УДК 340.114.5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Чернова Эльвира Рамилевна
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы правового воспитания работников органов внутренних дел. Отмечено, что успех в правовом воспитании достигается применением всех средств, форм и методов в их логической взаимосвязи.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правосознание, сотрудники органов внутренних дел


THEORETICAL PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS

Chernova Elvira Ramilevna
Sterlitamak Branch of Bashkir State University
Associate Professor of Theory and History of State and Law

Abstract
The article examines the legal education of law enforcement officers. Noted that success in the legal education is achieved by using all means, forms and methods in their logical relationship.

Библиографическая ссылка на статью:
Чернова Э.Р. Теоретические проблемы правового воспитания сотрудников органов внутренних дел // Политика, государство и право. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/11/1064 (дата обращения: 13.07.2023).

Государство, претендующее на звание правового, должно определять в качестве важнейшей задачи формирование высокого уровня правосознания, правовой культуры и социально-правовой активности граждан. Достаточно высокий уровень правового нигилизма в России – это не только исторически обу­словленное явление, но и показатель низкой эффективности осуществляемой правовоспитательной работы с населением. Будучи компонентом идеологи­ческой функции государства, правовое воспитание отражает результатив­ность её осуществления. Недостаточность усилий, предпринимаемых для осуществления правового воспитания, свидетельствует либо о несформированности государственной идеологии в правовой сфере, либо является пока­зателем игнорирования права как социального регулятора со стороны госу­дарственных идеологов. Современное российское государство, направляя свои устремления на построение правового государства, должно усилить свою идеологическую функцию, в том числе сделать работу по правовому воспитанию организованной, систематизированной и всеохватывающей.

Важнейшим требованием общества в условиях построения демократии, развития правовых институтов является профессионализм людей, представ­ляющих государственную власть. Это относится и к сотрудникам органов внутренних дел.

Любые профессионально значимые качества формируются в результате целенаправленной работы по профессиональной подготовке, одним из направлений которой является профессионально-правовое воспитание, направленное на формирование профессионального правосознания и правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.

Следует отметить, что фактически при осуществлении воспитательной работы в органах внутренних дел основные усилия направлены на нравственное и патриотическое воспитание, при этом правовому воспитанию уде­ляется незаслуженно мало внимания. Между тем, правовое воспитание в органах внутренних дел должно иметь профессиональную направленность, то есть целью правового воспитания сотрудника органов внутренних дел явля­ется формирование профессионального правосознания и профессиональной правовой культуры, а также преодоление деформаций правосознания, кото­рые также часто носят профессиональный характер.

Профессионально-правовое воспитание и образование сотрудников органов внутренних дел должно рассматриваться как часть общегосударственной системы правового воспитания, образования и просвещения. На сего­дняшний день в России такой системы нет, т.е правовоспитательные меро­приятия, которые осуществляются на разных уровнях общества, разрозненны и потому малоэффективны. Проблема формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел не стояла бы так остро, если бы правосознание молодых граждан формировалось должным образом ещё до их поступления на службу. В идеале правовое воспитание, осуществ­ляемое в органах внутренних дел в отношении сотрудников, должно являться продолжением правового воспитания, проводившегося на предыдущем эта­пе: в учебном заведении, армии, трудовом коллективе и т. д. Только таким образом, поэтапно формируя правовые установки и ценностные ориентации, совершенствуя правовые знания и развивая правореализационные навыки на разных стадиях социализации индивида, можно существенно повысить каче­ство правосознания и правовой культуры общества в целом и, соответствен­но, сформировать полноценную базу для воспитания сотрудника органов внутренних дел как профессионала высокого уровня.

Как и любая другая форма воспитания, правовое воспитание – это целенаправленный процесс, осуществляемый планомерно, системно, организованно, непрерывно, предусматривающий воздействие на сознание индивидов совокупности различных воспитательных форм, средств и методов с целью формирования необходимых знаний, умений, установок, ценностных ориен­тации, убеждений, потребностей, привычек и т. д. Цели, задачи, принципы, формы и методы правового воспитания в органах внутренних дел определяются не только потребностями общества, но и его реальным состоянием, а также особенностями профессии, правовым и социальным положением сотрудников этих органов. Необходимо принимать во внимание наличие серьёзных проблем в уровне общественного правосознания, в организации работы органов внутренних дел, в качественном составе кадров, в отношениях сотрудников с населением и отношении населения к ним, в уважении к профессии сотрудника органов внутренних дел и т. д.

Цель правового воспитания, осуществляемого в отношении сотрудни­ков органов внутренних дел должна соотноситься с общей целью воспита­тельной работы в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел, состоящей в формировании и развитии личности сотрудника как гражданина и профессионала, обладающего высокими нравственно-этическими и мировоззренческими качествами; в сплочении коллективов учреждений, органов, подразделений, групп и развитие их до уровня воспитывающих коллективов; в мобилизации личного состава на качественное решение оперативно-служебных и служебно-боевых задач [1, с. 119].

Необходимо отметить, что вопросам правового воспитания уделялось достаточно внимания в советское время и многие рекомендации по правовому воспитанию, предлагавшиеся советскими авторами, не потеряли своей значимости и сегодня. Абстрагируясь от особенностей советской идеологии, пронизывающей все стороны общественной жизни, имеет смысл принять их в рас­чёт, усовершенствовав в соответствии с современными потребностями и возможностями. Практикой были выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы как лекционная пропаганда, всевозможные лекто­рии по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.  [2, с. 97].

Соревнование было повсеместно распространено в советские годы в форме социалистического соревнования. Сегодня деловое соревнование, состязательность в работе подразделений органов внутренних дел практически не обнаруживается. По мнению И.В. Сементьева, не только терминологиче­ски, но и концептуально на смену социалистическому соревнованию не соз­дано замены, не сформирован механизм организации соревнования. Сорев­нование развивается стихийно, не принимая определенных организационных форм, и поэтому не может в полной мере реализовать свой потенциал  [3, с. 259]. Между тем, хорошо организованное соревнование формирует правовую активность, творческое отношение к выполнению своих функциональных обязан­ностей.

В числе методов правового воспитания В.В. Стреляева выделяет метод положительного примера и считает его наиболее действенным методом воспитания. Психологической основой положительного примера является тяга к подражанию, стремление копировать те действия и поступки, которые кажутся значительными и укрепляют достоинство [4, с. 81]. Действительно, пример ли­ца, являющегося для воспитуемого авторитетом, способен оказать сильное воспитывающее воздействие. Поэтому немаловажную роль в воспитании со­трудников органов внутренних дел играет личный пример руководителя, особенно в отношении строгого и точного соблюдения законов и иных нор­мативно-правовых актов. Однако сочетание личного примера и требовательности не даст позитивных результатов, если имеет ме­сто несоответствие между словом и делом начальника. Любые служебные требования, исходящие от руководителя должны выполняться также и им самим; недопустимо и предъявление противоречащих друг другу требований.

Между всеми методами, используемыми в воспитательном процессе, существует тесная взаимосвязь. Успех в правовом воспитании достигается не увлечением каким-либо одним методом, приёмом, а творческим применени­ем всех средств, форм и методов в их логической взаимосвязи.

Важнейшей частью правового воспитания является правовое обучение. Несмотря на то, что в идеале правоприменитель – это носитель профессионального правосознания, имеющий высокий уровень формализованных правовых знаний и глубокое понимание правореализационнных процессов, на практике это далеко не всегда соответствует действительности. Если со­трудник не получил высшего юридического образования, он будет вынужден затратить определённое время на приобретение необходимых знаний. Ни для кого не секрет, что в органах внутренних дел нехватка кадров, в том числе не хватает квалифицированных специалистов. Иногда процесс правового обу­чения приходится начинать с нуля, проводя краткую первоначальную подго­товку в учебных центрах МВД.

Незаслуженно забытыми оказались такие  средства правового воспитания как правовая пропаганда и агитация. Под пропагандой понимается систематическое, целенаправленное рас­пространение определенных идей, с целью оказания влияния на мнения, чувства, со­стояния и поведение объектов воздействия. Пропаганда стимулирует, снаб­жает готовыми установками и побуждает к реакции в нужном направлении [5, с. 120].

Агитация также является мощным средством воздействия на сознание. Сегодня она может быть реализована в новых формах. В органах внутренних дел имеются и успешно используются возможности для разработки агитационных продуктов и их передачи подраз­делениям в электронной форме с последующей распечаткой и соответст­вующим оформлением (стенды, плакаты) либо для непосредственного вос­произведения с помощью технических средств.

Реализация организационных форм и средств правового вос­питания в органах внутренних дел (правовое обучение, правовая практика, правовая пропаганда и агитация, правовое самовоспитание, индивидуальная, правовоспитательная работа) должна быть на­правлена не только на сотрудников от некоего воспитывающего субъекта, она должна исходить и от них самих. То есть сотрудник должен в процессе своей деятельности осуществлять правовоспитательную работу с населени­ем, тем самым более полно усваивая правовые принципы и нормы, глубже вникая в суть правореализационных процессов, развивая собственную твор­ческую активность. Поэтому такая форма как правовое самовоспитание, ко­торая может быть успешно реализована только по инициативе самого со­трудника, вполне совместима с работой по правовому просвещению населе­ния, правовой пропаганде, агитации и т. д. Улучшению взаимодействия органов внутренних дел с населением, устранению отчуждённости правоохранительных органов от общества, будут способствовать современные формы виртуального информирования и общения, созданные по модели электронного правительства.

Подводя итоги, следует заметить, что любые формы, средства, методы, применяемые в воспитательной рабо­те сотрудников ОВД, должны быть адекватны происходящим в жизни общества изменениям и учитывать влияние этих изменений на процесс познания индивидом право­вой действительности. Кроме того, важным направлением в правовом воспитании сотрудников внутренних дел является  их сближение с на­селением и устранение укоренившейся отчуждённости граждан и правоох­ранительных органов, к реальному взаимодействию.


Библиографический список
  1. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел / под. ред. В.Я. Кикотя, A.M. Столяренко.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 513 с.
  2. Лескова И.В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности // Государство и право. 2007. №4.  С. 95-99.
  3. Сементьев И.В. Организация и проведение конкурсов профессионального мас­терства среди курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России как одна из форм активной воспитательной работы // Реформирование системы воспита­тельной работы в образовательных учреждениях МВД России: Сборник материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом об­разовательных учреждений МВД России. М.: ЦОКР МВД России, 2008. 548 с.
  4. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государ­ства. Дисс. … канд. юрид. наук.  М., 2006.
  5. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внут­ренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук. проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2008. 456 с.


Все статьи автора «Чернова Эльвира Рамилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: