Государство, претендующее на звание правового, должно определять в качестве важнейшей задачи формирование высокого уровня правосознания, правовой культуры и социально-правовой активности граждан. Достаточно высокий уровень правового нигилизма в России – это не только исторически обусловленное явление, но и показатель низкой эффективности осуществляемой правовоспитательной работы с населением. Будучи компонентом идеологической функции государства, правовое воспитание отражает результативность её осуществления. Недостаточность усилий, предпринимаемых для осуществления правового воспитания, свидетельствует либо о несформированности государственной идеологии в правовой сфере, либо является показателем игнорирования права как социального регулятора со стороны государственных идеологов. Современное российское государство, направляя свои устремления на построение правового государства, должно усилить свою идеологическую функцию, в том числе сделать работу по правовому воспитанию организованной, систематизированной и всеохватывающей.
Важнейшим требованием общества в условиях построения демократии, развития правовых институтов является профессионализм людей, представляющих государственную власть. Это относится и к сотрудникам органов внутренних дел.
Любые профессионально значимые качества формируются в результате целенаправленной работы по профессиональной подготовке, одним из направлений которой является профессионально-правовое воспитание, направленное на формирование профессионального правосознания и правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.
Следует отметить, что фактически при осуществлении воспитательной работы в органах внутренних дел основные усилия направлены на нравственное и патриотическое воспитание, при этом правовому воспитанию уделяется незаслуженно мало внимания. Между тем, правовое воспитание в органах внутренних дел должно иметь профессиональную направленность, то есть целью правового воспитания сотрудника органов внутренних дел является формирование профессионального правосознания и профессиональной правовой культуры, а также преодоление деформаций правосознания, которые также часто носят профессиональный характер.
Профессионально-правовое воспитание и образование сотрудников органов внутренних дел должно рассматриваться как часть общегосударственной системы правового воспитания, образования и просвещения. На сегодняшний день в России такой системы нет, т.е правовоспитательные мероприятия, которые осуществляются на разных уровнях общества, разрозненны и потому малоэффективны. Проблема формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел не стояла бы так остро, если бы правосознание молодых граждан формировалось должным образом ещё до их поступления на службу. В идеале правовое воспитание, осуществляемое в органах внутренних дел в отношении сотрудников, должно являться продолжением правового воспитания, проводившегося на предыдущем этапе: в учебном заведении, армии, трудовом коллективе и т. д. Только таким образом, поэтапно формируя правовые установки и ценностные ориентации, совершенствуя правовые знания и развивая правореализационные навыки на разных стадиях социализации индивида, можно существенно повысить качество правосознания и правовой культуры общества в целом и, соответственно, сформировать полноценную базу для воспитания сотрудника органов внутренних дел как профессионала высокого уровня.
Как и любая другая форма воспитания, правовое воспитание – это целенаправленный процесс, осуществляемый планомерно, системно, организованно, непрерывно, предусматривающий воздействие на сознание индивидов совокупности различных воспитательных форм, средств и методов с целью формирования необходимых знаний, умений, установок, ценностных ориентации, убеждений, потребностей, привычек и т. д. Цели, задачи, принципы, формы и методы правового воспитания в органах внутренних дел определяются не только потребностями общества, но и его реальным состоянием, а также особенностями профессии, правовым и социальным положением сотрудников этих органов. Необходимо принимать во внимание наличие серьёзных проблем в уровне общественного правосознания, в организации работы органов внутренних дел, в качественном составе кадров, в отношениях сотрудников с населением и отношении населения к ним, в уважении к профессии сотрудника органов внутренних дел и т. д.
Цель правового воспитания, осуществляемого в отношении сотрудников органов внутренних дел должна соотноситься с общей целью воспитательной работы в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел, состоящей в формировании и развитии личности сотрудника как гражданина и профессионала, обладающего высокими нравственно-этическими и мировоззренческими качествами; в сплочении коллективов учреждений, органов, подразделений, групп и развитие их до уровня воспитывающих коллективов; в мобилизации личного состава на качественное решение оперативно-служебных и служебно-боевых задач [1, с. 119].
Необходимо отметить, что вопросам правового воспитания уделялось достаточно внимания в советское время и многие рекомендации по правовому воспитанию, предлагавшиеся советскими авторами, не потеряли своей значимости и сегодня. Абстрагируясь от особенностей советской идеологии, пронизывающей все стороны общественной жизни, имеет смысл принять их в расчёт, усовершенствовав в соответствии с современными потребностями и возможностями. Практикой были выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д. [2, с. 97].
Соревнование было повсеместно распространено в советские годы в форме социалистического соревнования. Сегодня деловое соревнование, состязательность в работе подразделений органов внутренних дел практически не обнаруживается. По мнению И.В. Сементьева, не только терминологически, но и концептуально на смену социалистическому соревнованию не создано замены, не сформирован механизм организации соревнования. Соревнование развивается стихийно, не принимая определенных организационных форм, и поэтому не может в полной мере реализовать свой потенциал [3, с. 259]. Между тем, хорошо организованное соревнование формирует правовую активность, творческое отношение к выполнению своих функциональных обязанностей.
В числе методов правового воспитания В.В. Стреляева выделяет метод положительного примера и считает его наиболее действенным методом воспитания. Психологической основой положительного примера является тяга к подражанию, стремление копировать те действия и поступки, которые кажутся значительными и укрепляют достоинство [4, с. 81]. Действительно, пример лица, являющегося для воспитуемого авторитетом, способен оказать сильное воспитывающее воздействие. Поэтому немаловажную роль в воспитании сотрудников органов внутренних дел играет личный пример руководителя, особенно в отношении строгого и точного соблюдения законов и иных нормативно-правовых актов. Однако сочетание личного примера и требовательности не даст позитивных результатов, если имеет место несоответствие между словом и делом начальника. Любые служебные требования, исходящие от руководителя должны выполняться также и им самим; недопустимо и предъявление противоречащих друг другу требований.
Между всеми методами, используемыми в воспитательном процессе, существует тесная взаимосвязь. Успех в правовом воспитании достигается не увлечением каким-либо одним методом, приёмом, а творческим применением всех средств, форм и методов в их логической взаимосвязи.
Важнейшей частью правового воспитания является правовое обучение. Несмотря на то, что в идеале правоприменитель – это носитель профессионального правосознания, имеющий высокий уровень формализованных правовых знаний и глубокое понимание правореализационнных процессов, на практике это далеко не всегда соответствует действительности. Если сотрудник не получил высшего юридического образования, он будет вынужден затратить определённое время на приобретение необходимых знаний. Ни для кого не секрет, что в органах внутренних дел нехватка кадров, в том числе не хватает квалифицированных специалистов. Иногда процесс правового обучения приходится начинать с нуля, проводя краткую первоначальную подготовку в учебных центрах МВД.
Незаслуженно забытыми оказались такие средства правового воспитания как правовая пропаганда и агитация. Под пропагандой понимается систематическое, целенаправленное распространение определенных идей, с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и поведение объектов воздействия. Пропаганда стимулирует, снабжает готовыми установками и побуждает к реакции в нужном направлении [5, с. 120].
Агитация также является мощным средством воздействия на сознание. Сегодня она может быть реализована в новых формах. В органах внутренних дел имеются и успешно используются возможности для разработки агитационных продуктов и их передачи подразделениям в электронной форме с последующей распечаткой и соответствующим оформлением (стенды, плакаты) либо для непосредственного воспроизведения с помощью технических средств.
Реализация организационных форм и средств правового воспитания в органах внутренних дел (правовое обучение, правовая практика, правовая пропаганда и агитация, правовое самовоспитание, индивидуальная, правовоспитательная работа) должна быть направлена не только на сотрудников от некоего воспитывающего субъекта, она должна исходить и от них самих. То есть сотрудник должен в процессе своей деятельности осуществлять правовоспитательную работу с населением, тем самым более полно усваивая правовые принципы и нормы, глубже вникая в суть правореализационных процессов, развивая собственную творческую активность. Поэтому такая форма как правовое самовоспитание, которая может быть успешно реализована только по инициативе самого сотрудника, вполне совместима с работой по правовому просвещению населения, правовой пропаганде, агитации и т. д. Улучшению взаимодействия органов внутренних дел с населением, устранению отчуждённости правоохранительных органов от общества, будут способствовать современные формы виртуального информирования и общения, созданные по модели электронного правительства.
Подводя итоги, следует заметить, что любые формы, средства, методы, применяемые в воспитательной работе сотрудников ОВД, должны быть адекватны происходящим в жизни общества изменениям и учитывать влияние этих изменений на процесс познания индивидом правовой действительности. Кроме того, важным направлением в правовом воспитании сотрудников внутренних дел является их сближение с населением и устранение укоренившейся отчуждённости граждан и правоохранительных органов, к реальному взаимодействию.
Библиографический список
- Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел / под. ред. В.Я. Кикотя, A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 513 с.
- Лескова И.В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности // Государство и право. 2007. №4. С. 95-99.
- Сементьев И.В. Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства среди курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России как одна из форм активной воспитательной работы // Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: Сборник материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России. М.: ЦОКР МВД России, 2008. 548 с.
- Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006.
- Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук. проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2008. 456 с.