УДК 347.235

О ЗАКОННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Конюх Евгений Александрович
Омская академия МВД России
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Аннотация
В статье анализируются на предмет соответствия действующему законодательству выявляемые в ходе расследования некоторых уголовных дел факты предоставления в аренду органами местного самоуправления и органами государственной власти земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принадлежащих другому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Ключевые слова: аренда, государственная регистрация, земельный участок, унитарное предприятие


LEGALITY OF RENTING ALLOTMENTS IN FEDERAL OWNERSHIP

Konyukh Evgeniy Alexandrovich
Omsk Academy of Interior Affairs Ministry of Russia
Candidate in Law Science, Senior Lecturer, Senior Lecturer in Civil Law

Abstract
The article analyses the facts of renting by local governments and state authorities allotments in federal ownership, owned by another party and entitled to unlimited usage; that are elicited throughout some cases investigation and analyzed in accordance with valid legislation.

Keywords: allotment, rent, state registration., unitarian enterprise


Библиографическая ссылка на статью:
Конюх Е.А. О законности предоставления в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/04/2727 (дата обращения: 01.05.2017).

В правоприменительной деятельности, к сожалению, нередко имеют место случаи, когда уполномоченные на предоставление земельных участков органы, как местного самоуправления, так и органы государственной власти, распоряжаются в пользу третьих лиц соответствующими земельными участками, которые уже принадлежат на определенном праве юридическому лицу.

В настоящем исследовании хотелось бы дать правовую оценку двум ситуациям, достаточно часто встречающимся в практике, в том числе выявляемых и в ходе расследования уголовных дел экономической направленности.

Первая ситуация. Например, распоряжением главы администрации города акционерному обществу из состава земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, предоставляется в аренду на длительный срок часть земельного участка для производственных целей под размещение здания. На основании указанного распоряжения заключается договор аренды этого земельного участка. Между тем, территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отказывается в государственной регистрации данного договора по причине того, что указанная часть земельного участка находилась в составе земельного участка, фактически занимаемом унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления – федеральным казенным предприятием (далее – ФКП), и предоставленном ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования данному ФКП в установленном законом порядке. К тому же, собственником всего спорного земельного участка являлась Российская Федерация. Однако собственность Российской Федерации была зарегистрирована позднее издания распоряжения главы администрации и заключения договора аренды.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –
ГК РФ) [1] только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2] «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов».

В отношении возможностей распоряжения находящимся у ФКП на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком либо его частью указанный закон не содержит конкретных предписаний. Единственно, за последнее время в действующее законодательство были введены нормы, в некоторой степени расширяющие полномочия распоряжения земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования. А именно, в соответствии с п. 3 ст. 269 ГК РФ возможно заключение соглашения об установлении сервитута, а также передача земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела. С 1 марта 2015 года действует положение пп. 11 п. 2 ст. 396 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –  ЗК РФ) [3], допускающее заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в п. 2 ст. 399 ЗК РФ. Иными словами, в настоящее время закон допускает предоставление в аренду земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования, только правообладателю юридическому лицу-землепользователю, а не третьему лицу и, обязательно, не названному в п. 2 ст. 399 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [4] к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные казенным предприятuям.

Приведенные нормы действующего законодательства позволяют констатировать, что земельный участок, предоставленный акционерному обществу в аренду, на момент издания распоряжения главы администрации города находился в федеральной собственности даже при отсутствии факта государственной регистрации права.

Более того, абз. 1 п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 31 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Исходя из абз. 3 п. 10 названной статьи органы местного самоуправления могут распоряжаться только земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, и при условии, если законами соответствующих субъектов не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, нарушение законодательства, по нашему мнению, выразилось в том, что, во-первых, в аренду акционерному обществу без проведения предусмотренных главой 11 ЗК РФ соответствующих процедур по образованию земельных участков был предоставлен участок, входящий в состав другого земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования иному лицу (ФКП), во-вторых, решение о предоставлении было принято органом, не уполномоченным на управление и распоряжение соответствующим участком, и, в-третьих, от своего права ФКП не отказывалось в установленном ст. ст. 45, 53 ЗК РФ порядке. В связи с чем, представляется, в государственной регистрации договора аренды было отказано правомерно. Отсюда, юридически договорные арендные отношения не возникли, а если они осуществлялись фактически в последующем, в том числе с взиманием платы за использование части земельного участка, то такие действия следует считать незаконными, поскольку орган местного самоуправления, не имея соответствующих полномочий, распорядился частью земельного участка, находившегося в федеральной собственности, права на которые имелись у другого лица и эти права не были прекращены в установленном законом порядке.

Вторая ситуация. Часть земельного участка предоставляется в аренду обществу с ограниченной ответственностью из состава земельного участка, принадлежащего ФКП, на основании распоряжения специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Анализируя обоснованность предоставления указанной части земельного участка обществу с ограниченной ответственностью, необходимо отметить еще одно обстоятельство. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество собственником спорного земельного участка, фактически занимаемом федеральным казенным предприятием на праве постоянного (бессрочного) пользования, являлась Российская Федерация. Причем, собственность зарегистрирована, скажем, 11 ноября 2014 года, а распоряжение же специально уполномоченного органа о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью части земельного участка принимается за один день до регистрации права собственности Российской Федерации − 10 ноября 2014 года. Договор аренды части земельного участка далее соответственно заключается в тот период, когда право собственности Российской Федерации на весь земельный участок уже было зарегистрировано.

На наш взгляд, как уже отмечалось выше, до регистрации права собственности Российской Федерации земельный участок, предоставленный в аренду, де юрэ относился к федеральной собственности в силу ст. 17 ЗК РФ, ст. 31 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно абз. 1 п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Таким образом, представляется очевидным, при заданных условиях специально уполномоченный орган исполнительной власти распорядился частью земельного участка, имеющего конкретного собственника – Российскую Федерацию. Но в отличие от первой рассмотренной ситуации данный договор аренды прошел государственную регистрацию в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, что, по нашему мнению, неправомерно.

Таким образом, в обоих рассмотренных случаях нарушение законодательства выразилось в том, что в аренду был предоставлен участок, входящий в состав другого земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования иному лицу, и от своего права это лицо не отказывалось в установленном законом порядке. Причем решение принималось органами, не имеющими на то соответствующих полномочий.


Библиографический список
  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31.12.2014 № 499-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; КонсультантПлюс. URL: http: // http://www.consultant.ru (дата обращения 03.04.2015).
  2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 04.11.2014 № 337-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48. Ст. 4746; КонсультантПлюс. URL: http: // http://www.consultant.ru (дата обращения 03.04.2015).
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015 № 48-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44.
    Ст. 4147; КонсультантПлюс. URL: http: // http://www.consultant.ru (дата обращения 03.04.2015).
  4. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 08.03.2015 № 48-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4148; КонсультантПлюс. URL: http: // http://www.consultant.ru (дата обращения 03.04.2015).


Все статьи автора «Евгений Конюх»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: