УДК 93

СВЯТАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА: ВЫБОР ВЕРЫ

Гумелёв Василий Юрьевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова
канд. техн. наук

Аннотация
Рассмотрены события и причины, определившие выбор веры в Х веке на Руси.

Ключевые слова: вера, гибель, древляне, месть, поход, правитель


HOLY GRAND DUCHESS OLGA: THE CHOICE OF FAITH

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical sciences

Abstract
We consider the events and causes that determined the choice of faith in the tenth century in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Святая великая княгиня Ольга: выбор веры // Политика, государство и право. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/04/719 (дата обращения: 16.07.2023).

Правление великого князя Игоря Рюриковича завершилось трагически.

Князь, вернувшись из похода на греков, отправился на полюдье в землю древлян. Древляне не участвовали в походе на Византию, не несли его тягот и поэтому князь, естественно, решил взять с них большую, чем прежде, дань. Кроме того, на Игоре висел крупный долг иудейским ростовщикам за финансирование последнего для него похода на Царьград. Расплатиться за счет военной добычи он не смог, так как поход закончился без трофеев.

Надо было также платить своей дружине. Дружина была главной опорой князя, а чтобы ей управлять, ее надо было сытно кормить. А сытно кормить вооруженных людей, чья верная служба обеспечивала прочность его власти, у князя явно не получалось. Игорь отправился в поход за данью к древлянам, превратив его в грабеж народа, зависимого от русов, так как твердо и достойно управлять своими подчиненными князь был уже не в состоянии. Сбор дани превратился в мародерство. Согласно [1]:

«В год 6453 (945) … Древляне же … послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

По сообщению византийского хрониста [2] князь Игорь был предан злой казни – разорван на части согнутыми деревьями (березами), к верхушкам которых его привязали.

Жадность всегда наказуема, а комментарии излишни.

После гибели князя Игоря править в Киеве стала его вдова Ольга, в крещении Елена, правившая, согласно [1], именем малолетнего Святослава. Вдова Игоря не только удержала власть, но и добилась признания ее главенствующего положения всеми князьями Руси. Например, во время поездки Ольги в Царьград ее сопровождали послы двадцати двух русских князей, оставшихся на Руси. Исходя из языческого имени княгини, вполне можно предположить, что она являлась служительницей культа какого-то славянского языческого божества. Ее действия после гибели мужа достаточно наглядно подтверждают это предположение. Заручившись поддержкой языческого жречества и военных вождей русов, которые явно не могли оставить безнаказанным мятеж древлян и казнь ими Игоря, княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем со свирепой жестокостью привела к покорности весь их народ. Летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа [1]. В трех мщениях древлянам великая княгиня наглядно и доходчиво для своих современников отобразила три этапа древнерусского княжеского погребального обряда [3], сопровождая каждый из них, практически, человеческими жертвами.

Далее первая в русской истории женщина-правитель, «праматерь князей русских»,
как именует ее одно из житий, провела ряд административно-государственных реформ, укрепивших ее власть. Но оставался не решенным вопрос о наследовании княжеского стола. У язычников-славян процветало многоженство и претендентов на власть – сыновей от других жен Игоря – должно было быть в наличии с избытком. Язычники-многоженцы считали всех потомков Игоря законными наследниками.

Княгиня Ольга приняла христианство, что обеспечило ей поддержку многочисленной и могущественной христианской общины столичного Киева. Христиане могли иметь в браке только одну жену, православная церковь всегда крайне жестко осуждала любое прелюбодеяние, к которому относила и многоженство. Поэтому у христиан даже не возникало сомнений, что законными наследниками княжеской власти могут быть только потомки Ольги. Кроме того, христианство, по сравнению с другими религиями, предоставляло женщинам достаточно большие права, и Ольга это учитывала.

Княгиня Ольга, стремясь удержать за собой и своим сыном власть, выбором веры на тысячелетие вперед определила судьбу русского народа и его державы.

Византийцы в своих внешнеполитических интригах сделали ставку на Ольгу. Ее крещение символически сравнивается православной церковью с крещением Елены, матери первого римского императора-христианина Константина Великого. Таинство Крещения в 955 году совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (рисунок 1). Византийский император Константин VII Багрянородный оставил подробное описание пребывания Ольги в Константинополе [4, 5]. Ольге во время крещения было уже около шестидесяти пяти лет.

Княгине Ольге удалось передать власть своему сыну Святославу, а затем и внуку Владимиру, будущему крестителю Руси. Человеческая жизнь устроена так, что даже самых суровых и воинственных мужчин, которые зачастую решают судьбы многих народов, верить в Бога начинают учить женщины – их матери и бабушки. Ее сын Святослав веры матери не разделял и христиан не любил. А ее внук Владимир не сразу, но поверил в того Бога, в которого верила бабушка.

Великая княгиня Ольга была мудрым, расчетливым, жестоким и жестким политиком, определившим судьбу нашего Отечества более чем на тысячелетие вперед.


Рисунок 1 – Крещение княгини Ольги в Константинополе.

Художник И. Акимов.1792 год


Библиографический список
  1. Нестор Летописец. Повесть временных лет. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/149931
  2. Лев Диакон. История. Наука, М.: 1988. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rummuseum.ru/portal/node/
  3. Разумцев С.Д. Княгиня Ольга и первые христиане на Руси [Текст] / Иерей Сергий Разумцев. – М.: Вече, 2011. –128 с.
  4. День памяти святой равноапостольной княгини Ольги. [Электронный ресурс] – URL: http://www.abc-people.com/shop/olga_princess.htm#001
  5. Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга. [Электронный ресурс] – URL:http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: