УДК 94(47)(=411.16) : 340, UDC 94(47)(=411.16) : 340

ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

Егоров Вадим Валерьевич
Государственная бюджетная образовательная организация среднего профессионального образования Нижегородский экономико-правовой колледж имени Героя Советского Союза Бориса Павловича Трифонова
Преподаватель специальных дисциплин

Аннотация
В статье изучается политика правительства Российской империи в отношении еврейского населения в период правления императора Александра I (1801-1825). Отмечается, что чиновники, с одной стороны пытались сделать евреев частью российского общества, путём аккультурации, последующей христианизации и русификации, а с другой – оградить коренное население от влияния иудеев.

Ключевые слова: дискриминация, евреи, иудаизм, Общество Израильских Христиан, политика, Положение «О устройстве евреев» 1804 г., черта оседлости


THE POLICY OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN EMPIRE AGAINST THE JEWISH POPULATION IN THE FIRST QUARTER OF THE XIX CENTURY

Egorov Vadim Valerevich
State budget educational institution of secondary vocational education of Nizhny Novgorod Economics and Law College of the Hero of the Soviet Union Boris Pavlovich Trifonov
Teacher special disciplines

Abstract
This article examines the policy of the government of the Russian empire against the Jews population during the reign of Emperor Alexander I (1801-1825). It is noted that the officials on the one hand trying to do the Jews a part of Russian society, by acculturation, followed by Christianization and Russification, and on the other - to protect the indigenous people from the influence of the Jews.

Keywords: discrimination, Jews, Judaism, politics, Regulation "On the device of the Jews" in 1804, the Pale of Settlement, the Society of Israel Christian


Библиографическая ссылка на статью:
Егоров В.В. Политика правительства Российской империи в отношении еврейского населения в первой четверти XIX века // Политика, государство и право. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/08/3345 (дата обращения: 13.07.2023).

В начале XIX века перед правительством императора Александра I (1801-1825) встал вопрос о том, что делать с большой группой еврейского населения, которая, как указывал профессор С.А. Бершадский, не желала ассимилироваться [1, c. 3]. Чтобы понять причины этого нежелания, нужно проследить историю евреев в России, примерно, с XVIII века и проанализировать их образ жизни.

Итак, в первой половине XVIII века евреев в России жило немного. «Еврейский вопрос», под которым понимается сам образ жизни евреев и их взаимоотношения с нееврейским населением, решался очень просто – в случае, если правительство было не согласно с деятельностью евреев, то их высылали из страны, а затем законодательно не допускали в Россию на жительство. Это происходило, в частности, из-за нежелания правительства создавать конкуренцию со стороны евреев купечеству из коренного населения, недоверия к иудеям, т.к. иудейская религия считалось главной противницей христианства. Такая политика проводилась правительствами Екатерины I (1725 – 1727), Петра II (1727 – 1730), Елизаветы Петровны (1742 – 1761), Екатерины II (1762-1796) в начале её правления. Только при Петре I (1682 – 1725) российское законодательство не содержало ограничений для евреев. Они работали в государственных структурах управления. В основе правовой политики государя было стремление переустройства России по образцу государств Западной Европы и евреи, как выходцы из западных государств, были необходимы правительству. Вместе с тем он не мог не считаться с мнением своих приближённых, негативно относившихся к евреям. Необходимо отметить князя А.Д. Меньшикова (1673-1729), который испытывал по отношению к евреям антисемитское предубеждение. Вместе с тем в период правления Анны Иоанновны (1730 – 1740) евреям разрешили продавать свои товары в Смоленской губернии с одновременным запрещением ввоза туда монет низкого номинала. В1734 г. им также разрешили оптовую торговлю в Малороссии с запрещением вывозить за границу серебряные и золотые монеты. Правительство попытались перевести евреев в православие по сенатскому указу от 10 сентября1731 г.

Когда же Россия, в результате трёх разделов Речи Посполитой в 1772, 1793,  1795 гг. между Российской империей, Австрийской империей и Прусским королевством, получила западные территории, густо населённые евреями, то правительство поступить с еврейским населением привычным образом уже не могло. Оно предоставило евреям для жительства широкие западные территории, но, вместе с тем, по указу от 23 декабря1791 г. создало черту еврейской оседлости – границу, отделяющую западные территории от остальной территории страны, за пределы которой не могли выходить иудеи. Сановники не пожелали допустить евреев в центральные области России, т.к. всё также опасались усиления их влияния на коренное население, конкуренции купечеству, а также иудейского прозелитизма.

Важно отметить, что в черте оседлости евреи не желали ни ассимилироваться, ни переходить в христианство.  Правительство Александра I не могло избавиться от опасений в отношении евреев, и потому решило постепенно ассимилировать их, понимая, однако, что для полной ассимиляции нужно пройти длинный путь. Во-первых, нужно было аккультурировать евреев в среде коренного населения. Важным средством для этого виделось придание евреям светского образования. 9 декабря1804 г. было издано Положение «О устройстве Евреев» [2, т. 28. ст. 21.547]. В соответствии с ним евреям разрешалось обучаться во всех российских училищах, гимназиях и Университетах, в Санкт-Петербургской Академии художеств. Дозволялось «производиться в учёные степени. Евреям, обучающимся в гимназиях, предписывалось отказаться от ношения традиционного еврейского платья, переменив его на платье немецкое или польское.

В тот период у евреев существовали собственные религиозные школы – хедеры и иешивы, там обучали Моисееву закону. Большинство еврейского населения не желали отдавать детей в светские образовательные учреждения, считая это грехом.

Евреям разрешалось открытие собственных школ. В этих школах было обязательным преподавание одного из европейских языков: русского, польского или немецкого. Почему именно этих языков? Дело в том, что большинство нееврейского населения черты оседлости было русскоязычным либо знало русский язык, либо польский. Немецкий язык был близок евреям, т.к. ранее живя в Германии, они выработали национальный язык – идиш, именно на основе немецкого языка. Немецкий язык был нужен ещё и для того, чтобы общаться с немецкими купцами, которые приезжали в губернии черты оседлости, вследствие территориальной близости Германии.

Предписывалась обязательность составления евреями бухгалтерских книг и купчих тетрадей, а также любых публичных актов, обязательств, векселей и крепостных на одном из выше указанных языков, либо составления перевода. В качестве санкции за неподчинение этим мерам предусматривалось непринятие судами и административными органами любых исков и документов, составленных на национальном языке. Кроме того, лицам, не владеющим ни одним из указанных языков, запрещалось занимать любые должности в кагалах и раввинатах.

Евреи-хлебопашцы освобождались от платежа двойных податей в казну. Новый закон положил начало еврейским земледельческим колониям на юге страны [3, c. 799 – 800]. Важно отметить, что евреям разрешалось «заводить фабрики» в черте оседлости.

Писатель А.А. Алексеев указывал, что Талмуд приписывал евреям важнейшим занятием торговлю. Традиционно мастерством всякого рода могли заниматься только лица с низким уровнем образования, а земледелием вовсе никто не должен был заниматься [4, c. 167]. Поэтому евреи негативно относились к инициативам правительства. Почему же российские чиновники решили приобщить евреев, в первую очередь, к земледелию? Дело в том, что Россия, как и Речь Посполитая, где евреи ещё недавно проживали, были странами аграрными, большинство населения занимались земледелием, а поскольку правительство хотело сблизить евреев с коренными жителями и одновременно отвратить их от традиционного, связанного с иудаизмом образа жизни, то перевод евреев в земледельческое состояние представлялся наиболее правильным. Хотя чиновники желали также получить от евреев существенную экономическую выгоду, поэтому не всех лиц еврейской национальности решено было сделать земледельцами. Евреи были поделены на четыре класса: 1) земледельцы, 2) фабриканты и ремесленники, 3) купечество, 4) мещанство. Важно отметить, что Положение вновь закрепило пресловутую черту оседлости [5].

Торговая деятельность дозволялась евреям в пределах черты оседлости. Закон разрешил им «выезжать на время во внутренние Губернии и столицы по паспортам от губернаторов». Однако жительство иудеев за пределами черты запрещалось, а получить паспорта от губернаторов было делом довольно непростым. Хотя, конечно, общие интересы правительства, местных чиновников и евреев позволяли верхушке еврейского общества выходить за черту оседлости. Соответственно, на простое еврейское население это право почти не распространялось.

Евреям разрешался переход на казённые земли в губернии: Литовские, Минскую, Волынскую, Подольскую, Астраханскую, Казанскую, Екатеринославскую и Таврическую. Таким образом, территория внутри черты оседлости увеличивалась.

Следует обратить особое внимание на ст. 34. В соответствии с ней, евреям запрещалось жить в сёлах и деревнях, а также содержать в них аренды, шинки, кабаки и постоялые дворы, а также заведения, расположенные на большой дороге. Делалось это якобы для того, чтобы спасти коренное население от спаивания евреями. Следует учесть, что крестьяне становились алкозависимыми из-за тяжелого крепостнического уклада, нищеты и бесправия перед помещиками, а также из-за безграмотности. Вместе с тем на алкоголизме крестьян наживались и определённые торговые силы, среди них могли быть и еврейские торговцы. Здесь, скорее всего, проявилось стремление законодателя к переделу рынка спиртосодержащей продукции в черте оседлости.

Израильский профессор И. Барталь считает, что российское правительство стремилось сделать евреев частью городского класса, ещё начиная с периода правления Екатерины II с1785 г. [6, т. 22, ст. 16.178] и до периода либеральных реформ Александра II 1853 – 1856 гг. [7, p. 163]. Для чего это было нужно? Во-первых, большая часть населения черты оседлости, как и по всей империи, жила в деревнях, поэтому среди малочисленного городского населения контролировать евреев было проще. Во-вторых, городское население более образованное и развитое, и потому, с правительственной точки зрения, было менее подвержено религиозным воздействиям, в т.ч. и воздействию евреев.

Историк Ю.И. Гессен указывал, что в бедных городах и местечках, куда переселяли евреев, для них не нашлось ни приюта, ни занятий. Лишённые крова и пищи они скитались с места на место. Появились болезни, увеличилась смертность [3, c. 800-801] Таким образом, можно было наглядно наблюдать как в реальности действовала ст. 34 данного законодательного акта. Важно отметить, что она наносила существенный вред экономической деятельности евреев, делая еврейское население одной из самых бедных и ослабленных частей российского общества. Нарушались сложившиеся связи между евреями и коренным населением.

После издания Положения правительству начали поступать многочисленные донесения местных властей о том, что закон в части переселения евреев не выполним, что, наконец, заставило Александра I отказаться от идеи переселения [17, c. 47].

Помещики, дозволившие евреям содержать аренды, шинки, кабаки или другие заведения для продажи вина, должны были платить штрафы, а после их имения отдавались в опеку на 10 лет. Профессор Д.Д. Клиер высказывает сомнения о том, что подобные штрафы на практике взимались с помещиков [8, c. 132]. За аналогичное «правонарушение» евреи также штрафовались, а в случае рецидива ссылались в  Сибирь на поселение. Поскольку выход за пределы черты оседлости иудеям был запрещён, родственные связи между теми из них, кто был сослан в Сибирь, и теми их родственниками, кто оставался в черте оседлости, нарушались. Однако евреи, отбывшие каторгу и оставшиеся на жительство в Сибири, в нарушение норм российского законодательства продолжали общаться со своими родственниками и выезжали к ним. Таким образом, указ от 23 декабря1791 г. о создании черты оседлости [9, т. 23, ст. 17.006] в реальности не всегда соблюдался.

Несмотря на негативное значение данной статьи для евреев, она позволила многим из них выйти за пределы черты оседлости и поселяться в Сибири. Вместе с тем евреи были неотъемлемой составляющей населения Сибири ещё до установления черты оседлости, когда не были ограничены законодательством и свободно перемещались по территории Российской империи [10, c. 187]. Ввиду этого среди еврейского населения данного региона преобладали мужчины [11, c. 12]. Полагаю, что здесь они ассимилировалась быстрее. Учёная Л.В. Кальмина считает, что в Сибири имелась слабая возможность соблюдения антиеврейского законодательства, поэтому на обширных сибирских территориях евреям жилось вольготнее и сытнее, чем в скученности и нищете черты еврейской оседлости [12, c. 77]. Интересно отметить, что в1813 г. в Тобольске существовало еврейское погребальное братство (хевре-кадиша), имевшее пинкос (книгу записей), а в1818 г. местная община выстроила молельню [13, c. 329]. Раввинов в Сибири было немного и поэтому их обязанности исполняли поселившиеся здесь евреи, не имевшие специального религиозного образования [12, c. 111]. Полагаю, что отчасти это положение дел было близко к ситуации староверов-беспоповцев, у которых не было официальных священников. Так правительство стремилось оградить по сути подконтрольную ему синодальную церковь от любых поползновений других религий и конфессий.

Историк С.М. Дубнов считал, что Положение1804 г. было типичным «регламентом» прусско-австрийского образца. В основе его лежала система преобразований, вводимых правительством, которая приводила к насильственной ломке веками сложившегося строя, к жестоким репрессиям, с одной стороны, и бедствиям опекаемых еврейских масс – с другой [14, c. 180-181]. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что по Положению «О устройстве евреев» иудаизм впервые был официально признан, как религия [15, c. 91]. По мнению учёной Л.Р. Романовской, «Положение» преследовало две цели: 1) ассимиляция евреев и включение их в экономическую и социальную жизнь страны, 2) укрепление государственно-экономической позиции, согласно которой нужно было заботиться о том, чтобы сделать евреев полезными для государства [16, c. 206 – 207].

По моему мнению, издание Положения «О устройстве евреев» имело своими целями, с одно стороны, защиту коренного населения от влияния евреев, а с другой, аккультурацию еврейского населения и приобщение евреев к полезным, с точки зрения правительства, видам деятельности, ограничение власти раввинов и кагалов, разрушение традиционного уклада жизни евреев. Вместе с тем, в соответствии с Положением никто не имел права покушаться на имущество евреев и притеснять их в отправлении веры.

Переходя к анализу непосредственно конфессиональной политики, следует отметить, что российское правительство создавало для евреев условия, чтобы они могли свободно переходить из иудаизма в христианство. Российские сановники не желали насильного крещения иудеев, очевидно опасаясь усиления конфликтных настроений в черте оседлости. Скорее создавались условия для добровольного перехода евреев в христианство. Почему же не сразу в православие? Дело в том, что здесь правительство исходило из убеждения, что лучше было бы перевести евреев в любую христианскую конфессию. А уж потом возможно было крестить евреев по православному обряду. Главное, евреев-христиан было проще ассимилировать. Важно отметить, что исторически иудеи были расселены по всему свету и объединены между собой сильной религиозной связью [18, c. 37]. Таким образом, христианизация евреев влекла за собой прекращение их отношений с общинами за рубежом, что было выгодно российскому правительству, опасавшемуся, что совместно евреи, с одной стороны, могут представлять силу, способную подорвать российскую государственность, а с другой – могут быть агентами иностранных разведок.

Христианизация продолжалась и в дальнейшем. Александр I решил сблизить евреев с христианами, путём поощрения их к крещению. Серьёзное влияние на него оказывали антииудейские проповеди Митрополита Филарета (Дроздова). Интересно отметить, что в1848 г. в Австро-Венгрии католический пастор Бруннер открыл «Церковную газету» (Kirchenzeitung), главной целью которой была борьба против либерального еврейства [19, т. 11, c. 711]. В России и в Австрии борьба церковных иерархов против евреев имела политическое основание. Кроме того, борьба христианских иерархов против евреев велась и за паству. Постоянными обвинениями христианские религиозные деятели препятствовали распространению иудаизма.

25 марта1817 г. российским правительством был издан указ, в соответствии с которым учреждалось «Общество Израильских Христиан» [20, т. 34,  ст.  26.752]. По нему евреям-выкрестам бесплатно предоставлялись земли, на которых они могли селиться. Там они имели право варить вино и пиво, производить разные сорта водки, как для собственного потребления, так и для продажи.

Английский журналист В. Марсден отмечал, что часть крестившихся в России евреев продолжала оставаться адептами иудаизма, и поддерживала связь с иудейской общиной [20, p. 2]. Скорее всего, они крестились для выхода за пределы черты оседлости и снятия с себя ограничений, налагаемых по российскому законодательству на евреев. Но всё же ношение нательных крестиков, посещение церквей (хотя бы иногда, по христианским праздникам), общение с христианами накладывали на них отпечаток. Их потомки роднились с христианами, ассимилировались и, по пришествию десятилетий, часто забывали о том, что предки их были евреями – как правило, полностью русифицировались. Вместе с тем американский профессор Р. Вайс отмечала, что с точки зрения большинства населения крестившиеся евреи, «как потомки мучителей Христовых», всё равно оставались чужими [21, c. 85].

Интересно отметить, что в Османской империи во второй половине XVII века правители на местах стремились силовыми методами исламизировать немусульманское население, по всей вероятности считая, что такие методы наиболее правильные и эффективные. Мусульманские толпы в Каире и других городах Ближнего Востока время от времени громили синагоги, церкви и дома, принадлежавшие евреям и христианам. Следует отметить, что чиновники не доверяли ни евреям, ни христианам, подозревая их в стремлении к мятежам и изменам. Историк Н. Котомкин указывает, что властитель провинции Сидон Ахмед аль-Джаззар (1721 – 1804), желая управлять страной правоверных, насильно обращал в ислам иудеев и христиан. Важно учесть, что сам Ахмед аль-Джаззар принял ислам уже будучи совершеннолетним, и память о христианском прошлом вполне могла сказываться на личности. Однако он не мог не считаться с мнением своих приближённых, которые испытывали к немусульманскому населению предубеждение.

В Османской империи происходили кровавые погромы еврейского населения. Впрочем, подобные эксцессы всё же не носили характера систематического преследования и травли, какие столетиями практиковались в средневековой Европе с благословения церковной идеологии [23].

Непосредственно в Российской империи первый известный погром произошёл в 1821 г. в Одессе. Поводом к нему послужили слухи о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Участвовали в погроме местные греки.

По мнению профессора Ш. Эттингера, 20 гг. XIX в. можно оценить как реакционный период правления Александра I, когда были созданы важнейшие притеснительные законы российского правительства в отношении евреев [24, c. 250]. По мнению историка О.А. Платонова, важнейшей причиной ужесточения политики правительства Александра I в отношении евреев было подозрение в их тайной связи с антиправительственными кружками, в т.ч. с декабристами [25, c. 185].

И. Барталь отмечает общую тенденцию в политике правительств России, Австрии и в своё время Польши, которая выразилась в стремлении к подрыву автономности еврейской общины, путём предания ей единого юридического статуса и уничтожения её религиозной сингулярности [7, p. 163].

Полагаю, что в отношении данной тенденции политики правительств трёх государств уместно говорить об общей формуле: аккультурация – христианизация – конечная национализация. В период правления Александра I имела место частичная эмансипация евреев. Правительство стремилось русифицировать евреев, сделав их частью российского общества, не подчинённой иудейским религиозным законам. Вместе с тем оно стремилось к ограждению коренного населения от экономической деятельности иудеев, связанной с продажей спиртосодержащей продукции, и в то же время – к ограждению самих евреев от возможного влияния западных государств.


Библиографический список
  1. Бершадский С.А. Литовские евреи. История их юридического и общественного положения в Литве от Витовта до Люблинской унии (1388 – 1569 г.). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1883. 431 с.
  2. Высочайше утверждённое Положение.  –  «О устройстве Евреев» от 9 декабря 1804 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц, 1836. Т. 28. Ст. 21.547.
  3. Гессен Ю.И. Александр I, русский император / Ю.И. Гессен // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. Л.И. Канцельсона и Д.Г. Гинцбурга. СПб.: Изд-во «Брокгауз – Ефрон», 1908. Т. 1. С. 799 – 801.
  4. Алексеев А.А. Очерки домашней и общественной жизни Евреев. Их верования, богослужения, праздники и обряды, Талмуд и Кагал. СПб.: Изд-во книгопродавца И.Л. Тузова, 1897. 240 с.
  5. Еврейский клуб. Против евреев. Антисемитизм. URL: http://jewishclub.com/protiv_evreev.php?fieldlan=rus (дата обращения 16.06.2014).
  6. Здесь речь идёт о «Грамоте на права и выгоды городам Российской Империи» от 21 апреля 1785 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 22. Ст. 16.187.
  7. Bartal, I. The jews of Eastern Europe, 1772 – 1881. Pennsylvania: University Pennsylvania Press, 2006. 216 p.
  8. Клиер Д.Д. Россия собирает своих евреев. М.: «Мосты культуры / Гешарим», 2000. 603 с.
  9. Именный, данный Сенату. – «О предоставлении Евреям прав гражданства в Екатеринославском Наместничестве и Таврической области» от 23 декабря 1791 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1830. Т. 23. Ст. 17.006.
  10. Орехова Н.А. Еврейские общины на территории Енисейской губернии (XIX – начало 30 – х. гг. XX вв.): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Орехова Наталья Алексеевна.  Красноярск: 2007. 275 с.
  11. Гончаров Ю.М. Еврейские общины Западной Сибири (XIX – начало XX в.). Барнаул: АЗБУКА, 2013. 174 с.
  12. Кальмина Л.В. Поляки и евреи. Два полиса в этнической политике самодержавия в Сибири / Л.В. Кальмина; отв. ред. П. О. Рыкин. // Сибирский сборник – 3. Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 77, 111.
  13. Восток России: миграции и диаспоры в переселенческом обществе. Рубежи XIX–XX и XX–XXI веков / научн. ред. В.И. Дятлов. Иркутск: Оттиск, 2011. 624 с.
  14. Дубнов С.М. Новейшая история евреев. СПб.: Центральная Типолит. М.Я. Минкова, 1914. 188 с.
  15. Религии России; под общ. ред. В.А. Сомова, В.К. Романовского. Н.Новгород: Нижегородский гум. центр, 2006. 428 с.
  16. Романовская Л.Р. Иноверцы в Российской империи (историко-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Романовская Любава Ростиславовна.  Н.Новгород, 2006. 259 с. МАЭ РАН, 2011. С. 77, 111.
  17. Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. СПб.: Тип. А.Г. Розена, 1911. 195 с.
  18. Нечволодов А.Д. Император Николай II и евреи. Очерк о русской революции и связях её с всемирной деятельностью современного иудаизма. М. : Институт русской цивилизации, 2012. 394 с.
  19. Коральник А. Антисемитизм в Австро-Венгрии (Австрия) // Еврейская энциклопедия; под общ. ред. А.Я. Гаркави, Л.И. Канцельсона. СПб.: Изд-во «Брокгауз – Ефрон», 1908. Т. 2. С. 711.
  20. Marsden V. Jews in Russia. With half-jawes and “Damped” Jews. With a List of the Names of the 447 Jews in the Soviet Government in Russia. London: Issued by The Britons, Printed by Judaic Publishing Co, 1921. 22 p.
  21. Вайс Р. Евреи и власть. М.: Тест: Книжники, 2009. 256 с. �городский гум. центр, 2006. 428 с.
  22. Именный, данный Сенату. – «Об учреждении Комитета для всех обращающихся в Христианство Евреев и о даровании им прав и выгод, с отведением к поселению земель в Южных и Северных Губерниях под наименованием оного Обществом  Израильских  Христиан. С приложением правил для сего Общества» от 25 марта1817 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Изд. 1-е. СПб.: Тип. II Отд. Собст. Е. И. В. канц., 1836. Т. 34.  Ст.  26.752.
  23. Фадеева, И. Статус еврейских общин в Османской империи. URL:: http://www.lechaim.ru/ARHIV/151/osman.htm (дата обращения 16.06.2014).
  24. Очерки по истории еврейского народа; под общ. ред. Ш. Эттингера. Тель-Авив: Aм Овед, 1972. 446 c.
  25. Платонов, О.А. Терновый венец России. История цареубийства. М.: Институт русской цивилистики, 1998. 896 c.


Все статьи автора «VadimEgorov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: