При переходе к новым рыночным инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемым в мировой практике, возникла необходимость изменения организации автотранспортных сетей и таможенного контроля товаров ввозимых на территорию и вывозимых из территории Монголии автотранспортом.
Автодорожная сеть Монголии в общем (включая и государственные и местные дороги) составляет около 49000 километров, связывающих центры 21 аймаков и 160 более мелких поселений (аймак и сум).
В Монголии существуют две административные классификации дорог:
- Государственные дороги, предназначенные для сообщения Улан-Батора с центрами аймака, важными городами и пунктами пересечения границы:
- Местные дороги, предназначенные для транспортных сообщений между центрами аймака и сум. Протяженность государственных дорог составляет около 11063 км, а местных 38 187 км.
Большинство дорог Монголии – это плохо обработанные гравийные или грунтовые дороги, при этом 75,6% государственных дорог и 97,7% местных дорог относятся к грунтовым дорогам.
В меры принятые для развития этого глобального вопроса со стороны государственных транспортных органов вступает в силу следующие правовые документы:
- Транзитное соглашение с Российской Федерацией /1991г. г./
- Транзитное соглашение с Китаем /1991г. г./
- Соглашение об автодорожных перевозках с Китаем / июнь 1991г. /
/ на практике монгольские грузовикам все еще запрещен въезд в Китай, а китайские грузовики могут въезжать в Монголию по крайней мере до пограничного города крайней мере до пограничного города/
- Соглашение об автодорожных перевозках с Российской Федерацией / февраль 1996г./ по которому российские и монгольские грузовики могут перевозить товары на территорию обеих стран.
- Монголия на данный момент проводит переговоры по предлагаемому проекту транзитного соглашения между Китаем, Монголией и Российской Федерацией, где ЮНКТАД будет выступать фасилитатором.
- 1 октября 2002 г. Монголия присоединилась к Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжек МДП / Конвенция ТИР,1975 г/
- 1 апреля 2004 г. Конвенция ТИР вступила в силу в отношении Монголии. МСАТ уполномочил Национальную ассоциацию автомобильного транспорта /НАРТАМ/ в качестве выдающей ассоциацией книжек МДП.
Внедрение международных соглашений и развитие международных автотранспортных перевозок имеет для Монголии следующие преимущества:
- Полный сбор таможенных налогов и пошлин
- Не будет необходимости в физическом досмотре транзитных товаров
- Облегчение транзита за счет применения стандартизированных процедур контроля и документации
- Перевозчики Монголии смогут сотрудничать с международными перевозчиками
- Возможность перевоза товаров через международные границы с минимальными препятствиями
- Упрощение документации
- Не будет необходимости в гарантийном депозите на транзитных границах
- В результате развития международых перевозок, состояние дорог и дорожная инфраструктура в Монголии будет иметь возможность к быстрому развитию.
- Рост торгового оборота и грузовых перевозок в Монголию. Влияние на внешнеэкономическую деятельность страны.
- Сотрудничество с международными транспортными организациями приведет к развитию и обмену опытом.
Данные по пассажирам, транспортным средствам, грузам, пересекшим пограничные пункты Монголии на 2011 год:
Транспортные средства / тыс./ |
Число пассажиров/ тыс./ |
Грузы /тыс.тонн/ |
|||||||
Вьезд |
Выезд |
Всего |
Вьезд |
Выезд |
Всего |
Импорт |
Экспорт |
Всего |
|
РФ |
55.1 |
54.3 |
109.4 |
186.9 |
180.8 |
367.7 |
52.6 |
6.9 |
59.5 |
КНР |
312.2 |
306.9 |
619.1 |
515.1 |
523.5 |
1028.6 |
1039.1 |
19369 |
20408.1 |
Всего |
367.2 |
361.2 |
728.5 |
702 |
704.2 |
1406.2 |
1091.7 |
19375.9 |
20467.6 |
Региональные таможенные управления, таможенные посты – это составная часть государственного органа, обеспечивающего исполнение таможенного законодательства, как особой функции государства.
На территории Монголии действуют 22 пограничных пункта. Из них 10 граничат с Российской Федерацией. А именно: ПП. Цагааннуур, Боршоо, Тэс, Арцсуурь, Ханх граничат с Республикой Тува, ПП.Сухэбатор с Республикой Бурятия, ПП.Эрээнцав, Ульханмайхан граничат с Читинской республикой. На границе с КНР действуют ПП. Даян, Байтаг, Булган, Бургастай, Замын-Ууд, Хавирга, Баянхошуу, Сумбэр, Шивээхурэн, Гашуунсухайт, Ханги и Бичигт.
Пункты таможенных постов на территории Монголии, предназначенных для таможенного контроля Монголии, и оформления грузов по книжкам МДП: ПП Булган, Цагааннуур, Боршоо, Алтанбулаг, Эрээнцав, Замын-Үүд.
В 1991 году Монголия присоединилась к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества, принятого в 1952 году и стала полноправным членом Совета таможенного сотрудничества. В 1994 году Совет таможенного сотрудничества был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО) и в настоящее время является одним из крупнейших межгосударственных организаций, объединяющих 178 стран-участниц.
Будучи членом Всемирной таможенной организации Монголия присоединилась к фундаментальным конвенциям таким как Конвенция о Гармонизированной системе в 1993 году, Истанбульская Конвенция о временном ввозе в 2002 году, Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в 2006 году.
Помимо Всемирной таможенной организации таможня Монголии тесно сотрудничает с рядом других международных организаций, в том числе, Всемирной Торговой Организацией, ООН, реализованы совместные программы и проекты с Евротаможней, а также с таможенными организациями Азиатско-тихоокеанского региона, связанные с изменениями таможенных функций в период перехода на рыночную экономику.
В функции таможенной службы входят:
- Пропаганда и обеспечение соблюдения таможенного законодательства, организация соответствующих мер по их претворению, обеспечение физических и юридических лиц необходимой информацией, организация обучения.
- Контроль за передвижением товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
- Осуществление таможенного оформления, начисление таможенных пошлин, налогов, иных таможенных платежей, обеспечение полноты их взимания.
- Обеспечение информационной безопасности, развитие информационной таможенной системы, создание базы данных для внедрения управления рисками, обеспечение конфиденциальности информации.
- Создание условий для обработки достоверной таможенной статистики внешней торговли
- Профилактика таможенных правонарушений, принятие мер по их пресечению.
- Осуществление внутриведомственного контроля таможенных органов
- Охрана интеллектуальной собственности и авторского права.
Внешнеторговая деятельность регулируется посредством таможенных налогов и тарифов, поскольку таможенным органам отведена основная роль взымания таможенной пошлины при ввозе или вывозе товаров, и тем самым формируют государственный бюджет. Одной из важнейших функций таможенных органов, закрепленных в таможенном законодательстве, является взымание, сбор внешнеторговых налогов и наполнение доходной части государственного бюджета. Доход от таможенных налогов и сборов, переведенных в государственный бюджет через Главное Таможенное Управление составляет до 40% государственного бюджета и 6% внутреннего валового продукта. Это свидетельствует о немаловажной роли таможни Монголии в развитии экономики страны.
В прошедшем 2011 году, в целях обеспечения Закона о бюджете, а именно исполнения функции таможни, как государственного органа по накоплению таможенных платежей, использовав в наибольшей мере таможенные ресурсы и возможности, таможня Монголии впервые в истории таможни наполнило доходную часть государственного бюджета на “ОДИН ТРИЛЛИОН” тугриков. Накопление в доходную часть государственного бюджета в 2011 году превысило общее поступление за 2004, 2005, 2006, 2007 годы вместе взятых, таможенных платежей в бюджет государства. Это событие напрямую связано как с ростом внешнеторгового оборота, так и с активными усилиями, приложенными таможенниками.
Создания условий для непрерывного таможенного контроля непосредственно на пограничных пунктах созданы 6 региональных лабораторий для экспертизы нефтепродуктов, алкогольных напитков, химических веществ, наркотических и психотропных веществ. А именно:
- Региональная таможенная лаборатория в Алтанбулаге Селенгинского таможенного управления
- Региональная таможенная лаборатория в таможенном управлении Баян-Ульгийского аймака
- Региональная таможенная лаборатория в таможенном управлении Восточного аймака
- Региональная таможенная лаборатория в таможенном отделении Бичигт
- Региональная таможенная лаборатория в Чойр таможенном управления Сайншанд
Все выше указанные факторы являются существенными в нынешнем положении развития международного автотранспортного перевоза.
Также существуют отрицательные факторы, которые влияют на развитие международных автомобильных перевозок:
- Статус Монголии как страны, не имеющей выхода к морю, расположенный в центре материка и удаленный от других стран и морских путей;
- Слаборазвитая автодорожная инфраструктура;
- Строгие и забюрократизированные правила и положения пограничного и таможенного контроля;
- Ненадежные перевозки по автодорогам России;
- Китай не присоединился к основным международным конвенциям по автоперевозкам, рекомендованным Резолюцией ЭСКАТО ООН 48/11;
- Не создана законодательная база для осуществления международных автоперевозок по внутренней сети автодорог Китая.
Для полного развития международной транспортной сети в Монголии необходимо:
- Завершение строительство автодорог международных транспортных коридоров, развивать придорожную инфраструктуру, создать логистические центры в крупных пунктах перехода (Замын Ууд, Алтанбулаг, Цагаануур, Булган) и крупные городские терминалы.
- Полная реализация проекта “Система электронного единого окна” для внешней торговли и развития инфраструктуры пограничных постов.
- Исследование и определение режимов перевозок экспортных полезных ископаемых и проблемы использования большегрузовых транспортных средств.
- Решение задач строительства асфальтированных дорог для перевозки экспортных минеральных ресурсов экологически безопасным путем.
- Решение и принятие новых законодательств о мерах пересечения международных транспортных средств и товаров на территории Монголии.