В Российской Федерации отсутствует целостная система действий в отношении защиты детства, улучшения положения семей с детьми (законодательных, организационных, финансовых, кадровых и иных).
Так, согласно Конвенции о правах ребенка , ребенок имеет отличительные от взрослых права, свободы и законные интересы и является самостоятельным субъектом права. Это обусловливает необходимость введения особых механизмов защиты прав, свобод и законных интересов ребенка. Таким механизмом защиты прав, свобод и законных интересов детей признан институт Уполномоченного по правам ребенка.
Как говорится в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе ». Следует предпринять системные усилия для дальнейшего развития института Уполномоченного по правам ребенка и правового обеспечения его деятельности, в связи с несформированностью системы защиты прав ребенка в Российской Федерации и ее субъектах.
Рассмотрим историю возникновения института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Как отмечает А.С. Автономов: «Становление института Уполномоченного по правам ребенка в России прошло уже несколько этапов, – каждый из которых характеризовался определенной нормотворческой деятельностью. При этом, с самого начала, должности уполномоченных по правам ребенка учреждались на уровне субъектов Российской Федерации, в то время как на федеральном уровне такая должность не только не была учреждена, но даже не предпринималось шагов, которые могли бы к этому привести… законопроект, который действительно мог бы быть внесен на рассмотрение Государственной Думы, хотя бы в первом чтении, так и не был разработан» .
Важно подчеркнуть, что первые классические парламентские уполномоченные по правам ребенка были учреждены в пяти субъектах Российской Федерации: Новгородской областях, Волгоградской, Калужской, Санкт-Петербурге . А также в Екатеринбурге руководителями соответствующих регионов были учреждены уполномоченные по правам ребенка, которые действовали на основании положений, утвержденных главами исполнительной власти.
Так, первые Уполномоченные по правам ребенка начинали свою работу в отсутствие отечественного опыта системной, комплексной деятельности по защите прав, свобод и законных интересов ребенка.
С 2002 г. в Российской Федерации стали создаваться региональные институты уполномоченных по правам ребенка на основании законов субъектов Российской Федерации (Москва, Краснодарский край, Республика Саха-Якутия, Самарская область).
Далее, к началу 2003г. в России было учреждено уже 12 постов Уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации и 3 – в муниципальных образованиях. 29 марта 2005 года между детскими омбудсменами было подписано соглашение о сотрудничестве и создании Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. К июню 2005г. учреждено 18 постов Уполномоченных по правам ребенка, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. К январю 2007 г. в России насчитывалось 19 Уполномоченных на уровне субъектов Федерации и 49 – на муниципальном уровне , к настоящему времени Уполномоченные по правам ребенка действуют в 83 субъектах Российской Федерации.
Причем, все большее количество субъектов и городов Российской Федерации заявляют о готовности учреждения уполномоченных по правам ребенка на своих территориях, заявив тем самым, о своей политической позиции в вопросе защиты прав, свобод и законных интересов детей.
Данный институт дал возможность показать новые перспективы в формировании независимого механизма контроля за реализацией прав детей в России на государственном и региональных уровнях. Накопленный опыт по защите прав и законных интересов детей обусловил дальнейшее развитие института Уполномоченного по правам ребенка в современной России.
Важно отметить, что главная роль института Уполномоченного по правам ребенка состоит в привлечении постоянного внимания к правам, свободам и законным интересам детей самых широких слоев общества, и в первую очередь государственно-властных структур.
Именно поэтому, деятельность Уполномоченного должна способствовать тому, чтобы внимание общества было сфокусировано на проблемах обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка, в какой бы ситуации тот ни находился и к какой бы социальной группе ни принадлежал.
Хотелось бы подметить, что в настоящее время начинается системное развитие института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, и теперь главное — определить дальнейшие пути его функционирования. Функционирование институтов Уполномоченных по правам ребенка и в тех регионах, где он создан, и обеспечить его непременное появление непосредственно в каждом регионе, муниципальном образовании Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, необходимо сделать вывод. Пройден тяжелый путь становления, признания и утверждения новой для Российской Федерации модели защиты прав, свобод и законных интересов детей. Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а так же подконтрольные ему институты уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации продемонстрировали свою полную состоятельность в качестве особой инстанции, осуществляющей контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей и проводящей работу по восстановлению их нарушенных прав.
Библиографический список
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
- Широ С.В. Указ. соч. С. 138.
- Автономов А.С. Правовое обеспечение института детского омбудсмана в современной России // Институт уполномоченного по правам ребенка в России. 2005. 20 с.
- Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: Пособие.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.- 6 с.