УДК 341.231.14

ПРАВА И СВОБОДЫ МОЛОДЕЖИ – КАК ОСОБЫЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Айтжан Бакыт Ерсултанулы1, Кадыр Салтанат Каиржанкызы2
1Академия экономики и права, кандидат юридических наук, ассоциированный профессор РАМ, член Российской ассоциации политической науки
2Академия экономики и права, магистрант 2-го курса

Аннотация
Статья посвящена обзору прав и свободы молодежи – как особому институту теории Прав Человека. Проведенное исследование позволяет утверждать, что правовой статус молодежи является межотраслевым институтом, включающим систему норм, регламентирующих права и свободы человека. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: гражданин, личность, молодежь, общество, права человека


RIGHTS AND FREEDOMS OF YOUNG PEOPLE - AS A SPECIAL INSTITUTE FOR THE THEORY OF HUMAN RIGHTS

Aitzhan Bakyt Ersultanuly1, Kadir Saltanat Kairzhankyzy2
1Academy of Economics and Law, PhD, Associate Professor RAM, Member of the Russian Association political Science
2Academy of Economics and Law, undergraduate 2nd year

Abstract
The article provides an overview of the rights and freedoms youth - as a special institution theory of law Person. The study allows argue that the legal status of youth is an interdisciplinary institute includes a system of rules governing human rights and freedoms. This problem is is multifaceted.

Keywords: citizen, human rights, personality, society, youth


Библиографическая ссылка на статью:
Айтжан Б.Е., Кадыр С.К. Права и свободы молодежи – как особый институт теории прав человека // Политика, государство и право. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/03/684 (дата обращения: 14.07.2023).

I. Общее понятие теории Прав Человека

 

Права Человека. Довольно узкий и специфический круг вопросов охватывается этой темой. Насколько она актуальна и проблематична на сегодняшний день и какое место занимает в системе публичного права? Отвечая на эти вопросы, следует сказать, что институт Прав Человека – часть Общей теории Прав Человека, которая входит в международное публичное право и является его отраслью.

Что для нас Права Человека сегодня? Мы – молодое государство. Процесс демократических реформ у нас проходит на фоне роста национального самосознания, стремления народов к самостоятельному устройству основ общественной жизни. Особо ощутимы для общества демократические перемены последних лет: мирный переход от командно-административной системы и тоталитаризма к демократии, переход государственной собственности в частную, возможность каждого гражданина реализовать свои политические, экономические, социальные, гражданские и культурные права и свободы, международное сотрудничество во всех сферах жизни общества, примат международного права над национальным и многое другое.

Наряду с этим проявляются множество проблем, требующих незамедлительного разрешения. Одна из таких проблем – Права Человека, которая состоит из нескольких взаимозависимых и составных частей:

1)     вопрос о Государственной программе в области Прав Человека;

2)     вопрос о международном сотрудничестве в области Прав Человека;

3)     вопрос о научном подходе к Правам Человека;

4)     вопрос о соблюдении Конституции, нормативных правовых актов, международных документов в области Прав Человека;

5)     вопрос о мониторинге в области Прав Человека;

и многое другое.

Проектируя пути разрешения проблем в области Прав Человека, на наш взгляд, любые исследования должны идти, прежде всего, по следующей линии: «Человек», «Личность», «Общество», «Гражданин», «Государство» в неразрывной связи: «Права», «Свободы», «Обязанности», «Защита».

В ходе определения концепции мы столкнулись с тем обстоятельством, что в научном плане оно настолько слабо разработана отечественной наукой, что требует значительной усилий в изложении, а так же потребуется целая серия многоаспектных исследований по Правам Человека.

Действительно, Права Человека – это многоаспектное и объемное явление, требующее комплексного подхода, и поэтому наше исследование будет сфокусировано на одном из институтов теории Прав Человека – Права и свободы молодежи. Что в свою очередь, необходимо разделить данный институт на две подгруппы:

1)      молодежь от 18 до 24 лет – молодежь, стоящая перед выбором дальнейшей судьбы;

2)      молодежь от 24 до 35 лет – сформировавшаяся молодежь;

Объектом исследования выбрана молодежь первой подгруппы. Это социальная группа обладает колоссальным потенциалом.

ІІ Теоретические аспекты понятия «молодежь»

         Особую актуальность в настоящее время приобретает исследование реализации прав молодежи, ее развития и интереса в таких сферах жизни общества как политическая, гражданская, социальная, культурная. Ведь не секрет, что на протяжении последних лет ей отводилась пассивная роль объекта воспитания, что, естественно, отчуждало ее от решения проблем общества в целом, оставляя на обочине общественного развития.

Термин «молодежь» ассоциируется с такими словосочетаниями, как «юноша», «девушка», «молодые люди», «молодой человек», то есть характеризуется относительно самостоятельная группа людей с присущими признаками и свойствами. Необходимо отметить, что под «молодежью» понимаются все молодые люди, как мужского так и женского пола; здоровые люди, люди с физическими и умственными недостатками; учащиеся, работающие и безработные; люди находящиеся в местах лишения свободы. То есть необходимо следовать принципам теории Прав Человека: равенства, универсальности и не отчуждаемости прав и свобод.

Человеческая жизнь, начиная с момента рождения и до самой смерти разграничена на определенные этапы, в зависимости от биологического и психологического состояния человека: «детство» – «отрочество» – «юность» – «молодость» – «зрелость» – «старость».

По мнению психологов, самым опасным периодом жизни Человека считается возраст от 17 – 18 лет до 23 – 24 лет, когда почти сформированная личность отходит от родительской опеки и стоит перед выбором дальнейшего пути жизнедеятельности. В этот критический момент своей жизни молодой Человек подвержен влиянию внешних факторов, он все больше и больше прислушивается и подражает своим сверстникам с улицы, вбирает в себя как позитивные, так и негативные стороны жизни.

Став на самостоятельный путь своей жизни молодой Человек старается испробовать все, что ранее ему запрещалось. Это, главным образом, происходит на первых этапах самостоятельной жизни, хотя, не исключено, что это может стать смыслом его дальнейшей жизни. Наибольшую опасность для молодого Человека представляет отсутствия денежных средств необходимых для собственного содержания. Чем дольше он не может найти подходящую работу и испытывает нехватку денежных средств, тем сильнее его овладевает неправомерная мысль, приводящая к совершению общественно-опасного деяния.

Вот почему необходимо обратить внимание общества и государства на проблемы молодежи, уважая их мнение и строя все взаимоотношения на основе доверия и партнерства, тем самым мы вовлечем активную часть общества, молодежь, во все сферы жизни.

Понимание Прав Человека и опыт в этой области является для молодежи важным элементом подготовки к жизни в демократическом обществе. Это является частью социального и политического образования, которое включает взаимопонимание между народами и культурами.

Понятия, связанные с Правами Человека, могут и должны внедряться в сознание с самых малых лет. Молодежь должна ознакомиться с основными понятиями Прав Человека, такими, которые подразумевают понимание философских, политических и юридических концепций. Молодежь должна осознать, что естественные права Человека не могут никем и ничем дарованы, они возникают вместе с Человеком, присущи ему по праву от рождения, и находятся в тесной взаимозависимости, что Государство должно служить Человеку и защищать его естественные и позитивные права и свободы, что для достижения истинной демократии ей необходимо активно включиться в жизнь Общества и Государства.

В свою очередь, Общество и Государство должны выработать определенные государственные программы, направленные на стимулирование активности молодежи во всех сферах жизни, создать экономические, социальные, правовые условия для духовного, физического развития, профессиональной подготовки молодежи, так же условия для реализации своей способности в учебе, труде, науке, общественной и государственной деятельности. В государственных программах должны быть отражены следующие аспекты, где особо уделяется внимание экономическим вопросам:

  • развитие законодательной и нормативной базы для решения проблем молодежи;
  • выделение необходимых для его функционирования ресурсов;
  • целенаправленные действия в области культуры, образования и здравоохранения в направлении соблюдения равных возможностей;
  • оказание государственной поддержки общественным инициативам, независимому молодежному движению;
  • установить квоту приема молодежи на предприятия и в организации, в случае отказа использовать, установленные законом санкции;
  • стимулировать создание предприятиями новых рабочих мест для молодежи;
  • расширять профессиональную ориентацию молодежи, исходя из способностей и психофизиологических особенностей;
  • улучшать положение молодежи на селе;
  • стимулировать активности молодежи посредством льгот, гарантий, компенсаций и фактической реализацией и многое другое.

Так же необходимо разработать государственную программу по Правам Человека, направленную на воспитание всего общества в целом. Теория  Прав Человека должна сыграть в этом особую роль в выработке навыков реализации прав и свобод Человека.

И еще раз можно подчеркнуть, что практическая значимость создания такой теории неоценима и полезна для научного мира, всего мирового общества, а так же для Республики Казахстан. Ведь Права Человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Права Человека являются всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. И наконец, Права Человека есть то, что делает нас людьми.



Все статьи автора «Saltan»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: