УДК 929: 571.12

ПОДГОТОВКА ПРОЕЗДА ПО ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА В 1873 Г.

Томилов Игорь Сергеевич
Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук
м.н.с. Лаборатории истории освоения Сибири

Аннотация
Тобольская губерния четырежды в XIX в. принимала особ правящего Дома Романовых, и визит Алексея Александровича был третьим в этой череде. 4-й сын императора Александра II, с которого берет начало традиция посещения губернии царственными гостями, впервые из правящей династии проехал по территории Сибири, завершая свое «кругосветное» путешествие 1871-1873 гг.

Ключевые слова: Алексей Александрович, великий князь, визит, подготовка, Тобольская губерния


PREPARATION DIRECTIONS IN THE TOBOLSK GOVERNORATE OF GRAND DUKE ALEXEI ALEXANDROVICH IN 1873

Tomilov Igor Sergeevich
Tobolsk integrated research station RAS
lab worker Laboratory history of the development of Siberia

Abstract
Four Tobolsk region in XIX century took personages of the ruling Romanov dynasty and the visit of Alexei Alexandrovich was the third in this series. 4th son of Emperor Alexander II, from which starts the tradition of going to the province of Royal guests, the first of the ruling dynasty passed through the territory of Siberia, completing their "round the world" trip 1871-1873.

Keywords: Alexei Alexandrovich, Grand Duke, preparation, Tobolsk region, visit


Библиографическая ссылка на статью:
Томилов И.С. Подготовка проезда по Тобольской губернии великого князя Алексея Александровича в 1873 г. // Политика, государство и право. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/04/3888 (дата обращения: 15.07.2023).

Несмотря на этот факт, а также на то, что в 2013 г. исполнилось 140 лет с момента проезда великого князя Алексея Александровича по Тобольской губернии, об этом событии до сих пор не проведено ни одного научного исследования и не опубликовано ни одного труда по этой теме. Данная работа направлена на исправление этого упущения, а также преследует целью рассмотрение своеобразной ритуальной стороны вопроса как неотъемлемой части определенного церемониала, регламент которого выработался на протяжении предыдущих проездов великих князей по территории Тобольской губернии.

Незадолго до визита Алексея Александровича через территорию Тобольской губернии проезжал его брат, Владимир. Эти путешествия во многом были похожи, однако только поездка Алексея носила «кругосветный» характер [1; 2].

О самом визите стало известно еще в конце октября 1872 г. Вплоть до весны следующего года поступают противоречивые и неточные данные о путешествии высокого гостя. Так, сначала генерал-губернатор Западной Сибири А.П. Хрущов сообщает главе тобольского края 31 октября о том, что Алексей Александрович выезжает из Владивостока в начале ноября, а спустя две недели он информирует только о приезде князя 15 ноября в столицу Приморья. Тем более ничего не было известно о маршруте, по которому решит следовать царственная особа. Однако начало  к встрече было положено, и местные власти приступили к подготовительным мероприятиям [3, лл. 1а, 13].

Решив, что князь выберет сухопутный вариант по генеральному тракту губернии через Омск, Тару, Ишим, Тобольск, Ялуторовск и Тюмень, губернатор распорядился исправить  в одноименных округах «где будет нужно дороги и мосты». Особое внимание было уделено осмотру и ремонту зданий почтовых станций. В ходе проведенной специальным чиновником от почтовой части региона экспертизы было выявлено огромное число катастрофических нарушений и неисправностей во многих станционных домах, призванных быть лицом края для останавливающихся здесь гостей. Основными замечаниями в рапортах экспедиторов были: неприглядный и откровенно ужасный вид стен, потолка и полов; недостаток предметов мебели; отсутствие столбов с надписью о расстоянии и для вывешивания фонарей; неисправность часов и дверей в комнатах для посетителей; разбитые стекла; опасность эксплуатации отопительных печей; общая ветхость и нехватка нормального отопления зданий и даже затопление их помещений во время дождей. В частности эти проблемы были на станциях Соляная, Бакшеевская, Старопогостинская, Устькаменская, Абатская, Богандинская, Карасульская, Колмаковская, Суховская и многих других. Естественно для их исправления требовалось значительные финансовые вливания и продолжительное время. Поэтому генерал-губернатор распорядился оставить эту затею «за ненадобностью, т.к. Его высочество будет останавливаться не в почтовых домах, а в частных». Начинания в этой области были прекращены [3, лл. 3-3об., 9-13].

Следующим вопросом, вставшим перед администрацией губернии, была нехватка почтовых лошадей для экипажей великого князя. Согласно Почтовому сборнику, для проезда Высочайших особ «обязательно употребление лошадей объезженных, смирных и не боящихся огня в случае езды с факелами», чем и отличались почтовые скакуны от обывательских. Однако отвечающих таким критериям коней при станциях генерального тракта было максимум по 8-9 пар, а в некоторых случаях вообще по 3, что при интенсивной доставке посылок и перевозок пассажиров в губернии было явно недостаточно. Положение осложнялось тем, что Почтовый сборник также предписывал «на станциях, имеющих между собою расстояние более 24 версты на половине дороги учреждать подставы с полным числом лошадей, необходимых для Высочайшего проезда» [4, с. 31-32]. Таких, учитывая огромную территорию губернии, насчитывалось на предполагаемом пути более 25, что при неизменном числе станционных экипажей выглядело совсем катастрофично. Выход из создавшейся ситуации был найден в немедленном переводе почтовых лошадей с других трактов или в безвыходном положении – пополнение комплекта необученными обывательскими [3, лл. 17-18об.].

Таким образом, не имея точной информации о времени и даже примерном маршруте следования великого князя, местные власти начали активную подготовку к его встрече. Процесс продлился около месяца. 8 декабря А.П. Хрущов известил губернатора А.С. Соллогуба о том, что Алексей Александрович «поедет чрез Сибирь весной» будущего 1873 г. [3, л. 23]. После этого всякая деятельность в этом направлении была приостановлена.

С приближение времени приезда особы царских кровей закончился перерыв неопределенности. Весной 1873 г. стало известно о том, что великий князь прибудет во Владивосток к 25 апреля и отправится в Санкт-Петербург через Сибирь в начале мая. Все еще считая, что Гость проследует сухопутным путем, губернатор снова поднимает задачу ремонта мостов и дорог в соответствующих уездах, исправления мостовых на центральных улицах Тобольска, очищения улиц и приведения в порядок зданий Тюмени, а также подготовку в каждом потенциально посещаемом населенном пункте подобающей и комфортной квартиры для Алексея Александровича и его свиты. В вопросах, связанных с лошадьми, ямщиками и прочими подобными предметами внимания, предписано руководствоваться распоряжениями, сделанными в 1868 г. во время путешествия по Западной Сибири Владимира Александровича [5; 6].

Но телеграммой от 28 мая генерал-губернатор сообщал, что «Его императорское высочество прибудет в Томск не ранее 22 июня и пробудет там сутки … проедет в Омск сухопутным путем, где пробудет 3 суток, … отправится на пароходе, в Тюмень чрез Тару и Тобольск», где пробудет сутки [3, лл. 26-27, 30, 33об., 37, 45-45об., 47об.].

Таким образом, следование Алексея Александровича и его свиты по суше на территории региона ограничивалась дорогой от Тюмени до границ Пермской губернии. Генерал-губернатор Западной Сибири решил привлечь для этого частных извозчиков, а расчет с ямщиками возложить на тюменского исправника. Всего предусматривалось подготовить: для кортежа великого князя, 4 сопровождаемых его лиц и 10 человек прислуги – 6 экипажей, свиты генерал-губернатора – 2 и для главы края – одну карету [3, лл. 45-46 об., 47об.].

Несмотря на имеющийся опыт визитов особ Дома Романовых, ранее администрацией путь по рекам не рассматривался вообще. Поэтому очередной головной болью для нее обернулась проблема нахождения подходящего судна. Губернатор, генерал-губернатор, главы округов и другие ведомственные лица заняты перепиской с пароходовладельцами. Найти достойного кандидата оказалось весьма непросто. Часть судов была занята перевозкой арестантов (Колчина) или грузов (Тюфина, Плеханова, Айтыкина), другие не подходили по внешним критериям – ненадежные или невзрачные на вид (Лонгинова). После продолжительной интенсивной переписки был выбран основным пароход «Рейтерн», запасным и сопровождающим – «Беленченко» пароходовладельцев Колчина и Игнатова соответственно [3, лл. 43-44, 54, 56-60].

Однако более определенных и проверенных сведений о его маршруте в пределах губернии по-прежнему не имелось. Тем не менее, об этом заранее оповещены жители селений, которые расположены вверх по течению р. Иртыш, приготовлены хорошие лодки с гребцами на случай выхода князя на берег [3, лл. 34-34об., 43-44]. Информация о предстоящем событии размещена в «Тобольских губернских ведомостях» [7, с. 1].

14 июня пришла последняя корректировка маршрута следования Августейшего гостя – изменив его в последний момент, великий князь за считанные дни до въезда в пределы губернии принял решение плыть из Томска по Оби через Сургутский уезд, а затем – по Иртышу, Тоболу и Туре через Тобольск и Тюмень. На следующий день об этом были извещены сургутский исправник и земский заседатель с. Демьянского, крупного селения на пути Гостя [3, лл. 50, 52-53]. Одновременно были оповещены и жители населенных пунктов, лежащих на новом пути следования Алексея Александровича.

Наконец, стало известно, что великий князь выедет из Томска 27 июня и, учитывая обыденную практику затраченного времени на пройденный путь для судов подобного класса, прибудет в Тобольск не позднее 1-2 июля. Теперь, имея на руках точный маршрут, властям не составляло труда вычислить действительное время прохождения пароходов высокого гостя через определенные населенные пункты губернии. В свою очередь это позволяло губернским, уездным и волостным чиновникам, учитывая желание князя, более детально распланировать объекты посещения в пределах самих селений и городов. Так, в Тобольске в их число попали Кафедральный собор, каторжная тюрьма, городской лазарет, различные богоугодные заведения, Мариинская женская школа. Одновременно реанимировался негласный протокол встречи для представителя царских кровей – от радушного приема до торжественных проводин (официальная встреча с хлебом-солью, городские обеды и ужины, светские рауты, вечерний бал, ночная иллюминация). Также администрация заранее озаботилась приглашением к тобольской пристани всех высших ведомственных лиц края: воинского начальника, председателя губернского суда, губернского прокурора, управляющего почтовой частью, инспектора врачебной управы, архипастыря и т. д. [3, лл. 62-63об., 67-70, 76-77].

Таким образом, в губернии на момент проезда Алексея Александровича сложился определенный протокол встречи членов царствующей династии, которого местные власти безоговорочно и негласно придерживались. Официальная церемония перетекала в празднично-общественную и завершалась народными гуляниями. Этому предшествовала длительная и кропотливая подготовка во всех предназначенных для встречи округах. Учитывались как важные этапы (транспорт, квартиры и пр.), так и второстепенные элементы (речи, подарки, приглашения, украшения и др.). Ситуация усугублялась тем, что практически до последнего момента не было известно ни время прибытия великого князя в пределы губернии, ни точного маршрута по ее территории. Однако, несмотря на это, сложившийся регламент мероприятия не был нарушен, и своеобразный ритуал подготовки, как и последующая встреча, были соблюдены в полной мере.


Библиографический список
  1. Валитов А.А., Дианов С.А., Томилов И.С., Федотова Д.Ю. Посещение великим князем Владимиром Александровичем Западной Сибири как часть ритуала легитимизации власти правящего дома Романовых // Былые годы. 2015. Т. 37. Вып. 3. С. 558-563.
  2. Томилов И.С. Отражение путешествия Великого князя Владимира Александровича по Западной Сибири на страницах «Тобольских губернских ведомостей» // Тобольск научный – 2014: Мат. XI Всерос. науч.-практ. конф. (с межд. уч.). Тобольск, 7-8 ноября 2014 г. С. 201-205.
  3. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный    архив в г. Тобольске» (далее ГБУТО «ГА в г. Тобольске). Ф. И152. Оп. 44. Д. 86.
  4. Свод законов Российской империи. Издание 1857 г. Т. XII. Ч. 1. Почтовый устав (Свод учреждений и уставов почтовых). СПб., 1857. С. 31-32.
  5. Томилов И.С. Посещение великими князьями Тобольской губернии во второй половине XIX в. // Мат. XV Всерос. науч.-практ. конф. «Романовские чтения» (Екатеринбург-Алапаевск, 16-17 июля 2015 г.). С. 244-251.
  6. Томилов И.С. Ритуализм в посещении великим князем Алексеем Александровичем Тобольской губернии в 1873 г. // Тобольск научный – 2013: Мат. X Всерос. науч.-практ. конф. (с межд. уч.). Тобольск, 25-26 октября 2013 г. С. 337-340.
  7. Тобольские губернские ведомости. 9 июня 1873 г. № 23. С. 1.


Все статьи автора «Томилов Игорь Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: