КОМАРОВ А.А. ПРИРОДА И МЕСТО НОРМ О НЕРЕОДОЛИМОЙ СИЛЕ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Ключевые слова: , ,


КОМАРОВ А.А. ПРИРОДА И МЕСТО НОРМ О НЕРЕОДОЛИМОЙ СИЛЕ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Keywords: criminal law, penal code, vis major


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2012/10/537 (дата обращения: 14.07.2023).

Комаров Антон Анатольевич,

канд. юрид. наук., доцент, Северо-Кавказский федеральный университет

Abstract: This articles traces the development a genealogy of Force Majeure in Criminal law. The article also distinguishes force majeure from other legal notions which serve to regulate the consequences of supervening events.

          Понятие непреодолимой силы (лат. vis major) как обстоятельства превосходящего по силе те человеческие возможности, которые можно ему противопоставить, а потому освобождающее от ответственности разработано как в теории права, так и применительно к отдельным его отраслям. В этом смысле особенно показательна тщательная проработка такого понятия в гражданском праве, поскольку оно было известно еще римскому частному праву классического периода, а позднее и гражданскому праву стран континентальной Европы, англо-американскому гражданскому праву.[1]

Подобная правовая конструкция несомненно должна была найти отражение и в рамках уголовного права. Поскольку непреодолимая сила препятствует проявлению свободы воли человека при выборе им преступного варианта поведения, сама она органично включается в институт обстоятельств исключающих преступность деяния.
Сама природа анализируемых обстоятельств в теории уголовного права оценивалась по-разному: как обстоятельства, исключающие общественную опасность), исключающие уголовную ответственность и наказуемость исключающие противоправность деяния) и др.[2]

Неизменным их свойством остается одно: подавляющее большинство правомерных поступков, исключающих преступность деяния, характеризуется качеством общественной полезности. В иных же случаях можно говорить не столько об общественной полезности, сколько о социальной допустимости поведения людей. Обстоятельствами, исключающими преступность деяния в силу отсутствия противоправности и (или) морального элемента, признаются действия, хотя и имеющие «внешнее» сходство с деяниями, предусмотренными уголовным кодексом, и выражающиеся в причинении вреда правоохраняемым интересам, но совершённые лицом при реализации своего субъективного права при защите или спасении себя, других лиц, а также имущества в случае угрозы причинения вреда и в воспитательных целях), при выполнении обязанностей и осуществлении властных полномочий с соблюдением условий их правомерности. Оживленная дискуссия относительно этого института уголовного права ведется до сих пор. Таким образом, становится особенно важным определить место непреодолимой силы среди прочих обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Очевидным фактом, о котором упоминается во многих источниках, является то, что термин «непреодолимая сила» в действующем уголовном законодательстве не употребляется. Однако как считают наиболее авторитетные ученые-криминалисты, под непреодолимой силой следует понимать такую ситуацию, когда под воздействием стихийных сил природы, животных, механизмов, людей или иных факторов и обстоятельств лицо не имеет возможности осуществить свое намерение и совершить определенные действия или оказывается вынужденным выполнить телодвижения, не обусловленные его волей.[3]

Как мы уже отметили сам термин, непреодолимая сила имеет более древнюю историю, нежели иные объекты нашего исследования, как то физическое либо психическое принуждение. На сегодняшний момент в отечественном уголовном законе присутствуют нормы, посвященные необходимой обороне (ст. 37); причинению вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38); крайней необходимости (ст. 39); физическому или психическому принуждению (ст. 40); обоснованному риску (ст. 41); исполнение приказа или распоряжения (ст. 42). Все они составляют единый институт. Однако если проследить за историческими реалиями развития отечественного уголовного права, то можно заметить, что проблема физического и психического принуждения как основания освобождения от уголовной ответственности широко обсуждалась даже в дореволюционной литературе. Но в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., ничего не говорилось непосредственно о физическом принуждении, хотя непреодолимая сила упоминалась.

Объяснением подобного факта может послужить то обстоятельство, что под понятие физического принуждения подпадали не только действия людей, но и силы природы, биологические процессы, совершающиеся в человеке, действия животного и пр.[4] Понятие принуждения, таким образом, в определенной мере отождествлялось с понятием непреодолимой силы.

Такое отождествление в некоторой мере до сих спор справедливо. К примеру, все описанные в уголовном законе обстоятельства можно отнести к двум основным группам: общественно полезные (необходимая оборона и задержание преступника) и все остальные, признаваемые правомерными, непреступными (но не общественно полезными).[5] В практике наиболее часто встречаются обстоятельства первой группы. Вторую группу составляют физическое или психическое принуждение и исполнение приказа или распоряжения. Такие обстоятельства характеризуются тем, что вред охраняемым законом интересам причиняется лицом помимо своей воли либо желания. Человек в такой ситуации лишается возможности руководить своими действиями либо же находится в процессе исполнения обязательного для него приказа или распоряжения, превращаясь, по сути, в механических исполнителей воли преступника. С этой точки зрения, подобные обстоятельства сходны условиям действия обстоятельств непреодолимой силы, которым человек не в состоянии противостоять. То есть классическому пониманию «форс-мажорных обстоятельств», данному в пункте 3 ст. 401 ГК РФ.

Таким образом,  можно заключить, что названные проявления конкретных жизненных обстоятельств, закрепленных в главе 8 УК, являются частными случаями обстоятельств непреодолимой силы наличие которых в том или ином виде находит отражение во всех отраслях российского права.


[1] В. М. Зайцева. Понятие непреодолимой силы в общей теории права и в международном праве: сравнительный аспект. Удмуртский государственный университет. – 30.03.2007. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1251549

[2]Ч. И. Зарипова. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния / Вестник ТИСБИ, 2007. – № 4. – С. 41.

[3] Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении – Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2002. – С. 58.

[4] См., например: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая Т. 1. М.: Наука, 1994. – С. 226-227.

[5]См.: Баулин Ю.В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Харьков, 1991.  – С.  48.



Все статьи автора «Комаров Антон Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: