БЕЙШЕМБАЕВА А.Р., ТУЛЕЕВ Р.ДЖ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: ,


БЕЙШЕМБАЕВА А.Р., ТУЛЕЕВ Р.ДЖ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2012/07/463 (дата обращения: 14.07.2023).

Тулеев Р.Дж. слушатель

магистерской программы МРА 1-го курса дневного обучения

Академии управления при Президенте КР

Научный руководитель:

к.ф.н. доц. Бейшембаева А.Р.

кафедра “Государственное и муниципальное управление” АУПКР

 

Кыргызская Республика переживает трудные времена и на сегодняшний день скопилась масса проблем, практически, во всех сферах общественной жизни. Это и низкий уровень жизни населения, и массовая безработица, и нравственный кризис нации и многое другое.

Но это лишь последствия, проблемы, которые невозможно решить без определенных усилий. Вышеперечисленные проблемы должны решаться правительством страны, так как, они относятся к функциям государственной власти. Эти проблемы являются следствием необоснованной политики и проблемами самой государственной власти. Невозможно бороться в отдельности с безработицей, инфляцией, бедностью и прочими проблемами, так как, они взаимосвязаны.

В нашей стране существует ряд проблем в системе государственного управления: проблемы связанные с бюджетной неэффективностью государственного управления, кадровые проблемы и проблемы административно-политические.

Проблемы неэффективного использования бюджетных средств, администрирования самого бюджета. Около 15% Государственного бюджета тратится на содержание государственного аппарата, при этом на здравоохранение, к примеру,  уходит почти 10%.[1] Это говорит о том, что необходимо разработать индикаторы и систему оценки эффективности работы органов государственной власти, прежде чем содержать эту огромную армию государственных служащих. Тем более, учитывая острую ограниченность ресурсов Кыргызской Республики, упор нужно делать на эффективность, в особенности при использовании бюджетных ресурсов.

Очень серьезно стоит проблема кадров государственного управления, которая связана скорее с кадровой политикой, нежели нехваткой трудовых ресурсов. У нас в стране есть такая «кузница» кадров государственного управления как Академия управления при Президенте КР и еще ряд ВУЗов, готовящих каждый год новых специалистов, но эти кадры либо не хотят работать по специальности, либо не могут.

Со слов заместителя главы Государственной кадровой службы КР А. Болотбаева, в  Кыргызстане разработана концепция модернизации государственной службы,  цель которой  - вернуть доверие народа к госслужбе. «Суть концепции заключается в улучшении системы управления. Чем она лучше, тем меньше коррупционных проявлений. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что происходит большой отток кадров в частный бизнес, международные организации. В итоге приходят неквалифицированные кадры, которых надо обучать, что сказывается на уровне госслужбы, – сказал Асылбек Болотбаев[2].

И еще одна очень важная проблема – это административно-политическая система, которая осталась нам в наследство от Советского союза. Она, конечно, преобразована, но работает также по принципу директивно-распорядительного управления. Учитывая малочисленность населения и небольшие размеры территории, можно предположить, что и управлять государством намного легче. Однако,  система государственного управления Кыргызской Республики, представляет собой смешанную модель западных систем с советской. При этом областные и районные государственные администрации используются как административный ресурс на выборах, министерства разрабатывают отраслевую политику, но каждые территориальные государственные администрации (областные, районные) исполняют политику не министерств, которые не имеют «рычагов давления», а Президента (Премьер-министра), в чьем подчинении и находятся.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того чтобы воплотить это в действительность, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».[3]

На практике, в «чистом» виде ни один из подходов не применяется, они применяются в смешанном виде и все зависит от того, какой из подходов является доминирующим. В США доминирует менеджеристский подход[4], в Германии правовой[5], а в Кыргызской Республике, к сожалению, не применяются на должном уровне ни один из вышеперечисленных подходов.

Конечно, менталитет играет очень важную роль при выборе доминанта одного из подходов, но все же не единственную. Намного большую роль играет политическая воля и политическая личность. Только сильная политическая личность может создать систему, основанную на одном из доминирующих принципов, которая разрушит этот порочный круг коррупции и трайболизма, «завуалированного» национальным менталитетом.

Основными причинами коррупции в государственной службе являются низкая зарплата сотрудников, низкий уровень контроля над госслужащими и недостаточный уровень воздействия на них (наказание). «Мы занимаем одно из последних мест в мировом рейтинге коррупции. В настоящее время наши позиции стали хуже, чем в 2003 году, когда впервые в Кыргызстане оценили уровень воздействия коррупции, – отметил А. Болотбаев[6].

Учитывая то, что в Кыргызской Республике очень сильно ограничены ресурсы, их рациональное использование возможно только посредством менеджеристского подхода как доминирующего. При этом, принципы менеджмента, безусловно, улучшили бы качество и эффективность государственного управления.

Государственный менеджмент – как новая управленческая политика должна включать следующие функции:

  • Стратегическое планирование;
  • Организация;
  • Государственный маркетинг (кадровый, политический, экономический, геополитический);
  • Контроль;
  • Реформирование.

Теперь подробнее об этих функциях. Стратегическое планирование  которое будет охватывать временной период не менее 20 лет. Эта стратегия должна способствовать стабилизации государственного управления и включать в себя альтернативы развития страны.

Функция организации представляет собой процесс формирования структуры Правительства, министерств и ведомств, административно-территориальное устройство.

Государственный маркетинг – функция, обеспечивающая качественными кадрами все государственные органы, создание положительного имиджа страны, создание благоприятного инвестиционного климата.

Контроль необходим для сопоставления планируемых показателей с фактическими и последующей их корректировке. Этой корректировкой и будет проведение реформирования системы государственного управления для устранения всех погрешностей, отклонений и недоработок.

Новая политика также должна учитывать правовой принцип и политический принцип государственного управления, но в большей степени акцент должен делаться на сам процесс управления, т.е. менеджмент. Только менеджмент способен эффективно бороться с коррупцией, не посягая на права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Кыргызской Республики.

 

Список использованной литературы:

  1. По данным Национального статистического комитета.
  2. «24.kg» 06/04/11 13:34, Бишкек – ИА.
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии//Энциклопедия электронного правительства// http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  4. Воронцов А.А. Методы анализа и оценки государственных программ в США. – М., 1986. С.32.
  5. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учеб. пособие. М.: Логос, 1998.  С. 45.

[1] По данным Национального статистического комитета.

[2] «24.kg» 06/04/11 13:34, Бишкек – ИА

[3] Материал из Википедии — свободной энциклопедии//Энциклопедия электронного правительства// http://ru.wikipedia.org/wiki/

[4] Воронцов А.А. Методы анализа и оценки государственных программ в США. – М., 1986.

[5] Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учеб. пособие. М.: Логос, 1998.  С. 45.

[6] «24.kg» 06/04/11 13:34, Бишкек – ИА.



Все статьи автора «Rasul Tuleev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: