УДК 336.6

ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ: ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, ДИЗАЙН

Сорокина Надежда Павловна
Новосибирский государственный технический университет

Аннотация
В статье рассмотрены рыночные и административные разновидности механизмов осуществления закупок. Фокус сделан на государственные закупки. Охарактеризованы сильные и слабые стороны различных закупочных процедур.

Ключевые слова: аукцион, государственные закупки, закупки, конкурс, лотерея, торги


PROCUREMENT PROCEDURES: TAXONOMY, FEATURES, AND DESIGN

Sorokina Nadezhda Pavlovna
Novosibirsk State Technical University

Abstract
The article reviews market and non-market procurement procedures with a focus on government procurement. Strength and weaknesses of different procurement procedures considered.

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокина Н.П. Закупочные процедуры: виды, особенности, дизайн // Политика, государство и право. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/07/3240 (дата обращения: 04.10.2017).

Большое количество распределяемых ресурсов, товаров и услуг на рынке в целом, и широкое разнообразие государственных товаров, в частности, требует значительного числа различных механизмов, методов и моделей их распределения. Исторически сложилось, что наиболее оптимальным методом распределения товаров и услуг для государственных нужд является группа методов,  сходных по своим принципам и имеющих общее название – «торги».

Торги – это всегда процесс сравнения, выбора покупателя или продавца по определенным критериям, предпочтительным зачинщику сделки купли-продажи. Чаще всего на рынке предметом торга становится цена, т.е. продавец и покупатель договариваются об устраивающей их цене на товар – устанавливают равновесную цену на рынке посредствам торга. Этот принцип как нельзя лучше подходит для государственного рынка, где цена на товар зачастую не имеет рыночного обоснования, и государство само вынуждено создавать рыночные условия формирования цены.

Основными группами торгов являются конкурсы, аукционы и лотереи. Но группа «лотереи» в наши дни редко применяется для обеспечения нужд государства, а все чаще применяется в целях коммерческих развлекательных игр, поэтому, на мой взгляд, ее не стоит рассматривать в рамках данного исследования. Самые популярные виды торгов сегодня, это торги, проводимые с помощью механизма конкурса и механизма аукциона. Их основное различие заключается в способе определения победителя, точнее, в критерии определения: по итогу проведения конкурса победителем признается участник, предложивший наилучшие с точки зрения организатора конкурса условия покупки (поставки товара или выполнения работы),  а по итогу аукциона побеждает участник, предложивший наилучшую цену покупки. Также между этими видами торгов существует множество других различий, вытекающих из принципов их организации и проведения, о которых речь пойдет ниже.

Конкурсные процедуры торгов включают в себя большое количество параметров и условий определения победителей, в связи с чем, требуют значительных ресурсов и знаний, как от организаторов конкурса, так и от участников. Конкурс также предполагает большое количество участников, подающих заявки с требуемым пакетом документов, который может включать основную информацию об участнике и предлагаемом товаре, начиная от лицензии на осуществление определенной  деятельности и заканчивая, например, образцом товара. Определяется победитель конкурса специальной комиссией, объединяющей в себе представителей закупщика (со стороны государства, например), независимых экспертов (специалистов в конкретной области знаний) и даже, иногда, общественных контролеров (в том числе, потребителей). Комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает «лучшего» поставщика, который удовлетворяет условиям, поставленным изначально организатором конкурса.

Государственные организации в процессе осуществления закупок предпочитают прибегать к конкурсам, т.к. возможно заранее установить не только финансовые требования к участникам, а и качественно-количественные параметры с целью достичь определенных показателей, например, уровня обеспеченности населения, качества услуг, покрытия определенной территории и пр. Именно наличие большого числа критериев  отбора «на любой вкус» –  гибкость конкурсного механизма – является его основным преимуществом для государственных закупщиков и может являться большой проблемой для участников. Гибкие критерии позволяют требовать от участников не только конкретных количественных показателей, но и качественных и весьма условных характеристик, таких как «социальная значимость», «инновационность», «влияние на концентрацию в отрасли». Такие условные критерии отбора зачастую дают свободу действия недобросовестным заказчикам, которые могут смоделировать конкурс для конкретного поставщика или сфабриковать данные в свою пользу, с целью достижения влияния или наоборот независимости в какой-либо отрасли экономики.

Еще одно важное качество конкурсов – высокий уровень бюрократизации – участники должны подавать заявки на конкурс в определенные сроки и в определенном виде. Зачастую список требований к участникам конкурса со стороны заказчиков так велик, что небольшие компании или не имеющие опыта участия в торгах просто не могут в такие сжатые сроки собрать и представить все необходимые документы. Эта особенность, также как и предыдущая, одновременно является как плюсом, так и минусом конкурсных торгов, т.к. может ограничивать действительно неподходящих, слабых представителей рынка, а может стать необоснованным преимуществом заказчика, который будет ограничивать участие «неугодных» ему компаний по субъективным критериям.

Большое число участников, сложный бюрократический механизм подачи заявок, множество критериев отбора, сложная процедура определения победителей подводят к  еще одной особенности конкурсов, которая в последние годы только мешает применению этого механизма – конкурсные торги занимают много времени. Сегодня скорость принятия решения играет значительную роль. Развитие техники и технологии позволяет мгновенно связаться практически с любой точкой земного шара и узнать много информации, которая раньше была попросту недоступна участникам рынка. Т.е. рынок становится все более информационно-эффективным и необходимо значительно ускорять проведение конкурсных процедур, чтобы они отвечали условиям такого рынка.

Конкурсы до недавнего времени были основным видом взаимодействия государственного и частного секторов экономики, в силу множественности критериев и параметров, устанавливаемых для участников конкурсов. Так, например, распределение частот спектра телерадиовещания в некоторых странах Европы и телефонной сети в США организовывалось по средствам конкурсных торгов еще в середине прошлого столетия. Однако в начале 1990-х годов описанные выше особенности и проблемы конкурсов стали активно проявляться во всех сферах, они перестали отвечать всем требованиям быстро развивающихся рынков и отошли на второй план, уступив место аукционам [2-4].

Понятие «аукцион» произошло от латинского слова «auctio» – продажа с публичного торга, которое в свою очередь основывается на латинском слове «augere» – увеличивать. Согласно Большому энциклопедическому словарю [1, 7], аукцион – это способ продажи товаров, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра и обычно устанавливается его стартовая цена. На аукционах может продаваться все – от личных предметов роскоши и искусства до недвижимости и прав на разработку месторождений полезных ископаемых. Также могут продаваться как большие партии товара (оптовые аукционы или групповые), так и предметы, существующие в единственном экземпляре – картины, скульптуры, исключительные права пользования. При продаже товара на аукционе, в отличие от продажи на рынке или даже конкурсной продажи, продавец не несет ответственности за качество продаваемого товара, т.к. предварительно товар выставляется на обозрение (ознакомление) покупателей и они покупают не «кота в мешке».

Одной из основных особенностей аукционного торга является процесс установления цены на товар, т.к. может быть установлено две цены – индивидуальная и общая. Индивидуальная цена или частная оценка основывается на индивидуальных предпочтениях и ожиданиях участника аукциона – он решает, какую сумму ему угодно заплатить за тот или иной товар без учета оценок других участников. Можно назвать частную оценку аукционного лота «делом вкуса», т.к. именно им руководствуется участник при назначении цены и редко завышает свои ожидания относительно товара. Общая же оценка подчиняется рыночным закономерностям – в условиях конкуренции участники склонны назначать бóльшую цену на товар, т.к. видят интерес к этому товару со стороны других участников. Также общая стоимость товара, выставляемого на аукцион, зависит от будущей стоимостью этого же товара, в случае его перепродажи – участники, надеясь перепродать товар подороже и в силу своей неспособности объективно оценить товар, повышают цену в соответствии со своими ожиданиями, в связи с чем может возникнуть так называемое «проклятье победителя». Проклятие победителя – ситуация, возникающая, в основном на аукционе с большим числом участников, когда один участник значительно переоценивает истинную стоимость товара и непомерно повышает цену на него, тогда прочие участники, неготовые столько заплатить, отходят от игры и победитель забирает товар, позже осознавая, что сильно переплатил за него.

Разные подходы к определению аукционной цены приводят к различным оценкам его эффективности. Если рассматривать эффективность, основываясь на достижении рыночного равновесия, то можно предположить, что каждый участник аукциона выбирает свою доминирующую стратегию (максимально выгодную для него, также как при рыночном равновесии все фирмы максимизирую свою целевую функцию), а, следовательно, весь аукцион (по аналогии с рынком) находится в равновесии, т.е. эффективен. Что же касается информационной эффективности аукциона, то это весьма спорный вопрос. С одной стороны, чем больше информации известно участникам аукциона о предмете торга или ситуации на рынке, тем больше вероятность того, что товар попадет к участнику, максимально верно оценивающему его стоимость и эффективно его использующему. В этом случае достижение эффективности возможно. Если же информация попадет только в руки одного из участников, велика вероятность нечестной его игры, в результате чего весь аукцион не будет эффективным, т.к. цена предмета торга уже не будет верно оцениваться прочими участниками аукциона и предмет может уйти не тому участнику, для которого представляет наибольшую ценность (эффективному), а к тому, кто предложит наибольшую цену в связи с наличием инсайдерской информации. В связи с этим, можно сделать вывод о высокой степени зависимости эффективности аукциона (да и прочих видов торгов) от наличия на рынке свободной и полной информации. Тема влияния информации на эффективность аукциона широко раскрыта в работе А.Макрушина, А.Микушевой и К.Сонина [3, 6-9].

Чаще всего на практике встречаются аукционы на продажу, самым частым представителем которых является английский аукцион. Английский аукцион – открытый аукцион с восходящими ценами и неограниченным числом участников – считается классическим типом аукциона, при котором все участники встречаются в одном месте, в одно время, смотрят на объект продажи и делают свои ценовые предложения, начиная с минимальной цены, которую оглашает организатор аукциона. Заканчивается такой аукцион, когда никто не делает ставку выше уже названных или когда достигается заранее оговоренный «потолок» цены. Английский аукцион не очень удобен, т.к. очень дорого обходится организаторам (аренда помещения, оборудование, приглашения и т.д.) и участникам (например, транспортные расходы), а также сопряжен с потерями времени – ведь все должны собраться в одном зале и процедура оглашения лотов и ценовых предложений занимает немало времени. Этот тип аукциона в наши дни встречается редко, в основном на торгах антиквариатом или предметами искусства (например, знаменитые аукционы товаров роскоши Sotheby’s и Christie’s), т.к. только в этом случае стоимость организации оправдана стоимостью лотов.

Близким по технике к английскому аукциону является японский аукцион – также открытый и с восходящими ценами, но в отличие от английского, цена растет непрерывно, а не «шагами» (в английском устанавливают «шаг» цены, чтобы не растягивать аукцион), и участники, уже назвавшие свою «максимальную» цену товара, покидают аукцион без права вернуться. Таким образом, японский аукцион более длительная процедура, в которой выигрывает последний оставшийся участник.

Следующий распространенный тип аукциона на продажу – голландский аукцион. В отличие от английского и японского механизмов, голландский это аукцион на продажу, но с нисходящими ценами: продавец оглашает максимальную цену товара («потолок») и начинает постепенно ее снижать (шагами или произвольно – в данном случае не имеет значения). Аукцион прекращается, как только кому-либо из присутствующих «нравится» цена лота и он соглашается ее заплатить или если цена достигает оговоренного миниммума. На практике такой тип аукциона гораздо быстрее предыдущих, т.к. вынуждает участников думать и принимать решения гораздо быстрее (а вдруг, кто другой раньше согласится на цену) и требует всего одного оглашения заявки – согласия на покупку. Такие аукционы применяются в основном для реализации скоропортящихся товаров – цветов (голландских тюльпанов, например, отсюда и название) и продуктов питания, а также по принципам голландского аукциона происходило размещение государственных краткосрочных облигаций Российской Федерации [5, 14].

Описанные механизмы аукционов все относились к аукционам на продажу и все были открытыми – цены покупки в этом случае оглашаются участниками «вслух» или просто становятся известны всем прочим участникам (по средствам записи всех ставок на доске, например). Но в современном мире большинство аукционов проводятся в закрытой форме, когда участники подают заявки организатору аукциона конфиденциально – в конверте или посредством электронной связи (электронный носитель, электронная почта, электронный заявка и пр.)[3, 12-15].

Закрытые аукционы делятся на аукционы первой цены и второй цены. В закрытых аукционах первой цены (first-price sealed-bid auctions) участники делают свои заявки одновременно, независимо и в тайне друг от друга. Победителем становится участник, предложивший самую высокую цену, и именно ее он и платит. Две трети всех аукционов мира – это аукционы первой цены, на них продают все от недвижимости до государственных ценных бумаг. В том числе и аукционы на поставку в России (государственные закупочные аукционы) чаще всего относятся к аукционам первой цены.

К закрытым аукционам первой цены можно также отнести особый вид аукциона – молчаливый аукцион (silent auction). Он применяется в благотворительных торгах, когда участники, желая избежать публичности, делают заявки конфиденциально, как правило, в письменной форме, а выигравший платит цену, равную своей (максимальной) ставке [4].

Закрытый аукцион второй цены, также называемый «аукционом Викри», по имени его создателя Уильяма Викри (упоминался впервые в 1961 году) – встречается реже, чем аукцион первой цены, хотя и более предпочтителен пользователями в силу своей гибкости. На аукционе этого типа участники подают заявки закрытым способом – в конвертах или на электронных носителях, выигрывает участник, предложивший наибольшую цену, но платит он при этом цену вторую по величине. У второй цены есть очень естественный экономический смысл – это минимальная цена, при которой спрос равен предложению [5]. Такой способ оплаты лота очень выгоден организаторам аукциона, т.к. они могут определить, для кого из участников товар наиболее ценен (кто предложит максимальную ставку), но при этом они не вынуждают его переплачивать за свою оценку (избавляются от «проклятья победителя»), соответственно, аукцион может считаться эффективным.

Следующий большой класс аукционов – аукционы на поставку, в которых организатор (продавец) и участник (покупатель) меняются местами. В таком случае организатор (теперь покупатель) объявляет на аукционе о свой потребности в каком-либо товаре или услуге по определенной цене (устанавливает хотя бы одну из ценовых границ, чаще всего верхнюю), а участники (продавцы и поставщики) предлагают предоставить этот товар на заданных условиях, но по сниженной цене. Рассматриваемый в данной работе рынок государственных закупок и аукционы, применяемые на нем, относятся в основном к аукционам на поставку с нисходящей ценой: государственный заказчик объявляет аукцион и стартовую цену покупки, а поставщики «соревнуются» за право осуществить поставку, постепенно снижая цену. Выигрыш государства в этом случае составляет экономия цены (заплатит меньше, чем планировал), а выигрыш поставщика – возможность сотрудничества с крупным и надежным заказчиком, не говоря уже о возможных привилегиях и налоговых льготах для государственного подрядчика.


Библиографический список
  1. Бальсевич А. А. Информационная прозрачность государственных закупок в регионах России / А. А. Бальсевич, С. Г. Пивоварова, Е. А. Подколзина // Академическое приложение к журналу Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. – 2010. – № 5. – С. 38-61.
  2. Галанов В. А. Государственные закупки и конкуренция : учебное  пособие / В. А. Галанов, О. А. Гришина, С. Р. Шибаев; / под общ. ред. В. А. Галанова. – Москва : ИНФРА-М, 2010. – 285 с.
  3. Гальперин В. М. Микроэкономика : В 3-х т. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов ; общ. ред. В. М. Гальперина. – Санкт-Петербург : Эконом. шк. ГУ ВШЭ, 2008. – Т. 2. – 512 с.
  4. Государство изживает проблемы в госзакупках [Электронный ресурс] // Независимый портал об осуществлении государственных закупок. – Режим доступа: http://www.zakupkihelp.ru/archives/5382. – Загл. с экрана.
  5. Как экономическая наука помогает делать нашу жизнь лучше / коллектив авторов ; под ред. Д. Зигфрида ; пер. с англ. Н. Эдельмана. – Москва: Институт Гайдара, 2011. – 432 с.
  6. Рыманов А. Ю. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства / А. Ю. Рыманов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. – № 13 (349). – С. 29-31.
  7. Белокрылова О. С. Управление государственными и муниципальными заказами : учебно-методическое пособие / О. С. Белокрылова, В. В. Вольчик, Е.Ф. Гуцелюк. – Ростов-на-Дону : Содействие-XXI век. – 2011. – 156 с.
  8. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство. Теория и практика: учеб. пособие / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев. – Москва : ГУ-ВШЭ, 2010. – 287 с.
  9. Рыманов А. Ю. Анализ системы государственных закупок // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 16 ( 367). – С. 40-44.
  10. Состояние финансовой системы после эпидемии морального риска : монография / коллектив авторов ; под ред. А. Ю. Рыманова. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2013. – 154 с.
  11. Вершинина Е. С. Эффективность государственных закупок / Е. С. Вершинина // Молодой ученый. – 2015. – № 5. – С. 339-340.
  12. Тесля П. Н. Эпидемия морального риска: уроки финансового кризиса / П. Н. Тесля // Дайджест-финансы. – 2013. – № 12. – С. 60-71.
  13. Финансовые инструменты для реального сектора: от оперативного финансового планирования до венчурного инвестирования : монография / А. Ю. Рыманов, К.К. Авдеев, П. Н. Тесля, Т. Ю. Трифоненкова, Е. В. Костяева, Е. А. Приходько. – Новосибирск. – Изд-во НГТУ, 2012. – 136 с.
  14. Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Разработка модели эффективного развития предприятий // Интеграл. 2012. № 4.
  15. Вольчик В. В. Всепобеждающий оппортунизм: эволюция институтов размещения государственного заказа в России / В. В. Вольчик // TERRA ECONOMICUS.– 2009. – Т. 7, № 4. – С. 44-50.


Все статьи автора «tf ste»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: