Земельный налог – налог местного значения, занимающий особое место в российской налоговой системе. Несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, данный налог выступает в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы муниципальных органов.
Начиная с 2012 года, в налоговые органы стали поступать недовольства от налогоплательщиков, после получения ими уведомлений, в которых сумма налога на землю рассчитывается на основании переоценки кадастровой стоимости земельного участка, проведенной в 2011 году, и в некоторых случаях возрастает в несколько раз. Произошло это в связи с изменением статьи 390 НК:
«1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации».
Т. е. изменилась налоговая база с прежней оценки БТИ, на кадастровую оценку.
Государственная кадастровая оценка земель – это комплекс правовых, экономических и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату для целей определения платы за землю и осуществления государственного регулирования оборота земель.
Главное различие кадастровой стоимости от прежней стоимости БТИ, в том, что стоимость БТИ не отражает реальной стоимости участка.
Так же, важной особенность, при определении разрыва между величиной налога, является сама технология кадастровой оценки.
Размер кадастровой стоимости зависит от многих факторов:
Категории, качества и месторасположения земли; от площади и периода времени, когда была проведена кадастровая оценка; от расстояния участка до центра населенного пункта; от наличия газо, электо и водоснабжения, канализации и дороги.
Следует, что требования налоговых органов вполне законны. Если же кадастровая стоимость не соответствует рыночной, существует возможность оспаривания и переоценки кадастровой стоимости участка на основании статьи 14 « Права оценщиков » ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации »:
« Оценщик имеет право:
- применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
- требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
- получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
- запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
- привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
- отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
- требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2002 N 143-ФЗ) ».
Но главным образом недовольства налогоплательщиков возникают в связи, с должной неосведомленностью, как об изменение налоговой базы, так и о величине налоговой ставки, которая устанавливается местными органами власти. А именно, в соответствии со статьей 394 НК:
«1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи ».
Местная администрация, в свою очередь выявляет свои недовольства словами Станислава Ежи Леца (выдающегося польского поэта, философа, писателя – сатирика XX века): «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает ».
Зачастую земельный налог, загоняет людей в жесткие условия. Ставит в материальные затруднения, которые толкают их в отдельных случаях к продаже земли.
Возможно, имеет смысл индивидуального подхода и дифференциации налоговых ставок:
По отношению к налогоплательщикам со средним уровнем дохода, к которым не приемлемы повышенные ставки, установленные местной администрацией. Например, к тем, кто приобрел участок не менее 50 лет назад (не задумываясь о престижности земли). К тем, кто получил землю на праве пожизненного наследуемого владения, от тех, кто в свою очередь тоже получили ее по наследству. Особенно стоит подумать о пенсионерах, которые имеют, налоговые льготы, но при этом получают мизерные пенсии и участок, является единственным средством выживания, исходя из этого, по отношению к пенсионерам, следует полностью отменить земельный налог.
Таким образом, местным органам власти ведя налоговую политику, следует помнить выражение Шарля Луи Монтескье (французского просветителя, правоведа, философа) « Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им ».
И принимать решения так, чтобы налогоплательщики были законопослушными, а населению было комфортно жить на родной земле, не задумываясь, каждый раз, в чем себя ущемить, чтобы заплатить налог.
Библиографический список
- “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.12.2013)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154106/ © КонультантПлюс, 1992-2013
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
- Налоги и налогооблажение : учебник [Электронный ресурс] ; Региональный финансово-экономический инс-т. — Курск, 2010. — 356 с.
- Влияние НДС на финансовую деятельность организаций./Т.В. Наумкина//Научно-практический журнал “МИКРОЭКОНОМИКА”.2011-№4;
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148781/ © КонсультантПлюс, 1992-2013
- Баранова О.А. Специфика обучения дисциплинам информационных специальностей в приложении к инженерной комплексной системе образования.//Профессиональное образование. Столица.//Научные исследования в образовании – 2009 – №12 – с. 8-10