УДК 341.1/8

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Гарафова Диляра Илдусовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
Изменение климата— неоспоримый факт, что очевидно из наблюдений за повышением глобальной средней температуры воздуха и океана, широко распространенным таянием снега и льда, повышением глобального среднего уровня моря. Потепление климатической системы Земли неблагоприятно сказывается на правах человека, в частности, под угрозой находятся право на здоровье, доступ к питьевой воде, достаточное питание и достойное жилище. Данная статья рассматривает влияние проблемы изменения на осуществление прав человека.

Ключевые слова: изменение климата, права человека, право человека на благоприятную окружающую среду


THE PROBLEM OF CLIMATE CHANGE IMPACT ON HUMAN RIGHTS

Garafova Dilyara Ildusovna
Kazan (Volga) Federal University

Abstract
Climate change is an indisputable fact nowadays. It is obvious from such phenomena as increasing of global average air and ocean temperatures , widespread melting of ice, and rising sea level. All these adversely affect on human rights, in particular, the right to health, access to clean water, adequate food and decent housing are under threat. This article examines the impact of climate changes on the issue of human rights.

Keywords: climate change, human rights, right to a healthy environment


Библиографическая ссылка на статью:
Гарафова Д.И. Проблема влияния изменения климата на права человека // Политика, государство и право. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/06/3019 (дата обращения: 13.07.2023).

Впервые в международном праве понятие права человека на благоприятную окружающую среду было сформулировано в Декларации принципов, принятой на Стокгольмской Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды в 1972 году. Принцип 1 данной Декларации гласит, что человек имеет «основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь»[1; §17]. Стокгольмская декларация отражает общее признание взаимозависимости и взаимосвязи прав человека и окружающей среды.

В ряде узкоспециализированных договоров, принятых уже после Стокгольмской конференции, также подчеркивается необходимость защиты окружающей среды. К ним относятся Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания от 16 ноября 1974 года, где страны обязуются сотрудничать друг с другом ради сохранения природных ресурсов, Всемирная хартия природы 1982 года, определяющая меры по резервации генетического разнообразия, защите природы от последствий военных действий[3; с. 2] и другие.

В соответствии с Уставом ООН [3; ст. 2], Всеобщей декларацией прав человека [4; Преамбула] и другими международными документами по правам человека, государства обязаны сотрудничать в целях предотвращения нарушения прав человека, в то же время они должны принимать эффективные меры в борьбе с изменением климата, по смягчению данного явления или адаптации к его последствиям.

Совет ООН по правам человека признал, что экологические изменения, вызванные изменением климата, могут вмешиваться в реализацию основных прав человека, признанных международным правом, в том числе защищенных Международными пактами[5; Преамбула]. Последствия изменения климата уже сказываются как на отдельных индивидах, так и на группах людей.

Особенно уязвимы к последствиям изменения климата люди и народы, чей образ жизни неразрывно связаны с природой, а также прибрежные и низменные островные государства, которые не имеют экономических ресурсов для адаптации к тяжелым изменениям.

Связь между изменением климата и правами человека в настоящий момент не вызывает никаких споров. Основная задача состоит во введении правозащитного подхода к разработке и реализации эффективных и справедливого мер в отношении последствий климатических изменений[6; Преамбула]. Данный подход предполагает интеграцию норм, стандартов и принципов права прав человека в различных стратегиях в сфере изменения климата.

Изменение климата может по-разному влиять на права человека. К примеру, рост уровня моря и штормы вызывают наводнения, перемещение населения, засоление пресных водных ресурсов, а также уменьшение площади пахотных земель или земель, предназначенных для строительства жилья. Рост числа и интенсивности метеорологических явлений представляет угрозу для  жизни, здоровья и жилья [1; §18]. Изменение береговой линии и таяние вечной мерзлоты может стать причиной повреждения различных объектов инфраструктуры, системы газо- и нефтеснабжения.  Право на воду  тоже находится в «зоне риска», так как климатические катаклизмы в перспективе будут затруднять поставку продуктов  питания и воды, а также неблагоприятно сказываться на их безопасности, что соответственно, отразится и на цене товара. Логично предположить, что изменение климата имеет существенное влияние и на права коренных народов постольку, поскольку их природозависимый образ жизни окажется под ударом глобального потепления. Так, коренные народы могут лишиться возможности охотиться, заниматься собирательством и рыболовством. Вот, например, поселок эскимосов Шишмареф (находящийся на острове в Чукотском море), видимо, будет одним из первых населенных пунктов, местоположение которого придется изменить из-за глобального потепления. Из-за интенсивного таяния льда у 600 его обитателей осталось чуть больше года для того, чтобы перебраться вглубь материка. С 2001 г. вода наступает на остров со скоростью от 4 до 7 м в год, тогда как в 90-е этот показатель не превышал 3 метров [7].  Однако есть и другие, косвенные, последствия. Речь идет об увеличении стрессовых нагрузок на здоровье населения. Повышение температуры поверхности Земли, согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения, приведет к большей вероятности возникновения таких заболеваний, как Цуцугамуши, желудочно-кишечных и других заболеваний, переносимых комарами.

В соответствии с программой ООН, существует два пути решения проблемы изменения климата. Первый – смягчение антропогенного воздействия – путем уменьшения эмиссии парниковых газов, стабилизации соотношения различных химических веществ в атмосфере. Этого можно достичь, например, восстановив лесные массивы, перейдя на менее ресурсозатратное производство и т.д. Вторая стратегия предполагает адаптацию, которая нацелена на укрепление возможности различных обществ и экосистем справиться с рисками изменения климата и его воздействия (переход на биотопливо, прогрессивное использование сельскохозяйственной земли)[1; §12].

Однако даже при реализации этих решений есть угроза нарушения прав человека. Так, перемещение лиц, например, для строительства новой ГЭС, основанной на чистой энергии, может существенно влияет на их права, в том числе право на безопасное жилище, благоприятную окружающую среду, информацию. В данном случае, перед национальными государственными органами стоит задача обеспечить соблюдение основных норм о доступе к информации, уведомлении и предварительной консультации, компенсации и предоставлении альтернативного жилья. Восстановление лесных массивов может повлечь вмешательство в жизнь коренных народов и лесных жителей. Переход на биотопливо, вероятно, приведет к увеличению цен на еду (что, в принципе, происходит уже сейчас)[8; с. 247].

Кроме коренных народов, в особенности незащищенными в условиях изменения климата, оказываются также дети, женщины, внутренние переселенцы, беженцы и мигранты.

В беднейших регионах мир, как правило, женщины несут основную ответственность за сбор основных продуктов питания, воды для их семей. Засухи, вызванные изменением климата, осложнят их работу, так как при низкой влажности производство сельскохозяйственных культур снижается. Кроме того, нехватка продовольствия и воды будет вызывать систематические недоедания среди детей, также при таких условиях снижаются их шансы получить среднее образование.

Более того, в 2007 году было проведено исследование в 141 стране об особенностях влияния стихийных бедствий на здоровье населения. Основным выводом этого проекта было то, что гендерные различия в смертях от природных катастроф напрямую связаны с экономическими и социальными правами женщин [9, с. 27]. Действительно, женщины и дети во время таких событий умирают в 14 раз чаще, чем мужчины [10].

Вышеперечисленные права человека  признаются всем международным сообществом и защищаются в основных международных документах, которые охватывают гражданские и политические права, такие как право на жизнь, свободу слова, вероисповедания, собственности. Они также включают в себя экономические, социальные и культурные права, такие как право на семью, образование, культуру, здравоохранение, свободу выбора места жительства и свободу передвижения, а также неприкосновенность жилища. Эти права являются универсальными и фундаментальными, и государства обязаны обеспечить их реализацию, а универсальные и региональные оргнизации по правам человека призваны контролировать данный процесс.

Одним из самых громких процессов, касающихся прав человека и изменения климата, разбирательство в Межамериканской комиссии по правам человека дела по иску сообщества эскимосов против США[11; с. 3]. По мнению сообщества эскимосов, Соединенные Штаты, которые являются одним из самых крупных виновников глобального потепления, ставят существование эскимосов под угрозу [12], сообщает The New York Times.  Несмотря на то, что по оценкам экспертов, петиция экскимосов имела большие перспективы на успех, Комиссия прекратило разбирательство дела в 2006 году. Возможно, это было связано с тем, что несмотря на то, что «изменение климата имеет очевидные последствия для осуществления прав человека, менее очевидно, можно ли (и в какой степени можно) квалифицировать такие последствия в качестве нарушений прав человека в строго юридическом смысле» [13]. Это создает целый ряд трудностей. Во-первых, причинно-следственные связи между историческими выбросами парниковых газов в той или иной стране и конкретными последствиями изменения климата представляются очень сложными и запутанными, не говоря уже о целом ряде непосредственных и косвенных последствий для прав человека[1; §70]. Во-вторых, глобальное потепление – это лишь один из нескольких факторов, способствующих возникновению последствий климатических изменений. Поэтому зачастую невозможно установить ту степень, в какой конкретное явление, связанное с изменением климата и имеющее последствия для прав человека, обусловлено  глобальным потеплением. В-третьих, отрицательные последствия  глобального потепления часто представляют собой прогнозы, касающиеся будущего воздействия, тогда как нарушения прав человека обычно устанавливаются после причинения вреда. Тем не менее само инициирование процесса,  связанного с проблемой нарушения прав человека из-за изменения климата, вызвало бурную реакцию научного сообщества и еще раз доказало наличие связи между этими концепциями.

Относительно практики Европейского суда по правам человека нужно заметить, что, несмотря на то, что в  Европейской конвенции по правам человека[14] отсутствует статья, посвящённая экологическим правам, Суд в своей практике рассматривает дела по защите данной группы прав, применяя иные статьи договора. Так, наиболее интересными являются дела Фадеева против Российской Федерации[15], Енерйилдиз против Турции [16], Ледяева и другие против Российской Федерации [17], Татар против Румынии [18].

Вопрос о правах человека в условиях климатических изменений нашел отражение и в резолюциях Совета ООН по правам человека (далее – Совет). В марте 2008 года Совет принял резолюцию 7/23 «О правах человека и изменении климата», в которой говорится, что «изменение климата представляет собой непосредственную и далеко идущую угрозу для людей и сообществ во всем мире и имеет последствия для полного осуществления прав человека» [5; Преамбула]. В резолюции Совет просит Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека провести детальное, аналитическое исследование взаимосвязи права прав человека и изменения климата. Еще несколько резолюций по этому же вопросу былb принятs в марте 2009 года (10/4)  и сентябре 2011 года (18/22), которые осветили, что изменение климата оказывает как прямое, так и косвенное влияние на осуществление прав человека. Также в данных документах неоднократно подчеркивается, что для защиты наиболее уязвимых к изменению климата государства должны во всех случаях, связанных с изменением климата, в полной мере уважать права человека и следить за реализацией этих прав при принятии решений.

В 2009 году во время заседания Комитета по экономическим, cоциальным и культурным правам в периодическом отчете одного из государств, в частности Австралии, очень ярко была продемонстрирована озабоченность международного сообщества проблемой прав человека в изменяющихся современных условиях: «Комитет обеспокоен негативным эффектом изменения климата на стандарты жизни, включая право на еду и воду, несмотря на то, что государства уже признали те проблемы и обязательства, которые налагают на них изменение климата. Комитет рекомендует также государству-участнику активизировать усилия по решению проблем, вызванных изменением климата, в том числе посредством принятия мер по сокращению выбросов углерода»[19; §27].

Несмотря на то, что данные замечания и резолюции имеют только рекомендательный характер, все же мягкие меры порой оказываются эффективнее любых агрессивных действий. Поэтому уже то, что данную проблему вывели на международный уровень, само по себе является большим достижением.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, неисполнение международных норм по защите экономических, социальных и культурных прав человека усугубляются различными проявлениями последствий климатических изменений. В результате, самыми уязвимыми оказываются индивидуумы и группы индивидуумов, защита которых и так уже представлялась достаточно слабой. Именно поэтому, представляется целесообразным разработка соответствующих институтов или механизмов в рамках Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, которые способствовали бы принятие во внимание интересов людей, народов или общин, чьи права так или иначе могут быть нарушены при реализации программ по мерам реагирования на последствия изменения климата.

Во-вторых, люди, живущие в наименее развитых странах и маленьких островных государствах, меньше всех приспособленных к условиям изменяющегося климата, находятся в наихудшем положении с точки зрения прав человека.

В-третьих, исполнение своих обязательств по соблюдению прав человека с учетом климатических изменений  – первоочередная задача государств. И недопустимо оправдание нарушения прав человека мерами, предпринятыми для смягчения последствий природных катаклизмов или адаптации к данным условиям, права человека должны иметь приоритет.


Библиографический список
  1. Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о взаимосвязи между изменением климата и правами человека (A/HRC/10/61).- 2009.
  2. Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду: Конституционно-правовые аспекты: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Науч. рук. Ф. М. Рудинский; Волгоградская академия государственной службы. – Волгоград ,1997.
  3. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // СПС «Гарант».
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // СПС «Гарант».
  5. Резолюция 7/23 Совета ООН по правам человека. Права человека и изменение климата. 28 марта 2008 г.
  6. Human Rights Council Resolution 10/4, 25 March 2009.
  7. URL: http://www.ecoteco.ru/?id=756  (дата обращения: 21.05.2015).
  8. Climate Change: International Law and Global Governance. Volume I: Legal Responses and Global Responsibility. Edited by Prof. Dr. Oliver C. Ruppel, Prof. Dr. Christian Roschmann and Dr. Katharina Ruppel-Schlichting. With a foreword by Prof. Dr. Hans-Gert Poettering, 2013.
  9. Neumayer, Eric and Plümper, Thomas (2007). The gendered nature of natural disasters: the impact of catastrophic events on the gender gap in life expectancy, 1981–2002.
  10. URL: http://www.unwomen.org/en/news/in-focus/the-united-nations-conference-on-sustainable-development-rio-20/facts-and-figures  (дата обращения: 21.05.2015).
  11. Climate Change and Human Rights: A Primer (Orellana & Johl). – 2013.
  12. Petition to the Inter American Commission on Human Rights Seeking Relief from Violations Resulting from Global Warming Caused by Acts and Omissions of the United States. Dec. 7, 2005.
  13. International Council for Human Rights Policy, Climate Change and Human Rights: A Rough Guide, 2008.
  14. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // СПС «Консультант Плюс».
  15. Постановление от 09.06.2005. Дело «Фадеева против Россиской Федерации» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006.  № 3.
  16. Постановление от 30 ноября 2004 по делу «Eнерйилдиз против Турции [Oneryildiz - Turkey]» (N 48939/99) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. – 2005. – №4.
  17. URL: http://www.memo.ru/hr/ehrac/cases/ledyayeva.html (дата обращения: 21.05.2015).
  18. Постановление ЕСПЧ от 27.01.2009 по делу «Татар (Tatar) против Румынии» // СПС «Консультант Плюс».
  19. Заключительные замечания Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, E/C.12/AUS/CO/4. -  2009.


Все статьи автора «Гарафова Диляра Илдусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: