УДК 341

ОГРАНИЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ СУБЪЕКТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЧАСТНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Паршикова Татьяна Алексеевна
Тюменский государственный университет
Институт дистанционного образования магистр

Аннотация
Статья посвящена исследованию санкций, как актуальных ограничительных мер в рамках осуществления хозяйственной детальности юридических лиц в международном частном праве. Проанализирована легитимность санкций, устанавливаемых в одностороннем порядке. Сформулированы возможные пути преодоления, и ослабления санкционных мер юридических лиц, являющихся субъектами международных частноправовых отношений.

Ключевые слова: международное право., международные частноправовые отношения, международные экономические отношения, ограничения, санкции, юридическое лицо


LIMITED ECONOMIC ACTIVITY OF A LEGAL ENTITY IS SUBJECT TO INTERNATIONAL PRIVATE LAW RELATIONS

Parshikova Tatiana Alekseevna
Tyumen state University
Institute of distance education master degree, MSC

Abstract
The article is devoted to the study of sanctions, as the current restrictive measures in the framework of the implementation of economic detail of juridical persons in private international law. Analyzed the legitimacy of the sanctions imposed unilaterally. Feasible ways of coping, and the weakening of sanctions legal persons, which are subjects of international private law relations.

Библиографическая ссылка на статью:
Паршикова Т.А. Ограничения хозяйственной деятельности юридического лица, являющегося субъектом международных частноправовых отношений // Политика, государство и право. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/01/2213 (дата обращения: 01.08.2023).

Просмотреть статью на английском языке

Правовые процессы не обладают ни физическим, ни духовным обличием, а реализовываются лишь на уровне информации, в связи с этим необходимо рассматривать, в первую очередь, информационно-психологическую сторону правовых деяний.  В рамках которого, правовыми методами являются не нормы права, сделки или правовые акты, а те определенные критерии информационно-психологического влияния, которые в них заключаются. Это – субъективные права и обязанности, привилегии и приостановления, поощрения и наказания и прочее, которые, равным образом, делятся на две крупные подгруппы: правовые стимулы и ограничения. Рассмотрим последнее более подробно.

Правовое ограничение – это правовое подавление противоправных действий, образовывающее обстоятельства для удовлетворения желаний контрсубъекта и публичных желаний в охране и протекции; это определенные в правовой категории рамки, в границах которых участники обязаны функционировать, это изъятие определенных возможностей в их деятельности [1].

Исходя из различных аспектов правовые ограничения подразделяются на виды. Согласно составляющим строения нормы права, встречаются такие юридические ограничения, как гипотеза, обязанность, запрет, приостановление и другие наказания.

Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день видов ограничения являются санкции. При этом основной упор, в рамках статьи делается на рассмотрение международных санкций.

Санкции в международном праве – это особенная форма международно-правовой ответственности за невыполнение странами международных договоров. Представляют собой экономические и политические меры принудительного воздействия, которые используются странами и международными организациями против стран, избегающих ответственности за содеянные ими международные правовые нарушения [2].

Считается, что международные санкции являются промежуточным методом влияния на страну, либо часть ее территории, между вербальным порицанием и прямого использования силы. Механизм применения санкций может включаться как по инициативе государств, так и по инициативе отдельных лиц. При этом очень редко международные санкции становятся предметом разбирательства в суде.

Следование правовым актам и законодательству имеет основополагающее значение для обеспечения стабильного международного правопорядка, который в большой степени подчиняется общему пониманию того, когда использование мер принуждения является законным.

В связи с этим, актуальной становится проблема о так называемых «санкциях», устанавливаемых  конкретными государствами в одностороннем порядке при неимении соответствующего решения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН), дополнительно к ограничения СБ ООН либо в осуществлении санкций СБ ООН, но с превышением их по объему санкционных режимов. Сегодня данные вопрос приобретает особое значение. Общеизвестно, Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, многие другие страны ввели аналогичные ограничения против Белоруссии, Сирии и Ирана. Этим малочисленным перечнем стран не сводится все количество примеров односторонних воздействий, которые вызывают вопросы у международного сообщества, в особенности, когда аналогичным действиям придается экстерриториальный характер.

Не углубляясь в политические намерения США и членов Европейского Союза, акцентируем свое внимание на проблеме того, в чем же состоит юридическая «грубость» и неполноценность положений данных актов с международно-правовой стороны. Принуждение в международном праве обладает своими характерными чертами, определяемыми, в первую очередь, характером межгосударственных отношений и способами их правового регулирования. В отсутствие централизованного аппарата принуждение исполняется децентрализованно  – государствами, при помощи метода контрмер, и централизованно – посредством институционального метода международных организаций при помощи международно-правовых ограничений. Важная роль в закреплении данного терминологического толкования международно-правовых санкций и контрмер относится к Комиссии международного права ООН и международной судебной практике, которые, сторонясь использования термина «санкции» относительно к односторонним мерам стран, использовали термин «контрмеры» [3].

Евросоюз (ЕС), в принципе, не устанавливает ограничения, ведь такое первоочередное право имеет только ООН, но государства-члены ЕС вправе  устанавливать санкции, которые работают на территории государстве-членов ЕС. Схема установления санкций Евросоюзом представляет собой согласование данного решения на Совете Европы – верховном органе власти, заседание которого, всегда осуществляется за «закрытыми дверями». Решение об установлении ограничений Евросоюзом оформляется соответствующим Постановлением.

На сегодняшний день существует множество действующих международных санкции в отношении определенных государств и юридических лиц в частности.

Санкции ООН против Афганистана, Конга, Ирака  предполагают замораживание активов, запрет на поездки и эмбарго на поставку оружия. На последнюю страну из перечисленных запрет на поездки не распространяется. Ограничения Евросоюза против Российской Федерации первоначально были объявлены  17 марта 2014 года, следующий временной промежуток санкций стартовал 20 марта. Предпосылкой для установления ограничений против России стали принципы властей Российской Федерации, касающиеся обстоятельств, которые уже именовали «Крымским кризисом».

Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины — ограничивающие политические и экономические действия, установленные по отношению к Российской Федерации  и к некоторым гражданам и предприятиям из России и Украины, которые, по представлению международных организаций и определенных стран, сопричастны к дестабилизации обстановки на Украине, а также встречные меры Российской Федерации [4].

Зачинателем установления ограничений  с намерением международной обособленности Российской Федерации является правительство Америки, под интенсивным прессингом которого, решаясь понести экономический урон, к санкциям подключились государства-члены Европейского Союза. Ограничения кроме того поддержали страны «Большой семерки» и отдельные прочие государства – компаньоны Америки и Евросоюза. Предполагается, что по ситуации установления санкций правительство Америки воздействовало не только на Европейский союз.

Ограничения против Российской Федерации в основе своей заключают «табу» на въезд определенному кругу лиц в некоторые государства, блокирование их счетов, запрет на коммерческую деятельность с организациями, которые к ним относятся. В целом, ограничения против Российской Федерации поддержали Организация экономического сотрудничества и развития, Организация североатлантического договора, «Большая восьмерка», Европейский Союз. Список стран, которые ввели санкции против России:  Великобритания, Германия, Латвия, Франция, США, Австралия, Албания, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Молдавия, Норвегия, Новая Зеландия, Черногория, Швейцария, Япония.

Описанные события вынуждают отечественных коммерсантов сосредоточить внимание на проблеме должного осуществления обязанностей в пределах действующих договоров с заказчиками в государствах-членах Евросоюза и Соединенных Штатах Америки (США).

Разберем допустимые обстоятельства негативного характера, и при этом бескомпромиссно рассмотрим методы решения появляющихся вопросов.

1. Ограничения на поставку определенных категорий продукции.

Если введут ограничения касательно вывоза российской продукции и услуг, вероятно, что осуществление обязательств по сделкам, которые были заключены и функционировали в период принятия такого решения, станет затруднительным. Отталкиваясь от времени осуществления экономических ограничений данное положение, может быть фатальным, это значит, что оно может повлечь за собой отстранение подрядчиков  от последующего осуществления принятых обязательств, в случае оговоренным об этом в договоре, либо если, к примеру, в заключенном договоре используются положения  Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров».

Санкции денежных операций из России в государства – члены Евросоюза или Америки на сегодняшний день представляется нереальной ситуацией – однако, такой же нереальной, как и возвращение Крыма в состав России еще в начале 2014 года. Если введут санкции на осуществление денежных операций в государства Европейского союза и Америки, надо будет искать пути привлечения юридических лиц из третьих государств, которые не выдвигали и не следуют ограничениям. Чтобы привлечь их к реализации денежных операций транзитом посредством расчётных счетов таких организаций в банках, не располагающихся в государстве – стороннике ограничений.

Международный договор прописан качественно, в случае, если в нем детально урегулированы положения об ответственности сторон за несоблюдение либо неподобающее исполнение принятых на себя обязательств. Применяемое национальное право и положения международных конвенций тоже включают нормы, на которые можно опираться.

В соответствии со ст. 79 п. 1 Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 года [5], сторона не несет ответственности за неисполнение своих обязательств, если сможет доказать, что оно появилось вследствие преграды вне ее контроля. От стороны невозможно было  благоразумно ожидать принятия этой преграды в расчет при совершении сделки либо разрешения этой проблемы или ее последствий. В связи с этим определим, некоторые признаки, которые определят определенные ситуации к виду уважительных обстоятельств: непреодолимость, невозможность предвидеть,— невозможность контролировать наступление обстоятельства.

Поэтому необходимо принимать во внимание, что осуществляющиеся переговоры о совершении сделки, во время установления экономических ограничений активно обсуждаются в деловых средствах массовой информации, уже являют собой признак «возможности предвидения» установления экономических ограничений и, как результат, в определенной обстановке нереальность для сторон опираться на ограничения как на причину для избавление от ответственности за неисполнение обязательств по договору.

2. Незаконный захват. Правомерный арест и конфискация товара.

Нелегко долгосрочно спрогнозировать предсказание касательно последующей перспективы развития российско-украинских экономических взаимоотношений, но правовой нигилизм и безнаказанность вооруженных сил самообороны на долгое время уменьшат бизнес инициативность в 2015 году. Риски крушения или порчи имущества имеет значение страховать на все время следования продукции от поставщика к покупателю, включая в рамках внутренних поставок между производителем и конечным продавцом, или между торговыми представителями в разных субъектах страны или государствах. Транзит товара через Украину из стран Евросоюза в Россию  и обратно тоже будет резко уменьшаться. Быть может перераспределение логистических путей через территорию Белоруссии, а также морским путем – через Балтийское или Черное море.

Обычно, для правомерного обоснованного ареста и обращения взыскания на имущество должника в другой стране необходимо осуществление процедуры признания и обращения к исполнению судебного решения, и выдача исполнительного листа либо подобного международного документа. В государствах-членах Евросоюза национальное законодательство значительно различается от российского права и имеет свою особенность – как с позиции регламента возбуждения исполнительного производства, так и с позиции сроков для осуществления исполнительных действий, имеется ввиду отыскивания, наложения ареста и реализации имущества должника, предъявления исполнительного листа в коммерческий банк, в котором открыт расчетный и другие счета должника.

3. Изменение правомочий контрагента. Третьи юрисдикции.

Смена юрисдикции контрагента, в условиях изменения страны, в которой учреждено юридическое лицо, оказывается неосуществимой. Но смена лиц в обязательстве, в принципе, возможно.

В период действия экономических ограничений возникает вероятность осуществлять организовывать поставки продукции и оказывать услуги посредством третьих государств, которые не установили режим ограничений.

Уступка прав требования и перевод долга в некоторых обстоятельствах вероятны как мера срочной реакции на меняющийся формат экономических отношений. Тем не менее, все подобные поступки обязаны сопровождаться рассмотрением последствий для российского импортера или экспортера, в плане соответствующих норм налогового и таможенного законодательства и экономических последствий в форме временно замороженных финансовых средств, внесенных предоплатой в счет ввозных таможенных пошлин, ввозного налога на добавленную стоимость и т.д.

4. Долгосрочные поставки и международная кредитная продукция.

Специфические риски заключает в себе установление экономических ограничений относящиеся к долгосрочным сделкам поставки продукции, осуществления работ либо оказания услуг. В пространство высокого риска важно охватить заключенные кредитные сделки, к примеру, в случаях схем экспортного финансирования поставок оборудования из Германии покупателю в Российской Федерации либо в случаях схем проектного финансирования.

Обнародование информации банка-кредитора случая дефолта, который может к тому же вызвать кросс-дефолт по корпоративным обязательствам заемщика, при этом стоит принимать во внимание как возможность риска во время экономических ограничений. Совершение подготовительного этапа заемщика к предупреждению таких обстоятельств должен быть реализован заблаговременно.

Подобного вида договорные связи и принятые участниками сделки обязательства требуют скрупулезного разбора в каждой определенной ситуации.  Переговоры между участниками в досудебной форме с привлечением квалифицированных юристов, специализирующихся в международном праве, возможно, принесут приемлемые для сторон результаты в форме подписанных дополнительных соглашений либо новых договоров, изменяющих условия, даты и финансовые составляющие отношений.

5. Советы для организаций-участников внешне-экономической деятельности.

Обращение в государственные суды и в международный коммерческий арбитраж стоит анализировать как крайняя возможность регулирования расхождений.

Мотивы и аргументы  невыполнения обязательств по договорам корректными основаниями, которые, например, прописаны в ч. 1 ст. 79 Конвенции ООН, могут быть методом протекции для каждой из участников.

«Санкционный прессинг» ведет к опасности международную устойчивость, в связи с этим международной общественности необходимо  перешагнуть от санкций и угроз к нахождению допустимых решений.


Библиографический список
  1. Кешнер М. В. Легитимность односторонних санкций в современном международном праве / М. В. Кешнер. // Евразийский юридический журнал. -2013. – № 10. – С. 59 – 63
  2. Геворгян К.Г. «Односторонние санкции» и международное право. Заключение Международно-правового совета при МИД России // Международная жизнь. – 2012. – № 8.  – С. 97.
  3. Воробьев В.А. Капитальный испуг. Иран нашел, чем ответить ЕС на новые беспрецедентные санкции / В.А. Воробьев // Российская газета. – 2010. – №5243 (164). – С.
  4. Шепелев И. Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом / И.Г. Шепелев, С. Г. Морозов // Экономика, управление и инвестиции. – 2014. – № 2 (4). – С. 11-15.
  5. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г.: по сост. на 02 мая 2014 г. // Вестник ВАС РФ. – 1994. – N 1.

References
  1. Кешнер М. В. Легитимность односторонних санкций в современном международном праве / М. В. Кешнер. // Евразийский юридический журнал. -2013. – № 10. – С. 59 – 63
  2. Геворгян К.Г. «Односторонние санкции» и международное право. Заключение Международно-правового совета при МИД России // Международная жизнь. – 2012. – № 8.  – С. 97.
  3. Воробьев В.А. Капитальный испуг. Иран нашел, чем ответить ЕС на новые беспрецедентные санкции / В.А. Воробьев // Российская газета. – 2010. – №5243 (164). – С.
  4. Шепелев И. Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом / И.Г. Шепелев, С. Г. Морозов // Экономика, управление и инвестиции. – 2014. – № 2 (4). – С. 11-15.
  5. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г.: по сост. на 02 мая 2014 г. // Вестник ВАС РФ. – 1994. – N 1.


Все статьи автора «Паршикова Татьяна Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: