УДК 32.019.5

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИТОГОВ 2014 ГОДА

Васильев Максим Викторович
Псковский государственный университет
Старший преподаватель кафедры русской истории, член Российского философского общества

Аннотация
В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы внешней и внутренней политики России в 2014 году. Подводятся итоги в области геополитики и экономики, анализируются наиболее значимые вызовы времени и опасности для российской власти и народа на будущий 2015 год.

Ключевые слова: итоги года, Россия, Украина, экономические санкции


ANALYTICAL REVIEW OF THE RESULTS OF 2014

Vasilyev Maxim Viktorovich
Pskov state University
Senior lecturer in Russian history, a member of the Russian Philosophical Society

Abstract
The article deals with the most pressing issues of foreign and domestic policy of Russia in 2014. Summed up in the field of geopolitics and economics, analyzes the most important challenges of our time and the danger to the Russian government and people for the coming 2015.

Библиографическая ссылка на статью:
Васильев М.В. Аналитический обзор итогов 2014 года // Политика, государство и право. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/03/2763 (дата обращения: 03.05.2017).

Уходящий 2014 год стал годом громких и ярких побед для России в различных сферах жизни и годом больших испытаний и потрясений. Это было время самых полярных оценок происходящего и наиболее контрастных прогнозов. Ни один год за последнее десятилетие мы не провожали со столь противоречивым чувством неопределенности, сопряженным с ожиданием чего-то принципиально нового, что должно подвести черту под завершившейся, уже пройденной эпохой и одновременно стать отправной точкой к дальнейшему, качественному развитию страны. Естественно новое и неведомое всегда не только манило к себе, но и пугало человечество, вызывая у нации тревогу и опасения, которые могли выражаться в самых различных формах от пассивного нигилистического безразличия до повышенной революционной агрессивности граждан. Эпоха перемен таит в себе огромное количество скрытых угроз и поэтому, столь трудна для любой государственности. Однако общество ни когда не стоит на одном месте, динамика его развития является процессом закономерным и необратимым, подталкиваемым самим ходом истории человечества. В связи с этим столь важно уметь давать объективные оценки происходящего и выстраивать грамотную стратегию будущего.

В данном аналитическом очерке мы попытаемся подвести основные итоги уходящего года, и разобраться, насколько опасна для граждан России сложившаяся ситуация, и как следует реагировать на вызовы времени. Для этого нам необходимо вспомнить наиболее важные и судьбоносные события 2014 года, разобраться в их причинно-следственных связях и латентных механизмах их протекания.

Начало этого года российская общественность встретила в ожидании логической развязки двух совершенно противоположных по своему смыслу и значению событий: завершения подготовки Зимних Олимпийских игр в Сочи и прекращения острого гражданского противостояния на Украине – соседнем государстве исторически и культурно близком к России. Ход истории распорядился так, что кульминационная развязка обеих событий практически совпали по времени. XXII Олимпийские зимние игры в России прошли для нашей страны с огромным размахом и увенчались не только громкой и славной спортивной победой, но являлось мошной рекламой нашей страны в информационном поле мирового пространства. С 7 по 23 февраля 2014 года вся мировая общественность наблюдала за величественными церемониями открытия и закрытия игр и самим ходом соревнований. Проведенная работа по подготовке игр в Сочи может быть оценена положительно, как в техническом, так и культурном плане. Не смотря на целый ряд недочетов, ошибок и коррупционных скандалов, сопровождавших многолетнюю стройку[1], мировая общественность увидела другую, качественно новую Россию. Первое место России в общем медальном зачете в очередной раз доказало, что наша страна является великой спортивной державой, а пессимистические прогнозы относительно качества подготовки наших спортсменов оказались ошибочными. В плане патриотического подъема и сплочения нации, Олимпийские игры сыграли колоссальную роль. Однако международный спорт, как и другие проявления культуры, это всегда дипломатия. Россия благодаря столь громкому мероприятию имела возможность провести не один десяток переговоров с главами государств и другими высокопоставленными чиновниками[2] в особой, непринужденной обстановке лишенной протокольного лоска, а следовательно добиться большего успеха. И этим моментом активно воспользовался В.В. Путин.

Естественно, такой успех России на мировой арене породил огромное количество кривотолков и опасений в среде наших политических конкурентов (или как их сейчас принято корректно называть партнеров). Однако как их не называй, Запад всегда боялся, и будет бояться России, признавая ее право на существование только в слабом и раздробленном состоянии. Сильная и уверенная Россия ни когда не была нужна остальному миру. Даже бескрайние просторы и ее природные богатства вызывают глубинный страх у Запада и желание ослабить нас, а еще лучше разделить. И ни какие старания России быть открытыми и всегда готовыми к культурному диалогу не могли принципиально изменить ситуации. Еще во второй половине 1940-х годов русский философ Иван Ильин писал: «Вот уже полтораста лет Западная Европа боится России. Никакое служение России общеевропейскому делу не перевешивает перед лицом этого страха; ни какое благородство и бескорыстие русских… не рассеивало этого европейского злопыхательства»[3].

В целях ослабления международного авторитета России еще в преддверии Олимпийских игр на Украине начался организованный гражданский протест против правящих элит страны. Именно организованный и спланированный, т.к. факты финансовой и дипломатической поддержки Майдана со стороны ряда западных держав давно доказаны и являются достоянием общественности. Но нелепо было бы отрицать, что все революции и острые социальные потрясения имеют в своей основе внутренние объективные факторы и являются следствием непродуманной и безграмотной политики государственного руководства. Революции с пустого места не возникают. Необходимо признать, что режим В.Н. Януковича действительно погряз в коррупционных скандалах, пропустил политико-экономическую ситуацию и запутался в выборе векторов развития. Как следствие, доведя страну до эскалации гражданского вооруженного противостояния. Об этом вполне честно и открыто сказал Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко: «Только идиот, после событий на Украине не сделает соответствующих выводов! Развал страны, который произошел на Украине, в его основе лежит развал экономики и страшная коррупция! Вот две причины, которые разрушили государство»[4]. Что говориться его пример, другим наука, к сожалению, за ошибки государственной власти, как правило, расплачивается народ, и события на Украине 2014 года это наглядно показали.

Технология раскачивания страны и свержения ее легитимного лидера, испробованная Западом в целом ряде стран, сработала и у наших соседей. 20 февраля украинская Рада приняла решение об отзыве всех сотрудников правоохранительных органов из Киева. 21 февраля под давлением стран Запада В.Н. Янукович пошёл на уступки, согласился на вывод из Киева спецподразделения «Беркут» и внутренних войск и подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса на Украине[5].  Уже через сутки слабый и фактически лишенный власти президент бежал из Киева и в соответствии с заявлением Верховной Рады «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий», в результате чего и был снят с должности, тем же неконституционным путем. 22 февраля Украина прошла так называемую точку невозврата, окончательно расколовшись на тех кто с Западом, и тех кто ориентируется на Россию. Однако вне зависимости от выбранной позиции дальнейшего курса развития страны, общество неминуемо стало скатываться к гражданской воне.

Уверен, что авторы так называемых оранжевых революций не рассчитывали на столь критическую и сплоченную реакцию Юго-Востока Украины, и тем более Крыма на государственный переворот в столице. Как мы помним, 23-27 февраля была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность новых властей Украины и обратились за содействием и помощью к руководству России[6]. За считанные дни был организован референдум в Крыму по результатам которого 18 марта был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии этой территории в состав России. Скорость предпринятых действий, соблюдение нормам международного права граждан на самоопределение и обеспечение мирного сценария проведения референдума являются одним из самых ярких успехов России в этом году. В контексте происходящих событий, важно  вспомнить второй после Олимпиады всплеск народно-патриотического подъема в России. Уже многие годы мы не видели такого единогласного мнения по основополагающим вопросам жизни страны. Причем это наблюдалось не только среди политических сил, но и рядовых граждан, порой даже мало интересующихся политикой. Более того, Крым, это важнейший геополитический успех России, как удобный плацдарм для сухопутной и военно-морской группировки войск, охраняющих черноморское побережье и южные рубежи нашей страны. Два успеха России за год наши «партнеры» нам простить просто не могли.

Естественно растерянность на Западе сменилась ожесточением и страхом подъема российского геополитического могущества на постсоветском пространстве. На Россию обратили свои взоры Донецкая и Луганская народные республики, образовавшиеся за поддержкой в апреле месяце.  Повышение авторитетности России сразу же окрестили «русской весной». И главная задача западных держав заключалась в том, что бы не допустить повторения крымского сценария. Все имеющиеся средства от экономики и дипломатии до украинской армии были брошены на Юго-Восток  для подавления «русской весны».

Не останавливаясь на многочисленных вопросах вооруженного конфликта, разгоревшегося на Украине летом-осенью 2014 года, хочется уделить внимание экономическим потерям России. Первые меры экономического давления на Россию в виде замораживания активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки[7], касались ближайшего окружения В.В. Путина. Авторы этой меры воздействия рассчитывали, что Президент РФ пойдет на уступки под давлением окружения. Когда этого не произошло зарубежным «партнерам» пришлось изменить тактику действий и экономическими санкциями уже ударять по рядовым потребителям, все сильнее ухудшая экономическую ситуацию в стране. Эта ставка была сделана в первую очередь на то, что бы ухудшение экономического благосостояния граждан подтолкнуло Россию к внутреннему кризису, а возможно и социальным протестам, тем самым, ослабив позиции власти. Размер ущерба российской экономике от комплекса санкционных мер предпринятых против нас огромен. Как заявил премьер Д.А. Медведев, из-за санкций и замедления экономического роста пришлось корректировать «и так достаточно напряженный бюджет». Так, например, только отток капитала из России за первые 10 месяцев 2014 года составил 110 млрд. долларов США[8]. Однако  точных цифр убытка пока что не существует или, по крайней мере, они не афишируются широкой общественности.           Ситуация на внутреннем рынке усугубилась еще и от ответных санкций России, в первую очередь в области ограничений на ввоз продовольственных товаров из-за границы. Официально заявлено, что санкционные войны, в которые втянулась Россия, должны положительно сказаться на агропромышленном комплексе нашей страны, благодаря вытеснению зарубежных конкурентов и расширению рынка сбыта. Однако не стоит забывать, что аграрный сектор российской экономики не столь велик и Россия не имеет возможности обеспечить полное импортозамещение продуктов, попавших под санкции. Комплексное развитие собственного аграрного сектора от выращивания до переработки и торгового прилавка дело хлопотное и архи сложное. Мало кто из хозяйственников современного правительства смог бы взяться за такое дело и выполнить поставленную задачу. Слишком многое было упущено Россией за последние двадцать лет. Более того, даже если поставленная задача и будет выполняться, то на это должны уйти годы, а продуктовые прилавки необходимо наполнять уже сегодня. В сложившейся ситуации уже к началу декабря все мы ощутили существенный рост цен на продукты питания.

В контексте продовольственного вопроса необходимо уделить внимание большому промаху российского Правительства в выстраивании отношений с еще одним историческим соседом Белоруссией. Причиной ухудшения отношений стал ввоз белорусскими поставщиками европейских товаров, входящих в русский санкционный список. Россельхознадзор  запретил транзит продовольственных товаров из Белоруссии через Россию в Казахстан и другие страны без досмотра на российских пунктах пропуска. Так же в качестве назидания Белоруссии был введен запрет на ввоз в Россию продукции ряда белорусских мясокомбинатов и птицефабрик. В ответ белорусское руководство вернуло на российско-белорусскую границу таможенные посты, которые были упразднены 1 июля 2011 года в связи с созданием Таможенного союза[9]. Уверен, что конфликтовать с дружественной нам страной, которой всегда являлась Белоруссия, крайне не продуманный и опасный шаг нашего Правительства. В сложившейся достаточно тяжелой экономической ситуации вполне можно было бы сохранить хорошую мину при плохой игре и просто «не заметить» товаров с переклеенной этикеткой, идущих от наших соседей. По крайней мере, такой шаг не вызвал бы еще большего повышения цен на продукты на внутреннем рынке России и не усугубляя бы отношения с белорусским президентом. О серьезном ухудшении отношений с Белоруссией, наши главнейшим стратегическим и экономическим партнером, говорит и тот факт, что 20 декабря А.Г. Лукашенко крайне критично высказался по поводу сложившейся ситуации: «Разве можно бороться сегодня с ростом цен и запрещать поставки этой продукции на собственный рынок? Чем больше продукции, тем ниже цены. Зачем запрещать? Абсолютная политика, притом глупая и безмозглая…»[10]. Однако, по всей видимости, латентным мотивом такого решения русской стороны, стало мощное торговое лобби, которое заинтересовано в увеличении доходов от скачка продовольственных цен на кануне Нового Года. К сожалению, от череды подобных непродуманных и топорных действий нашего руководства, мы имеем большие шансы бездарно растерять своих союзников.

Говоря о экономических показателях развития нашей страны можно уйти в огромное количество фактов и цифр, однако данный аналитический очерк не преследует такой задачи. Оставим большие объемы цифр, графиков и процентов профессиональным экономистам и ограничимся основными показателями. Эти данные были обнародованы Президентом В.В. Путиным на ежегодной пресс-конференции 18 декабря. И так, по заявлению главы государства к концу года мы имеем следующую картину: Рост валового внутреннего продукта за 10 месяцев текущего года составил 0,6 – 0,7 %. После прошлогодней паузы немного ускорилось промышленное производство. За январь – октябрь прирост составил 1,7 %. На низких значениях находится и уровень безработицы. Он у нас опускался даже ниже пяти процентов, сейчас где-то в районе пяти, может быть, 5,1 %. Так же Президент отметил, что «в этом году у нас рекордный урожай зерновых – 104 миллиона тонн. Несмотря на все турбулентности на финансовом рынке, федеральный бюджет в этом году будет свёрстан с профицитом, то есть доходы будут превышать наши расходы на 1,2 триллиона рублей, это примерно 1,9 процента ВВП. Минфин ещё досчитывает, но то, что бюджет будет профицитным, – это точно»[11].  Далее В.В. Путин приводил и другие цифры стабильного развития страны, по мере возможности обходя проблемные стороны. Ни в коей мере не ставя под сомнение озвученные на конференции цифры, которые имеют под собой почву глубокой работы экономистов и экспертов, напомним и другие данные. В первую очередь, это достаточно существенный рост инфляции в России: с 0,59% в январе до 1,28% ноябре (декабрьские показатели на данный момент не обнародованы). Даже при самых скромных подсчетах годовая инфляция составила 8,52 %[12]. Однако уже через два дня после пресс-конференции помощник президента России А. Белоусов заявил, что в последние недели 2014 года годовая инфляция достигнет 10%[13]. А учитывая невысокие цены на нефть, установленные ОПЕК, ожидать улучшение макроэкономического климата в России не приходиться. Проблема зависимости нашей экономики от нефтяной трубы, о которой мы говорили на различных уровнях многие годы по-прежнему остается не только актуальной, но и является доминирующим фактором российской экономики. Именно в связи с резким ростом инфляции в стране (а возможно и ее дальнейшим увеличением) Центральный Банк РФ стал повышать ставку рефинансирования, о чем так старался умолчать Президент на пресс-конференции, объясняя действия Банка России некоторым его промедлением и нерешительностью действий. Но как это не назови, проблема меньше от того не станет. Курс рубля на текущий момент, совершив неимоверные кульбиты в середине декабря, стал постепенно выравниваться, но по-прежнему остается шатким. Таким же шатким российский рубль и войдет в следующий год. В целом конференция В.В. Путина имела главную задачу – успокоение нации и снижение напряжения, вызванного ожиданием экономических проблем. На сколько президенту удалось выполнить поставленную задачу – судить каждому из нас самостоятельно.

В текущем году Россия вступила в принципиально новую фазу международных отношений, связанных с противостоянием Западу. Многие эксперты заговорили о втором витке «холодной войны». Сложно прогнозировать, какими будут отношения с Западом в следующем году, однако можно сказать с полной уверенностью, простыми они уже не станут. Следовательно санкции нам никто не отменит, а вот появление новых вполне возможно. Наступающий 2015 год несет нам крайне сложную ситуацию на внутреннем рынке, продолжающиеся санкции и слабость отечественной экономики неизбежно вызовут дальнейший рост цен, а высокий уровень инфляции в определенной мере обесценит сбережения граждан, лежащие на депозитах. В.В. Путин в своем заявлении высказал тревожные ожидания на следующие два года в экономическом развитии России.

В преддверии нового года можно сказать точно, что легким он для нас не станет, и во многом будет являться решающим. Сможем ли мы наладить свое производство, усилить свою продовольственную самодостаточность или по-прежнему будем зависеть от иностранных поставщиков и экспорта энергоресурсов? Научимся ли грамотнее выстраивать свою геополитику в выборе политических партнеров, сможем ли осуществить собственные модели международной политической и экономической интеграции, в пику ЕС и США. Ответы на эти и другие вопросы даст нам 2015 год. Перед нашим Правительством стоит первостепенная задача не довести экономическо-социальную ситуацию в России до кризисного состояния, что бы избежать острых социальных потрясений. Хочется верить, что горький урок Украины нам все-таки удалось усвоить.

Без всяких преувеличений, следует сказать, что год 2015 важен и тем, что Российское общество и власть могут столкнуться с угрозой массовых протестов и нарастанием революционизации масс, уже в самой России. Именно к этому нас будут подталкивать из-за границы те силы, которые заинтересованы в том, что бы Россия погрузилась в пучину внутренних проблем и вновь не заявляла о себе как великая мировая держава. Задача современной власти не довести ситуацию до кризиса, в то время как задача нации устоять от соблазнов революционным путем разрешать все проблемы разом. События 1917 года в России и события текущего года на Украине наглядно доказали абсурдность и опасность подобных иллюзий.

Не легкий 2015 будет годом испытаний для России, неким экзаменом на прочность, как для власти, так и для всего народа. Если нам удастся совместными усилиями решить этот вызов времени, проявив политическую волю и твердость, Россия непременно преобразиться и сможет перейти на качественно новый уровень своего развития.

Примечания


[1] По данным еженедельника The Economist, величина фактических затрат на подготовку Олимпиады составляет приблизительно $50 млрд долл. США (данные июля 2013). Эта цифра является рекордной не только в абсолютном выражении за всю историю олимпиад, но и в относительном: по степени превышения исходной сметы. Как указывает журнал, фактические расходы на сочинскую олимпиаду превышают указанные в официальной заявке $12 млрд долл. США более чем в 4 раза (300 %), тогда как в среднем для олимпиад такое превышение составляет около 180 %.* В январе 2014 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев назвал цифру затрат равной $ 6,4 млрд., отметив, что цифра в 50 млрд. долларов включает в себя не только и не столько строительство олимпийских объектов, сколько строительство инфраструктуры с нуля. Вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Козак заявил, что доходы от Олимпийских игр в Сочи превысили расходы на 1,5 млрд руб.**

По мнению Всемирного фонда дикой природы в ходе организации олимпиады в Сочи был допущен ряд ошибок с точки зрения экологии и природоохранной политики. В результате, свое рыбохозяйственное значение потеряла река Мзымта, где до этого нерестилось до 20% всей черноморской кумжи, было уничтожено около 3 000 гектаров лесов с редкими для России породами деревьев, разрушены зимовки копытных (кабан, благородный олень) на хребте Псехако, а также миграционные пути медведей и туров на хребте Аибга. В своём интервью Би-би-си российский учёный-геолог Сергей Волков утверждал, что «строительство большинства объектов ведется без надлежащего комплекса геоэкологических изысканий, адекватных природной опасности».***

* «Castles in the sand», The Economist, Jul 13th 2013http://www.economist.com/news/europe/21581764-most-expensive-olympic-games-history-offer-rich-pickings-select-few-castles.

**Медведев оценил затраты на развитие Сочи в 50 млрд.  долларов // http://rbcdaily.ru/politics/562949990327942.

Дмитрий Козак: прибыль от Олимпиады в Сочи составила 1,5 млрд рублей // http://www.kommersant.ru/doc/2437184.

*** Ошибки Олимпиады // http://www.wwf.ru/about/positions/sochi2014. В эксклюзивном интервью телеканалу BBC ученый Сергей Волков рассказал, к каким катастрофическим последствиям может привести строительство олимпийских объектов в Сочи // http://russian.rt.com/inotv/2010-04-16/Sochi-skandalnaya-strojka.

[2] На олимпийских играх в Сочи присутствовало более 50 глав государств и правительств, 60 делегаций международных организаций и министров спорта, что в три раза больше, чем в Ванкувере. По информации председателя оргкомитета Д. Чернышенко, «если сложить вместе аналогичные показатели Турина и Ванкувера, то всё равно получится меньше глав государств, чем в Сочи. На церемонии открытия присутствовало 44 процента глав государств или правительств стран-участниц. Даже в Лондоне было меньше – всего 39».*

* Чернышенко подвёл итоги Олимпиады в Сочи // http://sport.mail.ru/news/olympics/17729424/?frommail=1

[3] Ильин И.А. Запад не знает и не ценит Россию // Национальная Россия: наши задачи. М., 2011. С. 84.

[4] Лукашенко: “Только идиот после событий на Украине не сделает соответствующих выводов!” // http://mediarupor.ru/blog/43209546493/Lukashenko:-%22Tolko-idiot-posle-sobyitiy-na-Ukraine-ne-sdelaet-so.

[5] Байден вновь позвонил Януковичу // http://www.unian.net/politics/887528-bayden-vnov-pozvonil-yanukovichu.html; Виктору Януковичу пора выбираться // http://www.kommersant.ru/Doc/2413718.

[6] Обращение Председателя Совета министров АРК Сергея Аксенова // Государственный Совет Республики Крым // http://crimea.gov.ru/news/01_03_14.

[7] Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах. Подробный список санкций против России на странице: http://timesnet.ru/economy/4105/.

[8] Банк России ухудшил макроэкономические прогнозы // http://www.interfax.ru/business/406253.

[9] Белоруссия восстановила таможенный контроль на границе с Россией // http://top.rbc.ru/politics/08/12/2014/5485a049cbb20f2027956990.

[10] Александр Лукашенко назвал политику России «глупой и безмозглой» // http://businesspskov.ru/rbusiness/busenvironment/92423.html.

[11] Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина 18 декабря 2014 года // http://russian.rt.com/article/65058

[13] Белоусов: инфляция в России по итогам 2014 года достигнет 10% // http://www.dk.ru/news/belousov-inflyatsiya-v-rossii-po-itogam-2014-goda-dostignet-10-236911974#ixzz3MY6hLhqN



Все статьи автора «Васильев Максим Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: