ЛЕВЧУК Д.В. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ

Ключевые слова: , , , , , ,


ЛЕВЧУК Д.В. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ

Keywords: confession, conflict, faith, politics, public order, religion, society


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/01/624 (дата обращения: 10.09.2024).

Summary. The question of religion and politics is not the same as the question of church and state. Failure to make this distinction results in confusion. Religion and politics has to do with two spheres of activities in the life of the same persons. Religious beliefs have moral and social implications, and it is appropriate for people of faith to express these through their activities as citizens in the political order.

На протяжении всей истории человечества религия постоянно являлась сильнодействующим фактором социально-политического развития общества. Постепенное усложнение человеческих взаимоотношений − демографической, территориальной, религиозной дифференциации населения – выявило потребность в необходимости мирного регулирования противоречивых интересов людей. Способной связать экономические, идеологические, культурные, религиозные и др. сферы общества оказалась политика. На новейшем этапе общественно-политического развития человечества участие религиозного фактора в политике государств не уменьшилось. В мире насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.). Наличие такого количества приверженцев религиозных конфессий и общин привносит в политическую систему общества своё видение реальности. Исходя из выше изложенного, по актуальности данной темы сомнений быть не должно. Профилактика конфликтов на религиозной почве, зачастую рождаемая фанатизмом, экстремизмом и религиозным радикализмом, требует теоретического анализа и прикладных исследований затрагиваемой нами проблематики.

Фундаментальные исследования сосуществования религии и политики начались только с формированием − во второй половине XIX века − таких самостоятельных отраслей науки как политология и религиоведение. И с сожалением можно отметить склонность некоторых исследователей к радикализации выводов относительно сосуществования политики и религии: часто, религиозные представления либо игнорируются, либо абсолютизируются. Цель данной работы вытекает из требований общественной практики показать влияние религии на политику и общество в целом.

Понятие политической системы общества, религиозных конфессий и общин

«Политическая система общества», или политическая организация общества. Многогранное и сложное понятие [25, c. 19].  Несёт в себе основное политическое содержимое общества. Представляет из себя фактическую систему «связей и отношений, различных опосредуемых данные связи и отношения социальных норм, в единстве со всеми обосновывающими их существование и функционирование политическими идеями, теориями, взглядами и представлениями» [17] связанных между собой политических организаций – объединений: государств, политических движений и партий, общественных объединений, институтов непосредственной демократии (митингов, шествий, демонстраций, конференций, собраний и т.д.) и т.п., − оказывающих активное влияние на политическую жизнь общественно-экономических формаций. Все выше перечисленные элементы немыслимы изолированными друг от друга − неразрывно связаны между собой − образуют базисную среду политической системы. Как уже отмечалось, политическая система общества есть фактическое явление, включающее в себя и негосударственные организации (например, негосударственные средства массовой информации), и объединения, в силу тех или иных причин, объявленные вне закона (например, мафиозные структуры [22, c.116]), а также объединения, образовавшиеся в силу экономических и других подобных причин. Формально-юридически каждый структурный элемент политической системы должен обладать: а) признаками организации: наличие Устава, наличие органов, ведающих её внутренними и внешними делами, определенный порядок её образования и функционирования и др.; б) политическим характером: иметь политические интересы, участвовать в политической жизни общества руководствуясь политическими нормами [20, c. 145]. Следует оговорить, что политический аспект в жизни организации может быть, как и ярко выраженным, так и не имеющим для неё решающего значения (профсоюзы, кооперативные, молодежные и иные организации). «Политические учреждения «соответствуют» политическим взглядам не как чему-то внешнему, эти взгляды функционируют именно как сама деятельность данных учреждений. Они выражаются, проявляются именно в многообразных политических актах, как сознательных действиях по самой своей социальной сущности» [17]. Многогранность политической системы проявляется при изучении её в виде системного комплекса частных систем (подсистем): институциональной, функциональной, регулятивной, коммуникативной. Ядром является институциональная подсистема, по отношению к которой политические идеи, взгляды, теории, представления и сознание формируют свои собственные подсистемы. Надстроечные явления в политическую систему входят на уровне общества. Польский профессор А. Лопатка [18, c. 136] и  венгерский социолог К. Кульчар [21, c. 21]относят сюда, к примеру, идеи народовластия, мораль, политические ценности, этические нормы и т.п. Надстройка и базис политической системы соотносятся как социальные импульсы, идущие от общества, и политические решения и действия, соответственно [30, c. 117].

Термин «конфессия» происходит от латинского слова женского рода confessio, onis, что значит признание, исповедание. Синонимом здесь может служить термин «вероисповедание» [16]. Свободная энциклопедия – Википедия – соотносит понятие конфессия с особенностью «вероисповедания в пределах определённого религиозного учения» [14]. Для христианства, соответственно, конфессиями будут католицизм, православие и протестантизм. Для ислама – суннизм, шиизм, ваххабизм. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой определяет «конфессию» как «религиозное объединение, имеющее своё вероучение в соединении со свойственной ему обрядностью» [15]. В данной работе термин «конфессия» мы будем дифференцировать в самом общем значении понятия «вероисповедание»: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и т.д.

Термин «религиозная община» будем считать синонимом «церкви» и понимать как «совокупность жителей определенной страны или определенной территории, придерживающихся одного и того же вероисповедания (конфессии, религии)» [29].

Роль религии в политической жизни общества

В структуре общества религия представлена церковью. Сила религии в политической жизни общества в том, что она имеет колосcальное влияние на общественное сознание, а значит, способна формировать мнение людей о светской власти, о политике государства и т.д. Церковь может возлагать на себя функции по управлению светской властью. В первые века христианства на Руси церковь «являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка» [13].

Влияние религии на политическую жизнь общества во времени не одинаково. В древневосточной культуре слияние религии и политики приводило к оправданию политики государства, прибегая к авторитету богов. Например, в Древнем Израиле новые правовые нормы закреплялись в жизни народа с помощью авторитета Бога: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21) [8]. В античности посредством синтеза религии и политики было дано божественное обоснование власти правителя. Самое последовательное аргументирование божественной природы власти вывел Фома Аквинский [28]. В исламе в эпоху средневековья абсолютная власть халифа регулировалась покорностью шариату и ответственностью перед общиной мусульман [26]. Начиная с Нового времени и до сегодняшнего дня, воздействие религии на политику государств постепенно уменьшается, чему способствует принцип светскости. Американский социолог Нейл Смелзер писал: «Мы знаем, что в современной жизни религия утрачивает свою роль и усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся всё более равнодушными к религии, и уровень посещения церкви составляет в США 40%. В то же время возрастает стремление религиозных групп вмешиваться в решение политических и социальных вопросов, стоящих на повестке дня» [24]. На Архиерейском соборе Русской православной церкви (18-23 февраля 1997 г.) отмечалось, что для РПЦ «характерен отказ от вовлечённости в политическую борьбу, от поддержки каких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства» [6].

Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь [1], Российской Федерации [2] и многих других странах конституция называет народ. На формировании политической позиции народа – субъекта политических отношений – существенное влияние оказывает мировоззрение человека. Так, политическая культура мусульманина будет отличаться от политической культуры христианина, буддиста от иудея, атеиста от индуиста. На высоком уровне своего развития политическая культура у протестантов, чему способствует структура их религиозных объединений: «миниатюрные политические системы со своими лидерами и комитетами, конфликтами и консенсусом» [19]. Во многих странах религиозные элементы входят в состав ритуала инаугурации политических лидеров: «вступающий в должность глава государства клянется на Библии или Коране» [23]. Глубину участия религии в формировании политики государства интересно проследить на примере изучения общественного мнения «Vox populi» и редакции «Независимой газеты», включивших Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в список 100 наиболее влиятельных российских политиков. По итогам 1999 г. он был одиннадцатым в списке десяти государственных и общественных деятелей (вместе с В. В. Путиным, Е. М. Примаковым и др.), оказавших максимально позитивное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны [5].

Влияние политики на религию

Самое элементарное влияние политики на религию – это «скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей» [12, c. 251]. Здесь религия рассматривается как метод идеологической борьбы. Ещё одним аспектом подчинённости религии политике служит наличие религиозных аргументаций тех или иных политических решений. Такие мессианские теории как «Москва − Третий Рим» [27], обосновывающие религиозно-политическое значение государства, свидетельствуют о непреходящем влиянии политики на религию. Следует заметить, что отделение церкви от государства и государства от церкви спровоцировало оформление церкви как самостоятельного субъекта политики. Государство получило возможность регулирования правового положения религиозных организаций и, как следствие, исключительную возможность «воздействия на религию разнообразными видами государственного поощрения, командования (распоряжениями, декретами и т.п.) и принуждения (включая применение насилия)» [19]. Влияние политики на религию превращают последнюю в апологета политической идеологии. Нельзя, конечно, замалчивать и позитивное влияние политики – регулятора политической системы общества − на религиозные общины. Размытые формулировки Конституции Российской Федерации на конституционном уровне закрепили процветание большого количества антиобщественных сект. Вывод напрашивается сам собой: «подлинная демократия требует четкого механизма сдержек и противовесов, эффективного правоприменительного аппарата» [10, c. 120], − т.е. ограничений, накладываемых конституцией или законом на церковные организации для охраны прав и свобод личности. Проиллюстрируем это часть 2 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года  «О свободе совести и религиозных организациях» [3], где содержится норма об увеличении числа верующих, необходимого для создания религиозной общины, с 10 до 20 человек. Предполагается, что такая коррекция станет преградой, ограничением появления псевдорелигиозных, радикально-экстремистских организаций.

Соотношение политики и религии: основные модели взаимодействия

Цель становления конструктивных взаимоотношений между политикой и религией − укрепление духовных основ общества. Политика и религия обладают двумя важными общими функциями. Их объединяет стремление к общественному порядку и стабильности общественной системы – интегративная функция; с помощью регулятивной функции нивелируются противоречия между отдельными людьми и определёнными слоями населения. Некоторые учёные придают религии политическую функцию, исходя из того, что она имеет огромное социально-политическое влияние на жизнь общества [9]. Данный тезис можно проиллюстрировать решением Священного Синода РПЦ МП: «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольёт невинную кровь, будет отлучён от церкви и предан анафеме» [4], − социальным по своей сути, но политически весомым. Реализация перечисленных функций происходит на платформе морально-правовых стимулов: социальное принуждение у политики;  нравственное осуждение у религии. Регулируя общественную жизнь, политика формирует законные рамки для функционирования религии: правовое положение религиозных организаций, права граждан на свободу совести, религиозную терпимость и уважение между конфессиональными общностями. Интересен такой феномен взаимопроникновения религии и политики, как «вовлечение верующих в христианско-демократические общественно-политические движения и партии» [11, c. 127-139]. Эти партии особо влиятельны в Италии, Бельгии, Нидерландах, в ряде стран Латинской Америки. А в Германии христианские демократы долгое время стояли у власти. В странах Востока (Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Турция, Ливан и др.)  действуют многочисленные исламские партии и политические движения. В Беларуси существует «Беларуская хрысціянская дэмакратыя» [7].

Взаимодействие религии и политики (государства) происходит по четырём основным парадигмам:

1)  единство, нераздельность религии и политики (государственная власть является центром религии, например, императору Священной Римской империи поклонялись как богу);

2)  подчинение религией политики (церковные учреждения подчиняли себе государства, например, Папа Римский в эпоху средневековья считался наместником Бога на земле и имел привилегию создавать королевства);

3)  подчинение политикой религии (или, как это случилось в н. XVIII в. в Российской империи, церковь превращается в один из государственных институтов; или, как это случилось 20 января 1918 г. (Декрет Совнаркома СССР о свободе совести, церковных и религиозных обществах отделение церкви от государства, а школы от церкви), государственные структуры под маской «автономности» полностью подчинили себе церковь, лишив её статуса юридического лица и права владения собственностью);

4)  автономность религии и политики по отношению друг к другу (отделение церкви от государства, а государства от церкви).

Причина противоречий религии и политики кроется в различных подходах на изменения общественной жизни: религии свойственен консерватизм, а политика динамично реагирует на изменения в обществе. Но это не правило. Конфликты могут возникать в зависимости от характера религии. «Народные» конфессии − ислам, иудаизм, индуизм – свои отношения с политической системой общества выстраивают на условиях лояльности. Религии «универсальные»: буддизм, христианство, – отдельные от государства организации − придерживаются собственной независимости, что зачастую провоцирует конфликты с государством. Интересно, что пик расцвета этих конфессий приходится именно на тот период, когда они были государственными религиями. Политическая система общества призвана уравновешивать цели общества с возвышающимися над ним ценностями всего общества: нивелировать социальные конфликты и предотвращать угрозы из вне. Результатом такой деятельности политической системы в демократическом общества стала так называемая «гражданская религия», сердце которой – плюрализм. Суть её в том, что государство, сохраняя тесные связи с культорологически родной религией (часто, признавая за ней статус официальной), предоставляет своим гражданам свободу выбора той или иной веры.

 

Библиографический список

  1. Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. Статья 3. URL: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=V19402875 (дата обращения: 10.01.2012).
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 3. URL:  http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 10.01.2012).
  3. Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 № 20-54-XII «О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.10.2002 № 137-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.11.2002, № 123, 2/886.
  4. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви 01.10.1993г. URL:http://www.voskres.ru/idea/anafema1993.htm (дата обращения: 10.01.2012).
  5. 100 ведущих политиков России в январе // НГ-Сценарии.− 2000. − 02 февраля. URL: http://www.ng.ru/politics/2000-02-02/0_100_politics_t.html (дата обращения: 10.01.2012).
  6. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 г. URL:http://www.mospat.ru/archive/sobor_09.htm (дата обращения: 10.01.2012).
  7. Афіцыйны сайт Беларускай Хрысціянскай Дэмакратыі (БХД) URL: http://bchd.info/(дата обращения: 10.01.2012).
  8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. URL: http://bibleonline.ru/ (дата обращения: 10.01.2012).
  9. Васильев Л. С. История религий Востока. – М., 1998 URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/01.php(дата обращения: 10.01.2012).
  10. Вишняков В. Г. Сравнительный анализ Конституций государств-участников СНГ. – М.: «Издательский дом «Городец», 2006.
  11. Здравомыслов Л. Г. Социология конфликта. − М, 1996.
  12. Земляков Л. Е., Коликова Н. Н. Религиозный фактор идеологии белорусского государства // Проблемы управления. – 2008. − № 2 (27).
  13. Ключевский В. О. Курс русской истории (Лекции I–XXXII) URL:http://fictionbook.ru/author/vasiliyi_osipovich_klyuchevskiyi/kurs_russkoyi_istorii_lekcii_i_xxxii/read_online.html?page=24 (дата обращения: 10.01.2012).
  14. Конфессия / Википедия  URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F4%E5%F1%F1%E8%FF#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D1.80.D1.8B_.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.84.D0.B5.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B9(дата обращения: 10.01.2012).
  15. Конфессия / Толковый словарь Ефремовой. URL: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&stype=0 (дата обращения: 10.01.2012).
  16. Конфессия / Толковый словарь Ожегова. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/21206 (дата обращения: 10.01.2012).
  17. Леонтьев А. Н. Политическая система общества. URL: http://docpol.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=50:-5-&catid=34:2012-03-13-13-04-35&Itemid=87 (дата обращения: 10.01.2012).
  18. Лопатка А. Государство и его политическая среда. Политические науки в Польше. − Варшава, 1979.
  19. Нуруллаев А. А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народовURL:https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&sqi=2&ved=0CC4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fimg.nnov.org%2Fdata%2Fforum%2Ffiles%2F26322129_O_sootnosenii_religii_i_politiki.doc&ei=Q8HuULy1J4TChAfmnoCoAw&usg=AFQjCNEaxUlzd0bxCBHMiMef9WmzoiKw8Q&sig2=KI2GNS37xUW2tK6NtBZI4Q&bvm=bv.1357700187,d.d2k(дата обращения: 10.01.2012).
  20. Обзор литературы подготовленный М. Н. Марченко // Советское государство и право. – 1980. − № 11.
  21. Основы теории политической системы. Отв. ред. Тихомиров Ю. А., Чиркин В. Е. − М., 1985.
  22. Рахманина Т. Н. Место государства в политической системе общества // Теория государства и права׃ Учебник для юридических вузов. Под ред. А. С. Пиголкина. − М׃ ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003.
  23. Семенов В. В. Этноконфессиональная специфика проявления национального и религиозного в политике // Власть. – 2010. − №2. URL: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/02/Etnokonfessionalnaya_specifika.pdf (дата обращения: 10.01.2012).
  24. Смелзер Н. Социология. URL: http://krotov.info/lib_sec/18_s/sme/lzer_9.htm (дата обращения: 10.01.2012).
  25. Смирнов В. В. Политическая система советского общества: аспекты исследования // Советское государство и право. – 1982. − № 3.
  26. Туманян Т. Г. Религия и власть в социально-философской мысли ислама (эпоха средневековья). URL:http://dibase.ru/article/27042009_tumanyantg/3 (дата обращения: 10.01.2012).
  27. Ульянов Н. И. Комплекс Филофея. URL: http://www.ukrhistory.narod.ru/texts/ulianov-1.htm (дата обращения: 10.01.2012).
  28. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве // Электронная библиотека правоведа Студилова. URL:http://www.studylaw.narod.ru/ippu/ippu_3_3.htm (дата обращения: 10.01.2012).
  29. Факторы, обусловливающие влияние религиозных общин и церкви на политическую жизнь / Конституционное право зарубежных стран. URL:  http://isfic.info/zarpra/konstz122.htm (дата обращения: 10.01.2012).
  30. Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. − 1994. − № 5.


Все статьи автора «loginza5DqVaLS6WbBaugT0cL5rAw»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: