УДК 342

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ СУБЪЕКТОВ РФ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

Трыканова Светлана Анатольевна
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права

Аннотация
Данная статья посвящена обзору теоретико-прикладных аспектов эффективности организационно-правового регулирования реализации местного референдума в муниципальных образованиях субъектов РФ. Проведенное исследование позволяет выяснить все тонкости проведения референдумов.

Ключевые слова: демократия, местное самоуправление, местный референдум, референдум


THE EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE IMPLEMENTATION OF A LOCAL REFERENDUM IN THE MUNICIPALITIES OF THE RF SUBJECTS: THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS

Trykanova Svetlana Anatolyevna
Ryazan State University named after S.A.Esenina
candidate of historical science, assistance professor of the department of constitutional and municipal law

Abstract
This article provides an overview of the theoretical and applied aspects of the implementation of effective regulation of the local referendum in municipal entities of the Russian Federation. This study allows to find out all the details of the referendum.

Библиографическая ссылка на статью:
Трыканова С.А. Эффективность организационно-правового регулирования реализации местного референдума в муниципальных образованиях субъектов РФ: теоретико-прикладные аспекты // Политика, государство и право. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/07/3264 (дата обращения: 14.07.2023).

Статья печатается при финансовой поддержке РГНФ, название проекта «Формы непосредственного осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ г. Рязань.
(код РГНФ 03-420, номер проекта 15-13-62002)
В условиях модернизации российского общества одной из первостепенных задач является развитие институтов непосредственной демократии.
В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ. В Основном Законе страны определяются две формы народовластия:
1. Осуществление власти через институты представительной демократии, в основе которой лежит передача населением части принадлежащей ему власти избираемым или коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.
2. Непосредственное осуществление власти, когда сам гражданин принимает участие в решении того или иного вопроса. Непосредственное участие является высшим выражением народовластия.
Понятие “референдум” (от лат. referendum – “то, что должно быть сообщено”) – прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни.
Широкое распространение референдумы получили в XX в., что было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.
Референдумы делятся на:
- общегосударственные, в которых участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме;
- региональные, которые проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации;
- местные, которые проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц.
Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В Российской Федерации законодательством предусмотрены референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум.
Референдум РФ – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ “О референдуме Российской Федерации”, ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории РФ, а также граждан РФ, проживающих или находящихся за пределами территории РФ.
Референдум субъекта РФ – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ.
Референдум местный (местный референдум) – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
Местный референдум является составной частью организационной основы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации ставит местный референдум на первое место среди всех остальных форм осуществления местного самоуправления. Тем самым он является высшей формой народовластия на муниципальном уровне.
Главная ценность института местного референдума состоит в возможности его использования населением по собственной воле, без санкции органов местного самоуправления.
Местное самоуправление предполагает самостоятельное осуществление населением деятельности по решению вопросов местного значения.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Вслед за таким законодательным регулированием отдельные авторы также определяют вопросы местного значения как “вопросы, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории”
В науке дискутируют по поводу того, что есть вопросы местного значения, какие элементы они включают, в т.ч. в соотношении с компетенцией, функциями, полномочиями и предметами ведения местного самоуправления
Вопросы местного значения – “особый круг дел, который органы местного самоуправления обязаны решать” , “сфера проявления полномочий органов местного самоуправления” Вместе с тем такая трактовка вопросов местного значения представляется спорной в части, касающейся исключительно органов местного самоуправления, поскольку устройство местной жизни и решение соответствующих задач могут осуществлять непосредственно население.
В г. Рязани, как и в других городах Российской Федерации, законодательный массив, регулирующий процедуру подготовки и проведения референдумов, закрепляется в Уставе муниципального образования – городской округ “Город Рязань”.
В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”,гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.[2].
2. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.
3. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории Рязанской области, имеет право голосовать на областном референдуме.
4. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории муниципального образования, имеет право голосовать на местном референдуме.
5. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
6. Проведение областного референдума допускается одновременно с выборами Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Рязанской областной Думы либо с выборами в органы местного самоуправления, либо с местным референдумом.
7. Проведение местного референдума допускается одновременно с проведением областного референдума либо с выборами Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Рязанской областной Думы, либо с выборами в органы местного самоуправления.
Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом г. Рязани [3]:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, проживающими на территории г. Рязани, обладающими активным избирательным правом;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа г. Рязани и главы администрации г. Рязани, выдвинутой ими совместно.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Рязанской области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и законом Рязанской области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом г. Рязани и главой администрации г. Рязани, оформляется решением представительного органа г. Рязани и постановлением главы администрации г. Рязани.
Представительный орган г. Рязани обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган г. Рязани документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
В случае если местный референдум не назначен представительным органом г. Рязани в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, Рязанской областной Думы, губернатора Рязанской области, избирательной комиссии Рязанской области или прокурора.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию.
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории г. Рязани и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления г. Рязани.
Органы местного самоуправления г. Рязани обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления г. Рязани, прокурором, иными уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним Законом Рязанской области N 65-ОЗ от 09.06.2006 “О референдумах в Рязанской области”.
Под гарантиями прав избирателей А.В. Зиновьев подразумевает условия и средства, обеспечивающие реализацию прав избирателей. В различных странах диапазон гарантий правового статуса избирателей достаточно широк, а их содержание и практическое применение зачастую имеют разное значение.[4].
Существуют различные виды гарантий избирательных прав граждан. Хотелось бы остановиться на содержании двух из них: на порядке включения избирателей в список избирателей и использовании различных форм голосования, которые способствуют предоставлению больших возможностей избирателям принять участие в выборах.
Важнейшей гарантией, создающей необходимые условия для юридического оформления и реализации гражданами своих избирательных прав, является регистрация (учет) избирателей. В зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации избирателей, различаются системы личной и государственной регистрации.
Государственная (автоматическая) система регистрации применяется в России, Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Чили и других странах. В соответствии с автоматическим методом регистрации списки избирателей составляются уполномоченными избирательными органами. Избиратели включаются в список избирателей того избирательного участка, на территории которого находится их место жительства.
Государственная система регистрации представляется наиболее удобной для избирателей, однако вероятность неточности информации, содержащейся в списках избирателей, при автоматической регистрации существенно возрастает, о чем свидетельствует практика избирательных кампаний в Российской Федерации.
Как верно отмечает Е.А. Ефименко, организация регистрации избирателей в Российской Федерации имеет существенные недостатки, которые порождают “двойной” учет избирателей, а также появление в списках так называемых мертвых душ.[5].
В настоящее время решение проблемы корректного ведения регистрации (учета) избирателей находит самое широкое обсуждение как в научных кругах, так и среди представителей власти. В частности, давно ведется спор о замене обязательной государственной регистрации избирателей добровольной (личной).
Так, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е.П. Дубровина обозначила необходимость замены обязательной регистрации избирателей добровольной. Нам же видится решение данной проблемы иначе – в совершенствовании правового регулирования регистрации (учета) избирателей, а также в усилении взаимодействия лиц, представляющих сведения об избирателях с избирательными комиссиями.[6].
Принятое на местном референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.
Решения, принятые на местном референдуме, имеют обязательный характер и не требуют какого-либо подтверждения.
Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке.
Таким образом, главная ценность института местного референдума состоит в возможности его использования населением по собственной воле, без санкций органов местного самоуправления или иных представителей власти. Механизм принятия решения на референдуме может быть востребован как альтернатива представительному народовластию, в частности в тех случаях, когда органы местного самоуправления не принимают необходимого решения или принимают решения, не соответствующие мнению большинства жителей муниципального образования.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”//СПС «КонсультантПлюс» .
  2. ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” //СПС «КонсультантПлюс» .
  3. “Устав (Основной Закон) Рязанской области” от 18.11.2005 N 115-ОЗ (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 02.11.2005 N 710-IV РОД)(ред. от 14.05.2015 //СПС «КонсультантПлюс».
  4. Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. 1999. N 1. С. 15.
  5. Ефименко Е.А. Правовой режим регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2009. С. 124.
  6. Л.А Дольникова, А.Е. Попова. Сравнительный анализ способов регистрации избирателей и альтернативных форм голосования в Российской Федерации и зарубежных странах //СПС «КонсультантПлюс».
  7. С.А. Трыканова. Организационно-правовые основы проведения местного референдума как института непосредственной демократии. Теория и практика. // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 23 – 26.
  8. С.А. Трыканова. Модернизация избирательного права РФ как основа устойчивого развития прямой демократии российского общества.//СПС «КонсультантПлюс».
  9. Н.Л. Скворон. Потребности населения и финансово-экономическое положение – камень преткновения муниципального самоуправления.//СПС «КонсультантПлюс».


Все статьи автора «tsvetlana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: