УДК 172.3

К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Соколовский Константин Геннадьевич
ОО «Центр независимых исследований» (Казахстан, г.Астана)
член Конгресса религиоведов Казахстана, кандидат юридических наук

Аннотация
В статье рассматриваются особенности казахстанской модели государственно-конфессиональных отношений, позволяющей не допускать конфликтов на религиозной почве в поликонфессиональном обществе.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, Ислам, Казахстан, межрелигиозное согласие, православие, религиозность


ON THE CURRENT SITUATION IN THE STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Sokolovskiy Konstantin Gennadyevich
Public association "Independent Research Center"
Member of Kazakhstan Congress for the Study of Religions, Candidate of Juridical Sciences

Abstract
The article discusses the features of Kazakhstan's model of church-state relations, which allows avoid conflicts on religious grounds in the multi-confessional society.

Keywords: inter-religious harmony, Islam, Kazakhstan, Orthodoxy, religion, state-confessional relations


Библиографическая ссылка на статью:
Соколовский К.Г. К вопросу современного состояния государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3747 (дата обращения: 06.05.2017).

Республика Казахстан является полконфессиональным государством, граждане которого исповедуют как традиционные для нашей страны религии (ханафитский мазхаб суннитского ислама и православное христианство), так и образуют общины новых религиозных движений. В Казахстане проживают 140 этносов, исповедующих более 40 конфессий.

Обстановка мира и согласия в стране – это несомненное достижение наших граждан, результат функционирования эффективной модели межнационального и межконфессионального согласия. Она может быть рассмотрена и шире: как отметил Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, «наша модель… – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий» [1].

После распада СССР Казахстан, подобно многим постсоветским странам, столкнулся с проблемой сохранения согласия между различными национальностями, населяющими страну, удержания стабильности государства в целом. Ситуация осложнялась негативными процессами в социально-экономической сфере, а также масштабным духовным кризисом. По мнению С.А. Величко, «в массовом поведении граждан нашей страны в годы перестройки ярко проявились черты психологии толпы: податливость к внушению, легковерие, инстинктивность, дух единства масс, внушаемость, заразительность идей. В этой заразительности идей терялась сознательная личность, преобладали преувеличение чувств, революционная мифология и нетерпимость» [2, с.96-97].

Это стало причиной постсекулярных процессов, массового обращения населения к религии (в том числе, в поисках референтных групп), возрастании её роли в жизни общества, численного роста общин верующих, широкой экспансии на территории Казахстана новых религиозных движений, приобретения ими значительного количества последователей.

Результаты последней переписи населения показали, что 70,2% населения Казахстана исповедуют ислам и 26,3% – христианство. Неверующими назвали себя лишь 2,8% опрошенных [3, с.25].

Не вызывает сомнения, что столь значимые показатели количества верующих в стране (на вопрос о своём вероисповедании отказались отвечать 0,5% опрошенных) обусловлены проводимой в стране политикой и направленной на развитие традиционных религий, гарантирование свободы совести, сохранение мира и согласия между проживающими в Казахстане религиозными и этническими группами.

Характерно, что после обязательной перерегистрации религиозных объединений, проведённой в 2012 году, возможность легальной деятельности получили не только традиционные конфессии, но и ряд новых религиозных движений, чья деятельность вызывает неоднозначные оценки мирового экспертного сообщества (например, Международное Общество Сознания Кришны). Это стало свидетельством демократичности проведённых процедур.

В результате, если к 2011 году в Казахстане действовало 4 551 религиозное объединение, представляющее 46 конфессий и деноминаций, то после перерегистрации продолжили свою деятельность 3 088 религиозных объединения, представляющих 17 конфессий) [4]. Государство признаёт равенство всех граждан, независимо от их этнической или религиозной принадлежности.

Тем самым, думается, органам государственной власти удалось соблюсти баланс между необходимостью защиты религиозной безопасности как составной части национальной безопасности и создание условий для удовлетворения верующими своих религиозных потребностей. При этом важно отметить, что за 25 лет Независимости не допущено ни одного конфликта на межконфессиональной почве. В работу по сохранению межрелигиозного согласия удалось вовлечь практически все действующие в стране национально-культурные центры и религиозные объединения. В этом плане опыт Казахстана уникален.

Сохраняющаяся стабильность базируется на рядке ключевых факторов.

Прежде всего, это обеспечение государством равных и благоприятных условий для развития всех действующих в Казахстане конструктивных деноминаций. Например, несмотря на то, что исторической религией на его территории, а также вероучением, исповедуемым этническим большинством является ислам, христианские общины, а также общины иных религий пользуются с ним одинаковыми правами, получают необходимую поддержку государства.

Более того, православие, являющееся второй по численности религией в Казахстане, имеет особый статус и занимает одну из ключевых позиций в духовно-нравственной палитре страны, непосредственно формируя её облик.

Поздравляя весной 2015 года православных соотечественников с праздником Воскресения Христова, глава Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный муфтий Ержан хаджи Малгажыулы в числе прочего подчеркнул: «Православие Казахстана, как и ислам, играет свою значимую роль в истории нашего государства и питает национальную культуру. Наши две религии, по образному выражению Президента страны Н.Назарбаева, словно два крыла поддерживают гражданский мир и согласие в обществе, неустанно заботясь об укреплении высоких моральных, нравственных идеалов и добрых семейных традиций» [5].

Немаловажным фактором, обеспечивающим межконфессиональную стабильность в Казахстане, является гарантия свободы совести на законодательном уровне. Помимо того, что данная норма прописана в Конституции, а также Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», Казахстан является ответственным участником различных международных соглашений и договоров в области защиты прав человека.

Отдельно следует сказать об административных мерах государства, направленных на регулирование религиозной сферы жизнедеятельности социума, а также обеспечение права граждан на свободу вероисповедания.

С 2006 года в нашей стране действует Комитет по делам религий (в разное время входил в состав Министерства юстиции, культуры и информации, имел статус самостоятельного Агентства, подчинённого непосредственно Премьер-Министру, в настоящее время является структурным подразделением Министерства культуры и спорта). Он имеет свои представительства во всех областях Казахстана, кроме того, под его началом находится сеть научно-исследовательских центров. Основной акцент в его работе сделан на реализацию государственной политики по обеспечению прав граждан на свободу совести, обеспечение терпимости и толерантности межконфессиональных отношениях, взаимодействие между государством и религиозными организациями.

Серьёзное внимание межрелигиозному согласию уделяется и со стороны республиканской общественности. В частности, в 2000 году при Правительстве был создан Совет по связям с религиозными объединениями, имеющий статус консультативно-совещательного органа. С 2007 года в стране функционирует Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии. Значительная работа в этом направлении проводится Ассамблеей народа Казахстана.

Следует отметить, что к настоящему моменту, как показывают проведённые исследования, в Казахстане произошла поляризация населения по вопросу отношения к вере. В обществе присутствуют сторонники как религиозных, так и светских моделей поведения. Наряду, например, с гражданами, читающими намаз и выступающими за ношение хиджаба в школах (не обязательного для всех девочек, а возможного для школьниц из верующих семей: в настоящее время такая форма одежды запрещена), большинство, не отказываясь от религиозных традиций, отдают предпочтение западным поведенческим моделям.

При этом, что крайне важно, что в обществе произошла именно поляризация, но не его разделение, следующий шаг за которым – противостояние. Как указывает видный казахстанский культуролог О.М. Борецкий, «ни в коем случае не надо их (две этих группы – К.С.) противопоставлять друг другу, они могут дополнять друг друга, так как одна часть представляет либеральные, а другая традиционные ценности, которые вполне могут уживаться в современном светском государстве» [6]. Не допустить возможного конфликта как между верующими и светскими людьми, так и между верующими различных конфессий – основная задача государственных и общественных институтов.

Это особенно важно с учётом высокой динамики роста влияния религии на казахстанское общество. Растёт воздействие веры и обрядоверия (как стремления к внешнему исполнению обрядов и иных духовных практик) на повседневную жизнь. Например, появление халалных продуктов питания в магазинах и «постного меню» в ресторанах в период Великого поста давно уже стало нормой жизни.

Практически все ключевые конфессии имеют свои учебные заведения. При этом они выступают как в форме катехизаторских школ для взрослых или детей при мечетях, церквах, синагогах, так и высших учебных заведений (Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» в г.Алматы, Алматинская духовная семинария и др.). В школах с 1 сентября 2016 года вводится новый предмет – «Светскость и основы религиоведения».

Названные обстоятельства представляют собой активы казахстанского общества, позволяющие сохранять межрелигиозное согласие и нивелировать дестабилизирующий потенциал по определению неизбежный в поликонфессиональном обществе. Кроме того, они не позволяют многочисленным внешним факторам (прежде всего, миссионерской деятельности деструктивных религиозных объединений) оказывать какое-либо существенное влияние на стабильность в Казахстане.


Библиографический список
  1. Назарбаев Н.А. Видеообращение Президента Республики Казахстана Н.А.Назарбаева на инаугурационном заседании Постоянного совета ОБСЕ // Сайт миссии ОБСЕ в г.Астане. 2010. URL: http://www.osce.org/ru/cio/41098?download=true (дата обращения: 16.02.2016).
  2. Величко С.А. Демократический транзит и митинговая демократия в СССР в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. С.95-99.
  3. Итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года. Аналитический отчёт Агентства Республики Казахстан по статистике / Под ред. А.А. Смаилова. – Астана: Астанабланкиздат, 2011. – 65 с.
  4. Сексембаева С. Количество религиозных объединений Казахстана после перерегистрации сократилось более чем на тысячу // Zakon.kz: информационное агентство. 2012. URL: http://www.zakon.kz/4524612-kolichestvo-religioznykh-obedinenijj.html (дата обращения: 16.02.2016).
  5. Православных соотечественников поздравил с праздником Пасхи глава Духовного управления мусульман Казахстана // Казахстанская правда: сетевое издание общенациональной газеты. 2015. URL: http://www.kazpravda.kz/rubric/obshchestvo/pravoslavnih-sootechestvennikov-pozdravil-s-prazdnikom-pashi-glava-duhovnogo-upr (дата обращения: 16.02.2016).
  6. Булакешова А. За годы независимости число религиозных объединений в Казахстане выросло в пять раз // Литер: сетевое издание республиканской общественно-политической газеты. 2015.  URL: http://liter.kz/mobile/ru/articles/show/7612-za_gody_nezavisimosti_chislo_religioznyh_obedinenii_v_kazahstane_vyroslo_v_pyat_raz (дата обращения: 16.02.2016).


Все статьи автора «Соколовский Константин Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: