УДК 349.414

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Шмакова Дарина Андреевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоградский филиал
магистрант, кафедра конституционного и административного права

Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы правового регулирования использования земельных участков для размещения линейных объектов, исторические вехи возникновения прав на данные объекты и современное развитие законодательства. На основании анализа нормативно-правовых актов делается вывод об отсутствии в законодательстве регламента приобретения прав на земельные участки, занятые линейными объектами.

Ключевые слова: линейные объекты, объекты недвижимого имущества, приобретение прав на земельные участки


LEGAL REGULATION OF LAND USE FOR PLACEMENT OF LINEAR OBJECTS: HISTORY AND MODERNITY

Shmakova Darina Andreevna
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd branch
undergraduate, Department of Constitutional and Administrative Law

Abstract
The article deals with the legal regulation of the use of land plots for linear features, the historical time of the modern human rights and development. Based on the analysis of legal acts conclusion about the absence of a clear legislative procedure for acquiring rights to land plots occupied by the linear facilities.

Библиографическая ссылка на статью:
Шмакова Д.А. Правовое регулирование использования земель для размещения линейных объектов: история и современность // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3692 (дата обращения: 29.04.2017).

Ежегодно вводятся в эксплуатацию сотни тысяч километров новых дорог, коммуникаций, но вопрос о правовом регулировании линейных объектов всегда был и остается одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве. Все более остро поднимается вопрос об усовершенствовании на законодательном уровне правовых норм, регламентирующих приобретение прав на земельные участки, используемые для размещения линейных объектов.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства и представляют собой линии электропередач, нефтепроводы, трубопроводы, линии связи и другие сооружения.  Главной проблемой является то, что на сегодняшний день законодательство Российской Федерации прямо не выделяет линейные объекты как недвижимое имущество.

Признаки недвижимых вещей установлены в ст. 130 Гражданского кодекса РФ. К ним относятся объекты, прочно связанные с землей и перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению [1]. В тоже время любой существующий линейный объект будь это газопровод, линии электропередач, линии связи не составляет труда демонтировать их и перенести на иное место.  Тем не менее, в разрыве с землей они теряют свое предназначение и сущность и преобразуются лишь в определенный набор труб, отводов, задвижек и иного оборудования.

Если рассматривать линейные объекты в качестве недвижимого имущества, то необходимо учитывать их сложную специфику, а именно большую протяженность, вид и назначение объекта, размещение на земельных участках, которые имеют различный правовой режим.

Моментом распространения правового режима на линейные объекты и отнесение их к числу объектов недвижимости можно считать принятие таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» и Федеральный закон от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 8 Федерального закона №126, сооружения связи, прочно связанные с землей и перемещение которых без ущерба их предназначению недопустимо, включая линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав на сооружения связи осуществляется в соответствии с гражданским законодательством [2].

В п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257 определено, что автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, который предназначен для передвижения транспортных средств.  Автомобильная дорога включает в себя земельные участки в пределах полосы отвода автомобильной дороги, а так же включает в себя конструктивные и дорожные элементы, такие как дорожное полотно, покрытие, защитные и искусственные сооружения и другие подобные элементы благоустройства дорог [3].

С принятием Положения в РФ об организации технической инвентаризации и технического учета  объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000г. № 921 появились порядок и методика технического учета линейных объектов как объектов недвижимого имущества [4]. С момента появления данного Положения у правообладателей появилась возможность зарегистрировать свое право на линейный объект. До принятия данного Положения правообладатели не имели такой возможности в виду отсутствия оформленной документации по технической инвентаризации объектов [5].

Несмотря на это действующим законодательством не выделено четкого определения линейного объекта и порядка приобретения прав на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов.

В связи с отнесением линейных объектов к недвижимому имуществу регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения тех же норм что и при оформлении любого другого объекта недвижимого имущества.

Поэтому осуществление государственной регистрации прав регулируется Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где в отношении подобных объектов должны быть предоставлены такие документы как разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию, документы, подтверждающие отвод земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с нормами земельного законодательства [6].

На сегодняшний день весьма актуальным и однозначно законодательно не решенным вопросом остается вопрос оформления земельных участков как под уже построенными, так и находящимися в эксплуатации линейными объектами.

Как показывает практика, это процесс очень долгий и затратный. Большая протяженность таких объектов приводит к тому, что площадь земельных участков, права на которые подлежат оформлению, измеряется десятками тысяч гектаров. Кроме того, каждому крупному предприятию работы по оформлению прав на земельные участки под линейными объектами обходятся весьма дорого [7].

При оформлении прав на земельные участки под линейными объектами возникает вопрос о целесообразности выкупа таких земельных участков и оформления права аренды на них, так как при значительной протяженности линейных объектов, принадлежность земельных участков, необходимых для размещения и эксплуатации объектов, использования собственниками и владельцами земельных участков для других целей становится невозможным.

Приобретение прав на такие земельные участки целесообразно осуществлять только на отдельные участки, на которых расположены, например, опоры для линий электропередач, выходы на поверхность для подземных газопроводов.

Так же законодательством предусмотрено установление границ охранных зон на линейные объекты, которые устанавливают особый режим использования земельных участков и обеспечивают безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

При установлении границ охранной зоны имеет место частичного ограничения прав собственников земельных участков в их использовании и представляется, что право землепользования собственникам линейного объекта надлежит оформлять с использованием сервитута.

Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 20.11.2000г. №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» говорится, что для гарантированного доступа в охранную зону газораспределительной сети организация составляет договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута с собственниками, владельцами или пользователями прилегающих земельных участков [8].

В соответствии с земельным законодательством для размещения на земельных участках своих линейных объектов собственник или организация  могут использовать право собственности, аренды или сервитут.

Однако, не смотря на определенные сложности, как отмечают специалисты, например, такие как Бочаров М.В., Арсланалиев М.А. наиболее оптимальным для правообладателя линейного объекта является право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Учитывая анализ зарубежных стран, таких как США, Англия, Германия, Австралия можно сделать вывод о том, что одним из основных прав на землю является сервитут. Сервитут  позволяет обеспечивать легкий доступ к земельным участкам и обеспечивать сохранность на них инженерных и транспортных коммуникаций [9].

Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков, используемых для размещения линейных объектов, законодательством РФ были предприняты попытки упростить процесс размещения данных объектов.

В частности, с 2016 года в Федеральной кадастровой палате начал функционировать отел кадастрового учета в целях работы с объектами недвижимости, расположенных на территории двух и более кадастровых округов.

Главными задачами данного отдела являются ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении линейных объектов, к которым относятся линии электропередач, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные пути и другие объекты [10].

Так же выход в решении возникающих вопросов при формировании земельных участков под линейными объектами видится не только в повышении качества ведения реестра линейных объектов, но и в развитии правового регулирования, связанных с оформлением земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов.

Учитывая то, что действующим законодательством не предусмотрен специальный порядок формирования таких земельных участков в целях упрощения процедуры оформления земельных участков, для размещения линейных объектов принято Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 “О перечне объектов, которые могут размещаться на государственных или муниципальных землях без оформления прав на земельные участки и установления сервитутов” [11].

Перечень объектов утвержден в рамках реализации положения статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, пункт 3 которой закрепляет, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством РФ [12].

В данной статье также говорится, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 23 октября 2015 г. № 630-п размещение объектов на землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Волгоградской области или органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности [13].

Так же законодательством определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе РФ, когда не требуется выдача разрешения на строительство.

Например, в соответствии с законом № 1786-ОД [14] и СНиПом 42-01-2002 «Газораспределительные системы» строительство газопроводов с давлением до 0,6МПа возможно без получения разрешения на строительство [15].

Данные правила применяются для тех случаев, когда не требуется разрешение на строительство линейного объекта.

В случае если при размещении линейного объекта требуется получения разрешения на строительство, то предоставление земельного участка осуществляется в порядке предусмотренным статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.

Но, не смотря на предпринятые попытки законодателем упростить предоставления земельных участков для размещения линейных объектов, вопросы в их приобретении остаются актуальными.

В связи с этим, для решения актуальных проблемных вопросов предоставления земельных участков, используемых для размещения линейных объектов необходимо усовершенствовать законодательство, связанное с формированием данных земельных участков.

Необходимо внести изменения в законодательство по поводу формирования земельных участков, занятых линейными объектами, в целях упрощения данной процедуры. В Градостроительном кодексе узаконить более конкретное определение линейного объекта и предусмотреть четкие разграничения в каких случаях требуется разрешение на строительство линейного объекта и в каких случаях размещение объекта возможно без него, в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внести  условия порядка регистрации права собственности при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, определить порядок оформления права ограниченного пользования земельным участком.

Таким образом, изменения в законодательстве позволят ускорить и упростить процесс правового регулирования использования земель для размещения линейных объектов, что в итоге будет способствовать благоприятному производственному развитию инфраструктуры территории.


Библиографический список
  1. “Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
  2. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О связи” (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
  3. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изменениями на 30 декабря 2015 г.).
  4. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 “О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства” (утратило силу).
  5. Рягузова С.Е. Проблемы государственной регистрации права на линейные объекты //Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. №3.
  6. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  7. Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов // Предпринимательское право. 2008. № 4.
  8. Постановление Правительства РФ от 20.11.2000г. №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
  9. Бочаров М.В., Королев Д.В. Оформление земельных участков под объектами недропользования и линейными объектами: актуальные проблемы и перспективы законодательного регулирования // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 11.
  10. Официальный сайт Росреестра: http://www.rosreestr.ru.
  11. Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 “О перечне объектов, которые могут размещаться на государственных или муниципальных землях без оформления прав на земельные участки и установления сервитутов”.
  12. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  13. Постановление Администрации Волгоградской обл. от 23.10.2015 N 630-п “Об утверждении Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Волгоградской области”.
  14. Закон Волгоградской области от 24.11.2008 №1786-ОД (ред. от 10.11.2015) «Градостроительный кодекс Волгоградской области» (принят Волгоградской Думой 30.10.2008).
  15. “СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы” (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 N 163).


Все статьи автора «Шмакова Дарина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: