УДК 34

САМОЗАЩИТА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ

Казакова Е.Б.
Пензенский государственный университет
К.ю.н., доцент кафедры «Частное и публичное право»

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы самозащиты в предпринимательской деятельности и при осуществлении ненадлежащей рекламы.

Ключевые слова: ненадлежащая реклама, предпринимательская деятельность, самозащита


SELF-DEFENSE IN BUSINESS AND IN THE EXERCISE OF IMPROPER ADVERTISING

Kazakova E.B.
Penza State University
Ph.D., associate professor of "Private and Public Law"

Abstract
This article is about self-defense in business and in the exercise of improper advertising.

Библиографическая ссылка на статью:
Казакова Е.Б. Самозащита в предпринимательской деятельности и при осуществлении ненадлежащей рекламы // Политика, государство и право. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/01/609 (дата обращения: 11.09.2024).

Самозащита стала также одним из важнейших компонентов многих сторон предпринимательской деятельности. Положения ст. 14 ГК РФ являются правовым основанием для самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предприниматель­ской деятельности в любых ситуациях. Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечи­вающие защиту его интересов от возможных посягательств[1].

Вместе с тем, не меньшее значение институт самозащиты имеет для потребителей. Разновидностью самостоятельной защиты ин­формационных прав гражданами в современных условиях высту­пает самозащита прав потребителями ненадлежащей рекламы. Большое количество нарушений прав потребителей благодаря ненадлежащей рекламе го­ворит о наличии существенных проблем в данной области[2].

Проведя исследование данных вопросов, Л.А. Сиятскова и М.В. Баранова пришли к выводу, что значение самозащиты потребителей от воздействия и неблагоприятных последствий ненадлежащей рекламы в современной России обусловливается следующими конкретными обстоятельствами.

Во-первых, слабостью государственной защиты потребителей товаров и услуг от ненадлежащей рекламы, неэффективностью государственного контроля за соблюдением всеми участниками рек­ламной деятельности действующего законодательства о рекламе. В немалой степени это связано с частым реформированием государственных органов, призванных осуществлять контроль за реализацией законодательства о рекламе, с дублированием функций и «пересечением» компетенции в этой сфере сразу несколь­ких органов федеральной исполнительной власти.

Во-вторых, почти полным разрушением ранее активно действовавшей системы общественных организаций по защите прав потребителей.

В-третьих, отсутствием уверенности у потребителей ненадле­жащей рекламы в желании и реальных возможностях отечествен­ной правоохранительной системы защиты их права, т.е. так называемый «кризис доверия» к судебной власти.

В-четвертых, существованием многочисленных пробелов и иных дефектов действующей в России нормативно-правовой базы рек­ламной деятельности. Явной и весьма серьезной политико-юри­дической и морально-психологической ошибкой стало исключе­ние в 2003 году из Уголовного кодекса РФ ст. 182 «Заведомо ложная реклама»[3].

В-пятых, ростом, объемом и агрессивностью обрушивающейся на граждан ненадлежащей рекламной информации, противостоять которой без некоторого минимума знаний, определенной подготовленности, психологической стойкости весьма затруднительно[4].

Мировой практике известны самые различные способы самозащиты потребителями собственных прав, нарушаемых ненадлежащей рекламой. Крайние формы эта самозащита приобрела в движении глобалистов, которые неоднократно устраивали в разных странах настоящие погромы рекламных щитов и тумб.

Отсутствие должной нормативной регламентации порождает многообразные «вывихи» и «перекосы» самозащиты прав потребителями ненадлежащей рекламы. Для того чтобы повысить уровень защищенности потребителя от ненадлежащей рекламы, необходимы комплексные исследования базовых категорий правового регулирования рекламной деятельности, установление их смысла, определение места в совре­менном российском праве. Другой причиной, объясняющей необ­ходимость исследования обозначенной темы, является закрепление на законодательном уровне новых способов защиты прав граждан в рекламном пространстве. Теоретические и практические аспекты данной проблематики в правовой литературе освещен недостаточно полно, поэтому в настоящее время существует широкое поле для научной разработки имеющихся проблем самозащиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности.


Библиографический список
  1. Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав. – М., 2002.
  2. Богдан В. В. Самозащита права как способ защиты прав потреби­телей в сфере торговли // Научные труды Российской Академии наук.  Вып. 3: В 3 т. – Т. 1.  – М.,2003.– С. 618-621.
  3. Баранов В.М. Целесообразность уголовной от­ветственности за заведомо ложную рекламу (об одной ошибочной законода­тельной инициативе Президента России) / В.М. Баранов, М.В. Баранова // Современные проблемы государства и права: Сборник научных трудов. Вып. 1. — Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. – С. 148-163; Баранов В.М. Исключение статьи 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама»: экономическая целесообразность, политико-юридическая ошибка или побе­да лобби?: Доклад к публичному диспуту / В.М. Баранов, М.В. Баранова // Реклама и право.  – 2004.  – № 2.  – С. 2—16.
  4. Сиятскова Л.А., Баранова М.В. Самозащита прав потребителями ненадлежащей рекламы // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая бе­зопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. проф. В.М. Баранова. – Н. Новго­род, 2005. – С. 327-328.


Все статьи автора «eugenia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: