постановления. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию меры по снижению налогов ориентированы только на налог на прибыль и имущество организаций. Но нужно учитывать тот факт, что до того момента, как фирма или предприятие получит прибыль, а точнее, за год, когда имущество еще не приобретено, с первого дня своего существования у них появляется главная фискальная нагрузка – это уплата страховых взносов. Для того чтобы исправить эту ситуацию государству необходимо грамотно сбалансировать государственные расходы (например, на лечение) со взносами в страховые фонды. Государству нужно уделить должное внимание понижению тарифов на страховые взносы, так как организации и физические лица сильно обременены настоящими условиями страховых выплат. К примеру, у работодателя и работника по договоренности должна  быть предоставлена возможность уменьшить выплаты в Фонд социального страхования, при условии, что выплаты по больничным листам снизятся пропорционально.

Что касается страховых взносов в Пенсионный фонд, здесь стоит задуматься об отмене выплат для определенных категорий работников, таких как студенты и пенсионеры (с условием их отказа от дополнительных пенсионных прав). Кроме того, необходимо рассмотреть переход к пенсионной системе, которая будет являться полностью накопительной. В данном случае государственные пособия, за исключением пенсий, должны страховать только тех граждан, кто по-настоящему нуждается в материальной поддержке, но не откладывал деньги в пенсионные фонды.

Помимо этого, необходимо грамотно разделить ответственность по уплате страховых взносов между работодателем и сотрудником, так как на данный момент все выплаты формально ложатся на плечи работодателя. Например, если рассматривать взносы в Пенсионный фонд, нужно перенести на работника финансирование накопительной части пенсии ( при этом соответственно повысить заработную плату), а за работодателем закрепить финансовое обеспечение страховой части пенсии.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, а именно, установление неизменности условий налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, можно сделать вывод о том, что гарантия стабилизации в налоговой системе как по отношению к организациям, так и по отношению физическим лицам необходима и является позитивным изменением в настоящей кризисной экономической ситуации. Это решение обеспечит прозрачность и определенность системы налогообложения  с 2015 по 2018 год , то есть на 4 года включительно. Однако существуют моменты, которые нуждаются в доработке. Вся система страховых взносов нуждается в пересмотре для того, чтобы облегчить налоговую нагрузку на сами организации, а также на физические лица, например, необходимо снизить тарифы по уплате страховых взносов, а такие категории граждан, как студенты и пенсионеры и вовсе освободить от данных выплат. Ко всему вышесказанному нужно сказать, что государству необходимо пересмотреть и доработать систему уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в условиях сложной экономической ситуации в России это поможет обеспечить оптимальное финансовое положение организаций и физических лиц.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 04.06.2014) “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” / / http://www.consultant.ru/ - 2014 г. – 16 декабря.
  2. О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года  / /http://government.ru/  – 2014 г. – 15 декабря.
  3. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 года № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.» / / http://government.ru/ - 2014 г. – 15 декабря.
  4. Влияние НДС на финансовую деятельность организаций./Т.В. Наумкина//Научно-практический журнал “МИКРОЭКОНОМИКА”.2011-№4
  5. Federal Law of 24.07.2009 N 212-FZ (ed. By 04.06.2014) “On the insurance premiums to the Pension Fund of the Russian Federation, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, Federal Compulsory Medical Insurance Fund” / / http: // www. consultant.ru/ – 2014 – 16 December.
  6. Measures to implement the President’s Address to the Federal Assembly of the Russian Federation on December 4, 2014 / / http://government.ru/ - 2014 – December 15.
  7. Government Decree of December 4, 2014 № 1316 “On the limiting value base for calculating premiums in the Social Insurance Fund of the Russian Federation and the Pension Fund of the Russian Federation with the January 1, 2015» / / http://government.ru/ - 2014 – December 15.

 



Все статьи автора «Маврина Александра Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: