Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) представляет собой структуру, призванную укреплять мир, международную и региональную безопасность, стабильность, защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В силу того, что каждое из государств-участников руководствуется собственными национальными интересами зачастую среди них, возникают разногласия, несмотря на общие заявленные цели, что затрудняет эффективную деятельность, однако, является нормальным процессом согласования интересов, характерным для любой интеграционной структуры. Однако иногда, разногласия между государствами-членами достигают критического уровня, что приводит к крайним мерам, а именно отказу от участия в деятельности организации. ОДКБ, не смотря на сравнительную «молодость» не является исключением. За время своего существования в качестве Договора и Организации она изменяла свой состав неоднократно.
Анализ истории взаимодействия бывших государств-членов со структурой, определение национальных интересов и причин, побудивших их выйти из ее состава, является актуальным по причине дальнейшего прогнозирования взаимодействия государств-участников ОДКБ и ее дальнейшей эффективной деятельности. С этой целью в данной статье автор исследует национальные интересы и оценки деятельности ОДКБ Азербайджана – государства, участвовавшего в подписании Договора о коллективной безопасности (ДКБ), однако, на определенном этапе выбывшего из сотрудничества со своими ближайшими соседями.
Азербайджан представляет собой развитое государство Южного фланга постсоветского пространства и занимает значимое геополитическое и геоэкономическое положение на карте мира. По территории республики проходят и пересекаются важные транспортно-коммуникационные пути, что делает Азербайджан точкой сосредоточения интересов как региональных, так и внерегиональных стран.
История взаимодействия Республики Азербайджан и Договора о Коллективной безопасности начинается с 24 сентября 1993 года – даты присоединения Республики к Договору. Большинство исследователей в качестве основных причин, побудивших Баку подписать ДКБ выделяют две: во-первых, Азербайджан, находившийся уже в то время в военном конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха, рассчитывал на помощь России; во-вторых ждал от подписания ДКБ преимуществ в реформировании своих вооруженных сил, а также приобретения у России современных систем вооружения. При этом, несмотря на явную заинтересованность в Российской поддержке Азербайджан выказывал недовольство по отношению к «однобокой» политике Москвы по поддержке Армении в конфликте. Тем не менее, несмотря на некоторые противоречия, Договор был подписан.
Однако первоначальные разногласия со временем не только не разрешились, но и дополнились новыми, в частности, Баку не устроила дальнейшая деятельность в рамках Договора. По мнению азербайджанских аналитиков одной из основных причин, побудивших Республику отказаться от участия в ДКБ, стало несогласие с Российской позицией в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта [1, с. 104-105; 2, с. 134; 3, с. 37; 4, с. 98]. Азербайджан не получил коллективной помощи в его разрешении, более того, неоднократные свидетельства о поставках оружия России Армении не могли не усугублять непростые отношения между государствами. Наряду с этими обстоятельствами низкая эффективность деятельности Договора, заискивающая политика некоторых государств-участников перед западными государствами, а также усиливающаяся лидирующая роль России в структуре стали причиной того, что участие в ДКБ все меньше соответствовало национальным интересам Баку, о чем свидетельствовал его отказ пролонгировать Договор 2 апреля 1999 года.
На сегодняшний день, Азербайджан занимает строгую позицию неприсоединения к Организации по ряду причин: во-первых, эти причины имеют, прежде всего, геополитический характер. Так, существование ОДКБ прицельно необходимо России, которая всячески старается привлечь больше государств Южного Кавказа к взаимодействию в рамках структуры. Для этого она пользуется различными средствами, в зависимости от конкретного государства. В отношении Азербайджана использует метод экономического воздействия, ужесточая контрольно-пропускной режим и препятствуя прохождению через границу вывозимого из Азербайджана товара [5, с. 855]. Такая политика не устраивает Баку, который придерживается внешнеполитического принципа прагматизма и реализма, и не намерен вести свою внешнеполитическую линию под диктовку России.
Во-вторых, традиционной причиной нежелания Азербайджана сотрудничать с ОДКБ является членство в Организации Армении. Помимо этого, по мнению большинства азербайджанских аналитиков, Организация не имеет средств для решения Нагорно-Карабахского конфликта по причине своей направленности на разрешение внешних, но не внутренних противоречий. Нежелание видеть ОДКБ в качестве возможного помощника в урегулировании данного конфликта, во многом вызвано отрицательной оценкой политической линии официальных лиц ОДКБ по отношению к Азербайджану. Так, среди азербайджанских исследователей и политиков бытует немало критики по отношении к действиям Генерального Секретаря Организации [6].
В третьих, ОДКБ представляется Баку малоэффективной, так как не соответствует своим заявленным целям. Так, по мнению министра обороны Азербайджанской Республики Абиева С.А. надежды, связанные с ДКБ не оправдались, так как он не смог снять даже внутренние противоречия между участниками, не говоря о внешних угрозах [7, с. 98]. Причины неудач Организации кроются в том, что каждый участник нацелен на достижение своих не всегда совпадающих целей. Кроме того, идея создания системы коллективной безопасности, в рамках которой предусматривалась лишь защита от военной угрозы, оказалась неперспективной по причине изменения характера угроз. Так, военная угроза значительно отодвинулась от границ государств СНГ. ОДКБ оказалась не готова к подобным изменениям. Более того не был выработан список приоритетных угроз для каждого участника [8, с. 137].
По мнению Ниязова Н.С. во многом, отношения в рамках ОДКБ прямо зависят от двусторонних отношений России и государств-членов, что сказывается на ее эффективности. В частности, государства-участники зачастую рассматривают ее в качестве необходимого атрибута развития двусторонних военно-политических отношений. Такая позиция не устраивает Азербайджан, который, несмотря на неучастие в ОДКБ, активно сотрудничает с государствами-членами на двусторонней основе (кроме Армении), что на данном этапе наиболее соответствует его интересам [9, с. 99].
Неправомерно говорить о том, что Азербайджан полностью не участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. В качестве альтернативы он является членом субрегиональной группировки – Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ). Альтернатива при создании этой структуры заключалась, прежде всего, в прозападной направленности молодой организации, которая позволяла государствам-участникам отражать политику России и созданных ею объединений.
Другие причины, приведшие государства к созданию ГУАМ, заключались в их неучастии в ДКБ; наличии на территории каждого из участников очагов этнических конфликтов и равнодушное отношение СНГ к ним; близость взглядов государств-участников на основные сферы деятельности [10, с. 783]. Кроме того, основополагающую роль в создании ГУАМ сыграла каспийская нефть. Грузия, Украина и Молдавия целиком зависели от импорта энергоносителей, которые ранее они получали только от России. Новая организация, при участии Азербайджана позволила им получить альтернативные источники импорта сырья и соответственно частично отстраниться от РФ [11, с. 140-142].
Однако, восторженные надежды, возложенные на ГУАМ, на данном этапе не имеют эффективного воплощения, что отмечают не только международные аналитики, но и сами участники. Так, по мнению Гасанова А., несмотря на заявления о значении данной организации, о планируемых и могущих быть ими реализованных интеграционных процессах, практическая работа в рамках организации остается малозаметной [12, с. 787].
В целом, оценка стратегии и деятельности ОДКБ Азербайджанской республики носит однозначный характер – это структура, имеющая малую эффективность и пророссийскую направленность. По этой причине Баку не расценивает Организацию в качестве прямой угрозы по причине отсутствия согласования интересов в рамках ОДКБ, государства-участники которой при необходимости не окажут прямой военной поддержки Армении. Несмотря на то, что зачастую ОДКБ пытаются представить в качестве прямой угрозы для Азербайджана, в случае развития Нагорно-карабахского конфликта и запуска к действию четвертой статьи Договора – коллективной военной поддержки Армении.
Подводя итоги анализа роли ОДКБ в контексте национальных интересов Азербайджана – государства, выбывшего из состава ДКБ, а также оценки в отношении ее деятельности и стратегии, можно выделить следующее. Во время обретения независимости Азербайджан, как и другие новые независимые государства, находились в процессе поиска своей внешнеполитической линии. Данный период был охарактеризован наличием ряда нерешенных внутренних вопросов, в числе которых отсутствие собственных вооруженных сил, обострение «больного» Нагорно-Карабахского конфликта. В этих условиях, руководствуясь по большей части инерцией исторической памяти, ментальной близости с бывшими соседями по Союзу, Азербайджан принял решение строить свою внешнеполитическую линию в рамках привычных объединений под руководством Российской Федерации.
Однако надежды на плодотворное региональное сотрудничество себя не оправдали и руководство Азербайджана, переориентировало свою внешнеполитическую линию в соответствии с собственными национальными интересами, несовместимыми со стратегией и деятельностью ДКБ. Нынешняя администрация Баку проводит мобильную внешнеполитическую линию, продиктованную актуальными национальными интересами, в которых ОДКБ не играет большой важности. Азербайджан проводит внешнюю политику, нацеленную на международное и региональное сотрудничество, наряду с участием в Движении неприсоединения – международной организации, участники которой отказываются от участия в каких-либо военных блоках.
Библиографический список
- Алиев Н. Основные приоритеты внешней политики и дипломатии Азербайджана в постсоветский период: Дисс. … к.и.н. М., 2011.
- Османов Г. Азербайджано-российские отношения в конце XX- начале XXI вв. в контексте мировой политики: Дис…к.п.н. СПб., 2006.
- Мамед-заде Н. Взаимоотношение Азербайджанской республики со славянскими странами СНГ и Восточной Европы. Баку: Ганун, 2006. 200 с.
- Ниязов Н.С. Взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ в 1994-2011 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2011. №4(66). С. 98-106.
- Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: «Şərq-Qərb», 2007. 904 с.
- Ниязов Н.С. Взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ в 1994-2011 гг.
- Николаенко В.Д. Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития: Дис…д.п.н. М., 2005.
- Османов Г. Азербайджано-российские отношения в конце XX- начале XXI вв. в контексте мировой политики.
- Ниязов Н.С. Взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ в 1994-2011 гг. .
- Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана.
- Османов Г. Азербайджано-российские отношения в конце XX- начале XXI вв. в контексте мировой политики.
- Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана.