УДК 336. 22

ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – КАК ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Угрюмов Евгений Сергеевич
Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет
студент 3 курса магистратуры

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу расслоения современного российского общества. Выделены основные цели и задачи социальной политика государства, и методы их реализации с точки зрения налогообложения доходов граждан. Проведен анализ зарубежного опыта налогообложения.

Ключевые слова: налог, налоговая система, принципы налогообложения, социальная политика, социальная справедливость, уровень жизни населения


THE PRINCIPLE OF JUSTICE TAXATION - AS A BASIS OF SOCIAL POLICY OF THE STATE

Ugryumov Evgenii Sergeevich
Saint-Petersburg State University of Economics
3rd year student of the graduate

Abstract
This article is devoted to the stratification of the modern Russian society. Main goals and tasks of the social policy of the state, and the methods of their implementation from the point of view of taxation of incomes of citizens. The analysis of foreign experience of taxation.

Keywords: principles of taxation, social justice, social policy, tax, tax system, the standard of living of the population


Библиографическая ссылка на статью:
Угрюмов Е.С. Принцип справедливости налогообложения - как основа проведения социальной политики государства // Политика, государство и право. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/01/1179 (дата обращения: 12.09.2024).

Налоговая система, в её обобщенном понимании – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений. [1, с. 25]

Основные принципы налогообложения были сформулированы великим шотландским экономистом А. Смитом ещё в XVIII веке. Сегодня они известны, как классические принципы налогообложения. Выделим, некоторые из них:

1.Принцип справедливости. Является основополагающим, однако трактуется по-разному. Понятие справедливость в наше время, юридически не определено, это сугубо абстрактная величина. Она находится  в зависимости от исторического этапа развития общества, уровня культурного и духовного развития лица. Смит сформулировал принцип справедливости налогообложения, как обязанность всех уплачивать налоги исходя из реальной платежеспособности лица. В наше время существует две точки зрения на справедливость налогообложения:

-в основе налогообложения лежит критерий вертикального и горизонтального равенства, т. е. условия не зависят от уровня дохода, благосостояния и других факторов. При этом предполагается минимизация налоговых ставок, и практически полная отмена льгот.

-выравнивание доходов налогоплательщиков. Предполагает дифференцированную систему ставок, гибкую систему льгот. Иными словами, обеспеченные граждане должны платить больше, чем менее обеспеченные слои населения.

2.Принцип определенности. Содержание принципа в том, что для каждого налогоплательщика должен быть четко определены сумма и срок уплаты налогов.

3.Принцип исчисления и удобства уплаты налога.

4.Принцип экономии. Расходы по взиманию налога должны быть минимальными.

Вообще, необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства.  Правительство страны, в зависимости от экономического уровня развития, состояния мировой экономики, поставленных приоритетных задач в развитии страны регулирует экономический, социальный и инвестиционный климат в стране по средствам инструментов налоговой политики.

Социальная политика  является приоритетным направлением современной экономической политики  РФ. Она заключается в реализации следующих направлений:

1) повышения уровня жизни населения;

2) снижение уровня безработицы и удовлетворение потребностей производства;

3) поддержку реального уровня доходов граждан, контроль за инфляцией;

4) развитие образования, здравоохранения и других социальных отраслей.

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве.

Одной из целей социальной политики является поддержка оптимального соотношения между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. [2, с 251]

Несмотря на положительные тенденции социальной политики России, при реализации её механизмов в нашей стране отсутствует основной принцип построения экономики современных развитых стран – принцип социальной справедливости налогообложения, который заключается в  дифференциации ставок налога  и реализуется через механизмы налоговой системы.

Прогрессивная шкала налогообложения дохода применяется во многих  развитых и развивающихся странах мира. Так примеру, в США ставка налога доходит  до 35%, в Германии – до 45 %, а во Франции, вообще до 75% на сверхдоходы граждан. В России,  как мы знаем, основная ставка налога составляет 13% и применяется плоская шкала налогообложения.

В настоящее время по данным ФНС России расслоение населения по доходам необычайно велико. Количество долларовых миллиардеров в России одно из самых высоких в Европе, при том, что в стране насчитывается около 6 миллионов безработных, а более 18 млн. человек живут на грани бедности. По статистике, опубликованной в журнале Forbes, количество миллиардеров в России растет с каждым годом и насчитывает сейчас более 110, причем в их руках находится около 35 % всего личного богатства граждан. Здесь стоит отметить, что в США и во многих развитых странах так же велико число миллиардеров, но при этом они уплачивают налоги по повышенным ставкам.[3]

Итак, введение прогрессивной подоходного дохода – необходимое явление для современной российской экономики, в целях реализации её социальной политики. Прогрессивная шкала обложения подоходного налога — это не просто вид налогообложения, она подразумевает доверие населения к  государственной власти. Такое общественное согласие достигнуто во многих странах, таких как Швеция, Франция и др. Там ставки НДФЛ очень высокие, но люди платят. Объясняется это тем, что внушительные ставки подоходного налога компенсируются высокой степенью социальной защиты и высоким качеством уровня жизни.

Очевидно, что плоская шкала подоходного налога перестала себя оправдывать, и является одной из причин возникшего социального неравенства в России, а, следовательно, мешает достижению основных целей социальной политики государства.

 


Библиографический список
  1. Александров, И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран [Текст]: учебное пособие / И.М. Александров. – М.: Бератор – Пресс, 2009. – 144 с.
  2. Булатов, А.С. Экономика: [Текст] Учебник / А.С.Булатов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009. – 896 с.
  3. http://www.novopol.ru, интернет-журнал «Новая политика»


Все статьи автора «Угрюмов Евгений Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: