УДК 342

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИИ

Мантурова Тамара Александровна
Уральский институт экономики, управления и права
магистрант

Аннотация
Статья посвящена ретроспективному исследованию правового регулирования формирования и становления института государственных внебюджетных фондов. Объектом анализа является практика регулирования социальной поддержки населения и статуса социальных фондов в России начиная с древнейших времен до наших дней. По результатам исследования выделены важнейшие исторические вехи развития правового регулирования, а также их значение для становления института государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные внебюджетные фонды, медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, социальное страхование


A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE LEGISLATION REGULATING THE LEGAL STATUS OF EXTRA-BUDGETARY FUNDS IN RUSSIA

Manturova Tamara Aleksandrovna
Ural Institute of Economics, Management and Law
master student

Abstract
The article is devoted to the retrospective study of legal regulation of formation and establishment of the Institute of state extra-budgetary funds. The object of analysis is regulation of the practice of social support of the population and the status of social funds in Russia from ancient times to the present day. The results of the study highlighted the important historical milestones in the development of legal regulation, as well as their importance for the formation of the Institute of state extrabudgetary funds of the Russian Federation.

Keywords: health insurance, pension benefits, social insurance, social security, state non-budgetary funds


Библиографическая ссылка на статью:
Мантурова Т.А. Ретроспективный анализ законодательства регулирующего правовой статус внебюджетных фондов в России // Политика, государство и право. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/06/4030 (дата обращения: 30.04.2017).

Для комплексной оценки правового статуса государственных внебюджетных фондов представляется необходимым провести ретроспективный анализ развития законодательства в области исследования. В силу интенсивного изменения правоотношений в области исследования и меняющейся терминологии, в контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Бит-Шабо [1] о том, что под социальным обеспечением и страхованием следует понимать комплекс «социальное, медицинское обеспечение и страхование». Представляется, что в основу генезиса правовых институтов государственных внебюджетных фондов легли особенности формирования социальной потребности в формализации общественных отношений в области социального обеспечения.

В связи со сказанным актуализируется вопрос о детерминированности системы социального обеспечения и страхования современным законодательством, социальной политикой, экономикой, обществом. Представляется, что история законодательства в заявленной области исследования не может рассматриваться отдельно от истории формирования института социального обеспечения и страхования в России.

Отметим, что некоторые признаки социальной политики можно обнаружить в Повести временных лет (I век н.э.), где Князь Владимир предлагает «…всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны…» [2], также им курировались богадельни и странноприимные дома. В рамках Устава 996 года Князь Владимир общественное презрение поручил попечению и надзору духовенства. Таким образом, наблюдаем зачатки социальной инфраструктуры российского государства.

Первейшее упоминание о социальной политике (или программе) было сделано в Русской правде [3] Князя Ярослава (II век н.э.). Данный этап формирования законодательства о социальном обеспечении важен в контексте данного исследования, появлением некоего прообраза пенсий для граждан, имеющих заслуги перед монархом и государством.

Царская Россия характерна комплексом нормативных актов о социальном обеспечении. В частности, Указ IV Ивана Грозного «О милостыне», содержащий меры по выявлению и поиску «престарелых и прокаженных» и строительству для них богаделен, обеспечении одеждой и едой (XVI век). Данный период развития России характерен созданием первого прототипа социального внебюджетного фонда – Аптекарской палаты, в функции которой входило заведование царской аптекой, учет больных и раненых и др.

Указ царя Федора Алексеевича содержал распоряжения по созданию двух госпиталей, а также об общественных работах социально не защищенных слоев населения (XVII век). В тот период, согласно ст. 31, главы 16 Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года [4], роль пенсионного обеспечения играло наследование поместий детьми сиротами и вдовами бояр, которое служило финансовым обеспечением нуждающихся данной категории граждан.

По приказу Петра I воеводам и магистрату было велено устраивать больницы, сиротские дома и др. Военная коллегия была обязана выдавать пожизненное содержание не способным к службе, таким образом в XVII веке был установлен первый прообраз пенсии, заложены основы пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования [5]. В 1741 году документ «Работные регулы на суконных и каразейных фабриках» закрепил обязанность работодателей оплачивать потерю трудоспособности работника [6].

Государственная сеть общественных призрений была создана Указом Екатерины II в Манифесте от 1 сентября 1763 года. Система инвалидных домов создана при Николае I в конце XVIII века. Таким образом, в Царской России были созданы основы современного социального обеспечения населения.

Важнейшей вехой в развитии законодательства о негосударственных внебюджетных фондах стал Устав о пенсиях и единовременных пособиях, принятый в 1827 году [7]. Особенностью формирования пенсионной системы в то время было отсутствие обособления средств в государственной казне на выплаты пенсий.

Дальнейшее развитие законодательства проходило более интенсивными темпами, так в 1901 году приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных заводов и рудников, в 1903 году приняты Правила вознаграждения потерпевших в следствии несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. 1906 – Положения о больничных кассах, 1907 – Основные положения об обязательном государственном страховании от последствий несчастных случаев, а также на случай старости и инвалидности. Отметим, что данный период характеризуется созданием обособленных фондов на социальные цели. Источниками средств были отчисления работодателей и работников, характерна также солидарная ответственность по социальным обязательствам работника и работодателя. Правовые основы социального страхования в начале XX века составляла совокупность законов, принятых в 1912 году: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» и др. [8]. Характерно для того периода, что социальное обеспечение находилось в ведении государства. Также немаловажным представляется отсутствие принципов всеобщности и общеобязательности. Дополнительной проблемой реализации социальных прав рабочих было практическое отсутствие гарантий выплат предусмотренных пособий, а возможность судебного взыскания, которая была практически нереальной для данного сегмента граждан, делала недостижимой получение причитающихся с работодателя выплат.

Следующий этап формирования системы социального обеспечения начался с создания в 1917 году Народного комиссариата социального обеспечения. В Декларации Наркомтруда «О введении в России полного социального страхования» предусмотрено страхование всех видов наемных работников от всех видов потери нетрудоспособности. В Положении о социальном обеспечении трудящихся предусмотрена медицинская помощь, денежные выплаты и натуральные пособия. В период НЭПа, значимым было принятие Декрета СНК «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Данный документ закрепил правовые основы отчислений в фонд социального страхования в размере 28,5% от фонда оплаты труда.

Период с 1930 по 1940 годы характеризуется преодолением неравенства в социальном страховании граждан. В Конституции СССР 1936 года было закреплено право граждан на материальное обеспечение в старости, болезни, нетрудоспособности. 1937 год характерен закреплением государственного финансирования здравоохранения. Также данный этапу свойственно принятие конвенций Международной организации труда, существенно повлиявших на дальнейшее формирование правового регулирования социальной защиты и фондов социального страхования в России.

Следующий важнейший период развития законодательства в области исследования – 50-60 годы. В данный период были приняты законы «О государственных пенсиях», «О пенсиях и пособиях членов колхозов». Отметим, что акцент в направлении социального обеспечения граждан по-прежнему, как и во всей истории России сохранялся на пенсионном обеспечении и страховании нетрудоспособности, медицинское страхование оставалось в зачаточном состоянии.

Современный этап развития законодательства о государственных внебюджетных фондах начал свое формирование с принятия законов «О государственных пенсиях в РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О ритуальном пособии» и многих других нормативных актов. 1990 год характерен организацией Пенсионного фонда РФ, в 1991 году было принято Положение «О пенсионном фонде Российской Федерации», положившее основу правового регулирования статуса внебюджетных фондов как звена финансовой системы государства. Следующей значительной вехой в развитии правового регулирования статуса социальных фондов был 2001 год, в течении которого был принят комплекс нормативных актов, создавших современную систему пенсионного, социального и медицинского обеспечения и страхования в России.

Систематизация законодательства позволила выявить наиболее характерные черты правового регулирования отдельных исторических периодов развития института социального обеспечения населения, а также значимые вехи в формировании правового регулирования статуса государственных внебюджетных фондов (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика и значение правового регулирования для формирования законодательства о государственных внебюджетных фондах в различные исторические периоды

Период Характеристика Значение для формирования современной системы государственных внебюджетных фондов
Древняя Русь Зарождение прообраза социального пособия и социальной поддержки населения Зарождение социальной инфраструктуры российского государства
Царская Россия Становление инфраструктуры (органов, правового регулирования, видов социальной помощи), прообразы социальных фондов Конкретизация отдельных видов социальных выплат, создание прообраза социального фонда
Начало XX века (до 1917 г) Несистемность, негарантированность, отсутствие всеобщности, равенства и общеобязательности. Обособление источников финансирования социальных выплат
1917- 1919 Неравенство (дискриминация царских государственных служащих и др.), систематизация видов нетрудоспособности, пособий, органов Становление инфраструктуры органов социального страхования, систематизация терминологии
НЭП 20е годы Максимальное сближение с системой охраны труда, создание базового документа, закрепляющего классификацию и систему пособий – КЗОТ РСФСР. Многочисленность документов, дискриминация нечленов профсоюза, параллельное действие документов дореволюционной России Развитие и конкретизация правового регулирования отдельных видов социальной поддержки населения. Создание фонда взносов по социальному страхованию, закрепление правового регулирование отчислений в фонд социального страхования, создание единого бюджета социального страхования
30е годы Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции СССР, принятие Конвенций МОТ Преодоление неравенства социальной защиты, всеобщее право на социальную защиту
50-80е  годы Государственное финансирование социальных фондов Развитие инфраструктуры органов, систематизация направлений социального обеспечения
1990 г. по настоящее время Интенсивное правовое регулирование, становление современной системы государственных внебюджетных фондов Институциональное оформление современной системы социальных государственных внебюджетных фондов

Таким образом, ретроспективный анализ законодательства в области правового регулирования государственных внебюджетных фондов позволил сделать ряд выводов:

-      институт социальных фондов исторически принимал различные формы, от пенсионных касс до государственных бюджетных фондов;

-      интенсивность и качество правового регулирования исследуемой категории возрастает;

развитие законодательства в области регулирования государственных внебюджетных фондов и социального обеспечения ретроспективно воплощает в себе уровень развития общественных отношений в области реализации и удовлетворения социальных прав граждан.


Библиографический список
  1. Бит-Шабо И.В. Концептуальные проблемы финансово-правового регулирования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов [Текст]: Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук. – Саратов. – 2015.
  2. Повесть временных лет [Текст] / Перевод с древнерусского Д.С.Лихачева, О.В.Творогова. Комментарии А.Г.Боброва, С.Л.Николаева, А.Ю.Чернова при участии А.М.Введенского и Л.В.Войтовича. Статьи А.Г.Боброва, С.Л.Николаева, С.В.Белецкого. Иллюстрации М.М.Мечева. СПб., Вита Нова. – 2012.
  3. Российское законодательство Х – ХХ вв.-М. : Юрид. лит., 1984 -
    Том 1, Законодательство Древней Руси [Текст] /Отв. ред. тома В. Л. Янин  Под общ. ред. О. И. Чистякова. –1984. – 432 с.
  4. Соборное уложение 1649 г. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961.
  5. Социальная работа: российский энциклопедический словарь / под ред. В.И. Жукова. М.: Юристъ, 1997. С. 320
  6. Васильев Д.А. Фабричное законодательство России конца XIX – начала XX века: дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 20–32.
  7. Диденко-Чинтимур Д.С. Государственные социальные внебюджетные фонды и их взаимодействие с органами внутренних дел: финансово-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 25.
  8. Новые законы о страховании рабочих. Текст законов с мотивами и подробными разъяснениями / В.П. Литвинов-Фалинский. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1912.


Все статьи автора «Молокова Елена Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: