УДК 349.6

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чебанько Инна Александровна
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
Волгоградский филиал, студент магистратуры 1 курса

Аннотация
В статье анализируются проблемы экологических прав граждан. Основное внимание уделяется проблеме реализации Президентом конституци¬онных полномочий, как гаранта прав и свобод человека и гражданина. Раскрываются недостатки в работе Комиссии по правам человека в области экологических прав и предполагаются меры по устранению данных недостатков путем расширения полномочий комиссии, в целях эффективной защиты экологических прав граждан в РФ.

Ключевые слова: государственно – правовой механизм, естественные права, Законодательство, защита, конституционное право, ответственность, Экологические права


PROBLEMS OF PROTECTION OF ENVIRONMENTAL RIGHTS OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Cebanico Inna Aleksandrovna
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
Volgograd branch, master's student of 1 course

Abstract
The article analyzes the problems of environmental rights of citizens. Focuses on the problem of realization of the President's constitutional powers as guarantor of the rights and freedoms of man and citizen. Disclosed deficiencies in the work of the Commission on human rights in the field of environmental rights and is expected to remedy these shortcomings by expanding the powers of the Commission, in order to effectively protect environmental rights of citizens in the Russian Federation.

Библиографическая ссылка на статью:
Чебанько И.А. Проблемы защиты экологических прав граждан в Российской Федерации // Политика, государство и право. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/03/3780 (дата обращения: 25.07.2023).

Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и осуществляются с момента рождения человека и прекращаются с его смертью.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.[1]

Все экологические права подразделяются на два вида: общие и специальные. Общие права сформулированы в Конституции РФ и Федеральном законе “Об охране окружающей среды”. Специальные права закреплены в законодательстве, регулирующем использование и охрану отдельных видов природных ресурсов и природных объектов.

Так, основными конституционными правами являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Перечень прав  человека и гражданина сформулирован в главе 2 Конституции РФ.

Конституцией России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

• судебная защита прав и свобод;

• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

• право на получение квалифицированной юридической помощи;

• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.[2]

Выделяют следующие органы защиты экологических прав граждан:

- суды;

- органы исполнительной власти;

- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

- общественные объединения;

-  Европейский суд по правам человека.

Существует достаточно широкий перечень органов, куда могут обраться граждане  в случае нарушения экологических прав. Но стоит не забывать, что в  соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Но дело в том, что Конституция, а также другие законодательные акты, не определяют формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.

Содействует в  реализации президенту его конституци­онных полномочий, как гаранта прав и свобод человека и гражданина, Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Она является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ. Комиссия осуществляет свою деятельность на основа­нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок­тября 1996 г.[3]

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само­стоятельной структурой в аппарате Президента РФ, а вклю­чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом меха­низме пока отсутствует возможность последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело­века.

Все остальные способы защиты экологических прав довольно широко указаны в законодательстве и предусматривают как дисциплинарную или административную, так и уголовную ответственность. Но на практике оказывается, что происходит серьезное ущемление прав граждан именно в сфере экологии, потому что серьезно запущена экологическая ситуация в стране. Существует много экологических проблем, которые необходимо решать. Многие ученые и специалисты считают экологическую ситуацию в России кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологичес­кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по­коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо­собностей к самостоятельному мышлению[4].

Помимо вышеперечисленной проблемы, существует и еще одна ситуация, которая тормозит процесс защиты экологических прав. К сожалению, большинство граждан, не знают о существовании своих экологических прав и обязанностей.  Отсюда и возникают многочисленные разногласия с органами государственной власти. Зачастую, люди даже не знают, что они обладают определенным перечнем прав и могут обращаться в любой природоохранный орган за интересующей их информацией и объяснениями, реализуя тем самым свое право на получение информации.

Вывод:  Для того, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо:

Во-первых, наделить комиссию по правам человека  соответствующими административными полномочиями в области охраны окружающей среды. Например, выписыванием штрафов за нарушение экологического законодательства, а за неуплату штрафа можно предусмотреть и уголовную ответственность. Причем штрафовать следует не только органы исполнительной власти, но и физических и юридических лиц.

Почему это необходимо сделать? Дело в том, что многие экологические споры не увенчиваются успехом, и права граждане остаются не защищенными. А ведь речь идет не просто о каких-то материальных правах, поскольку зачастую экологические споры связаны с жизнью и здоровьем.

Из  этого можно сделать вывод о том, что необходимо решать проблему на государственном уровне, прописав административные полномочия  Комиссии по правам человека. При этом будет  осуществляться  механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело­века.

Во-вторых, необходимо расширять знания граждан о своих экологических правах в целом. Проводить различные семинары в университетах и школах, где до подрастающего поколения доводились бы сведения об окружающей среде и своих неотъемлемых экологических правах. Это должно проводиться, как и на государственном уровне, то есть непосредственно под контролем государства, но также и на уровне негосударственных субъектов, что позволит повысить уровень правовой грамотности населения России в области экологического законодательства.

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что современный правовой механизм реализации экологических прав граждан в Российской Федерации характеризуется отсутствием полноты и системности в законодательном закреплении правовых средств реализации экологических прав граждан и множественностью пробелов. Это затрудняет правовое регулирование отношений по предоставлению экологической информации, участию граждан в принятии экологически значимых решений, доступу граждан к правосудию в случае нарушения их экологических прав.[5]

Не стоит забывать и о том, что защита прав граждан должна осуществляться не только всевозможными организациями, но и самими гражданами. Поэтому граждане должны четко понимать перечень своих прав и уметь ими пользоваться.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (№ 237); – СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
  2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ  (в актуальной редакции) // СЗ РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.
  3. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: Учебник для вузов. – Волгоград, 2005
  4. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2005.
  5. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Матвеева Е.В. Правовой механизм реализации экологических прав граждан в России и Германии: вопросы терминологии. //Экологическое право. 2010. № 2. С. 22-27 (0,6 п.л.).


Все статьи автора «Чебанько Инна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: