УДК 342

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Благинина Наталья Алексеевна
Уральский государственный юридический университет
студент

Аннотация
Статья посвящена проблеме неисполнения или ненадлежащего исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Автором выделяются виды неисполнения решений, их возможные причины, а также предлагаются пути решения рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: конституционное правосудие, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, проблемы исполнения решений


TO THE QUESTION OF THE PROBLEMS OF EXECUTION OF THE CONSTITUTIONAL COURTS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION DECISIONS

Blaginina Natalya Alexeevna
Ural State Law University
student

Abstract
The article is devoted to the inadequate execution of decisions of constitutional courts of the subjects of the Russian Federation. The author points out types of the inadequate execution of decisions, identifies their possible causes, and suggests ways of solving the problem.

Keywords: constitutional courts of the subjects of the Russian Federation, constitutional justice, the problems of execution of decisions


Библиографическая ссылка на статью:
Благинина Н.А. К вопросу о проблемах исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Политика, государство и право. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/06/3973 (дата обращения: 29.09.2017).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации делает бессмысленным само существование такого рода судов.

В юридической литературе выделяют несколько видов неисполнения решений:

1) Неоправданное затягивание с исполнением решений.

Формально решение регионального органа конституционного правосудия исполняется, однако с момента вступления решения в законную силу и до восстановления нарушенного права заявителя проходит довольно много времени.

2) Формальное или частичное исполнение решений.

В качестве примера можно привести формальное исполнение Определения Конституционного Суда Республики Коми от 15 сентября 2000 г. по жалобе ООО “Комиссионные товары” на нарушение конституционных прав пунктом 10 статьи 3 и примечанием 2 к пункту 6 статьи 12 Закона Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”.

В резолютивной части суд определил, что «единый налог на вмененный доход может быть установлен законом субъекта Российской Федерации лишь для сфер предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, который не подлежит расширительному толкованию», а также рекомендовал Государственному Совету Республики Коми внести изменения в Закон Республики Коми “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, исключающие его неоднозначное толкование [3].

Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 15 ноября 2000 г. № II-6/75 был принят Закон Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Подпунктом «б» пункта 2 статьи 1 названного Закона оспариваемые положения были исключены, однако размер налога на добавленную стоимость для комиссионных товаров не изменился, поскольку статья 12 была дополнена частью 6, устанавливающей коэффициент базовой доходности для торговли по договорам комиссии с физическими лицами равный 0,4.

3) Полное неисполнение решений.

В основном такого рода неисполнение имеет место при признании нормативного акта не соответствующим Основному закону субъекта Российской Федерации, а именно региональный законодатель не отменяет положения нормативных актов, основанных на нем. Данный вид, встречается редко.

Причины неисполнения либо ненадлежащего исполнения актов конституционного правосудия различны. Главной причиной, по мнению автора, является несовершенство нормативно-правового регулирования. В современном российском законодательстве институт конституционно-правовой ответственности отсутствует как таковой.

В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ст. 81 «Последствия неисполнения решения» закреплена следующая норма: «неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом» [1]. В законодательных актах субъектов указанные положения федерального конституционного закона дублируются. Например, ст. 77 Закона Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» [2].

Автор поддерживает позицию бывшего председателя Конституционного суда Республики Марий Эл З.В. Эргубаева по вопросу установления административной ответственности за неисполнение решений судов и считает необходимым  внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации нормы, предусматривающие ответственность за неисполнение решения конституционного (уставного) суда или иного судебного акта в отношении представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации. По мнению З.В. Эргубаева существующие положения о неисполнении решений судов не обеспечивают устранение всех вопросов, связанных с исполнением решений такого рода судов [5, с. 232].

Другой причиной неисполнения решений региональных органов конституционного правосудия является отсутствие финансовых ресурсов. Решение данной проблемы представляется возможным путем установления в бюджетном законодательстве определенного размера денежных средств для исполнения решений.

Также в юридической литературе в качестве причин неисполнения решений судов называются: правовой нигилизм, низкую правовую культуру населения, недооценку роли регионального конституционного правосудия.

Проблема неисполнения решений органов конституционного правосудия субъектов Российской Федерация является одной из наиболее важных, однако, в настоящий момент, суды вынуждены бороться с ней самостоятельно. Так, например, Уставный Суд Свердловской области имеет положительный опыт решения данной проблемы, в частности во исполнение его решений была достигнута договоренность с представителями прокуратуры Свердловской области об осуществлении контроля с ее стороны за исполнением решений Уставного суда [4].

Первым шагом на пути решения рассматриваемой проблемы, по мнению автора, является разработка проекта Закона «Об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации». Однако принятие такого закона не обеспечит устранение феномена неисполнения решений в полной мере. Решение проблемы должно носить комплексный характер, тогда как данная мера устранит лишь первую причину неисполнения – несовершенство нормативно-правового регулирования. В дальнейшем необходимо использование дополнительных механизмов и инструментов, препятствующих возникновению иных причин неисполнения решений судов, в частности повышение уровня правовой культуры населения и усиление роли регионального конституционного правосудия.


Библиографический список
  1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, ст. 1447.
  2. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» // Марийская правда, № 51, 19.03.1997.
  3. Определение Конституционного Суда Республики Коми от 15.09.2000 «По жалобе ООО «Комиссионные товары» на нарушение конституционных прав пунктом 10 статьи 3 и примечанием 2 к пункту 6 статьи 12 Закона Республики Коми «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://komi7.org/2000/09/15/k70038.htm
  4. Пантелеев В.Ю. Актуальные вопросы модернизации и повышения эффективности работы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 46 – 51.
  5. Эргубаев З.В. Об отдельных недостатках правового регулирования деятельности конституционных (уставных) судов субъектов // Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: Материалы Всерос. совещания, Москва, 22 марта 2001 г. / Под ред. М.А. Митюкова, C.B. Кабышева, В.К. Бобровой, С.Е. Андреева. – М.: Формула права, 2001. С. 231 – 233.


Все статьи автора «geschenke»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: