УДК 33

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Нефедкина Светлана Анатольевна1, Балабанова Анна Олеговна1
1Сочинский государственный университет

Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития сельского туризма в России в Краснодарском крае, особенности его популярности и спрос на российский сельский туризм, нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае.

Ключевые слова: Краснодарский край, Нормативно-правовая база, организационно-экономическое обеспечение, сельский туризм


REGULATORY FRAMEWORK OF RURAL TOURISM IN THE KRASNODAR TERRITORY

Nefedkina Svetlana Anatolievna1, Balabanova Anna Olegovna1
1Sochi State University

Abstract
The article discusses the features of rural tourism development in Russia in Krasnodar, especially its popularity and demand for Russian rural tourism, the legal framework of rural tourism in the Krasnodar region.

Библиографическая ссылка на статью:
Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае // Политика, государство и право. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/01/1181 (дата обращения: 14.07.2023).

Традиционно сельское хозяйство и сельскохозяйственная деятельность были синонимом сельской местности и были на первом плане политики, направленной на развитие сельской местности. Тем не менее, в последние несколько лет было замечено, что значение сельского хозяйства в развитии сельских районов находится в упадке. Это имеет особое значение так как регионы России состоят преимущественно из сельской местности. В последние годы все более признается, что одной из величайших проблем, стоящих перед сельской экономикой является реструктуризация отрасли сельского хозяйства и задача состоит в том, чтобы этот вопрос вынести на первый план политики во многих областях. Центральной предпосылкой такой политики является диверсификация и рост несельскохозяйственной сельской экономики в целях предотвращения упадка сельских районов. Таким образом, истощенные сельские хозяйства страны представляют собой важную, но сложную возможность для повышения общего экономического и социального здоровья страны.

Сельские или периферийные районы часто рассматривается как менее благоприятный, чем городские районы  для  регионального развития . Сельские районы, как правило, связаны с более традиционной промышленностью или становятся стандартами для ведения  вторичного бизнеса, которые поддерживают более инновационные развитые районы, часто расположенных в более развитых городских районах. Многие авторы и считают, что сельские районы изменяются силами, исходящими от городских центров. В самом деле, признано, что правительства развитых стран должны признать и лучше понять сельские районы и процесс экономического развития в них, так как данный процесс нужен прежде всего, чтобы для того, чтобы решать проблемы в этих областях. В связи с этим, большой акцент был сделан в последние годы на совместных отношений между сетью партнеров участвующих в этом процессе, чтобы помочь содействие развитию сельских районов. Хорошо было описано в литературе, что включение сельских заинтересованных сетей, с участием различных институтов и между государственными и частными заинтересованными сторонами, имеет решающее значение для успешного и устойчивого развития сельских районов. Тем не менее, он также признал, что существуют значительные пробелы в отношении идентификации и точного характера ролей и функций заинтересованных сторон, и содержание сетевых взаимодействий и отношений, в частности, в сельской среды. Как отмечается: ” то, что мы теперь нужны новые теории, которые адекватно отражают эти новые сети, практики и идентичности “.

Туризм, и ее действующие сети, является одним из таких экономической деятельности, что часто приводится, в связи с сельской экономики, в качестве ключевой стратегии регионального развития. В контексте существует растущий консенсус относительно того, что на самом деле представляет собой деятельность по развитию сельских районов, которые расширилась и теперь включает сохранение природы, специфических для региона продукты и сельский туризм.

Несомненно, в России уже созданы и работают базовые правовые законы – общие нормативно-правовые акты:

-  Конституция РФ – основной закон Российской Федерации;

- Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ и др.;

- Законы РФ: №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», № 78-ФЗ «О землеустройстве», №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения,  №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», № 123-ФЗ от 28.06.2009 года «О внесении изменений в ст. 17.2 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», № 123-ФЗ от 23.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», № 101-ФЗ от 16.07.1998г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельско­хозяйственного назначения», № 184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании» и др;

- Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 года №446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

- Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 года № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».

Формируется и нормативно-правовая база, обеспечивающая развитие сельского туризма в Краснодарском крае – созданы и реализуются специальные нормативно-правовые акты:

- Законы Краснодарского края: «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» от 15.07.2005г. № 888-КЗ, «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» от 07.08.1996г. №41-КЗ, «О туристской деятельности в Краснодарском крае» от 25.10.2005 № 938-КЗ, «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае» от 28.01.2009г. № 1690-КЗ;

- Стратегия социально экономического развития Краснодарского края до 2020 года (принята Законодательным собранием КК от 16.04.2008г.);

- Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса до 2020 года (утверждена приказом департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края 13.04.2012г. № 63);

- Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие органического земледелия, производства экологических продуктов питания и агротуризма в Краснодарском крае на 2013-2016 годы», утвержденная Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 февраля2012 г. N 3110-П и др.

Несмотря на уклон вышеуказанной краевой целевой программы в сторону развития сельского хозяйства региона, важно отметить наличие ряда мероприятий, касающихся непосредственно создания организационных, технических, информационных и финансовых условий по развитию агротуризма в регионе [1]:

- 2 млн. рублей запланировано на субсидирование части затрат, но не более 50% фак­тически понесенных затрат на создание в Краснодарском крае центра развития агроту­ризма в 2013 году;

- 13,5 млн. рублей запланировано на субсидирование части затрат (30%) на обустройст­во и инженерно-техническое обеспечение на территории сельских поселений природ­ных объектов – потенциаль­ных объектов туристского по­каза, организацию туристских маршрутов с учетом сезонно­сти и социальной направлен­ности на весь период реализации программы(2013-2016гг.);

- 2 млн. рублей запланировано на проведение обучения субъек­тов малого предприниматель­ства в сфере органического земледелия и производства экологических продуктов пи­тания и по организации тури­стского бизнеса в сельской ме­стности (агротуризма) в 2013-2016гг.;

- 6 млн. рублей запланировано на создание демонстрационной площадки для обучения субъ­ектов малого предпринима­тельства в сфере развития аг­ротуризма в 2013-2016гг.;

- 3,5 млн. рублей запланировано на проведение рекламных меро­приятий, участие в выставках, ярмарках, конкурсах, инфор­мационное и издательское обеспечение в целях развития органического земледелия, производства и потребления экологических пищевых про­дуктов и агротуризма в Крас­нодарском крае в 2013-2016гг.

Финансирование мероприятий данной целевой программы осуществляется за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников финансирования в общем объеме  130,5 млн. рублей на период 2013-2016гг., в том числе за счет краевого бюджета – 82,5 млн. рублей, внебюджетные источники  - 48 млн. рублей [1].

Не менее важным моментом является и реализация цели по подготовке квалифицированных трудовых кадров в сельской местно­сти для обеспечения потребности сферы сельского туризма.

Все эти предлагаемые к реализации в ближайшем будущем меры позволят сти­мулировать создание в сельских поселениях Краснодарского края объектов сельского туризма и повысить занятость сельского населения. В частности, как уже отмечалось выше, в данном направлении запланировано:

- создание единого центра развития агротуризма в Краснодарском крае;

- привлечение двадцати малых форм хозяйствования к созданию объектов сельского туризма;

- создание пятидесяти потенциальных объектов туристского показа;

- функционирование пятнадцати туристских «зеленых» маршрутов.

В Краснодарском крае создан ряд инструментов  для развития сельского туризма, среди которых отметим следующие:

  • Краснодарская краевая общественная организация «Содействие возрождению села» – разработчик муниципальных целевых программ по развитию агротуризма в Краснодарском крае (создана в 2002 году);
  • Автономная некоммерческая организация «Горные курорты» – «Маршрут – 2014» – туроператор, специализированный на агротуризме (создано в 2009 году);
  • Рекламное агентство «Рекламный Дом «Кубань» (РДК) занимается продвижением объектов сельского туризма в регионе (создано в 1997 году);
  • что касается информационного обеспечения развития сельского туризма в Краснодарском крае, в настоящее время создано и успешно функционирует в данном направлении деятельности государственное бюджетное учреждение «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр (ИКЦ)» в целях информационного обеспечения развития сельского (аграрного) туризма на территории Краснодарского края.

Формирование нормативно-правовой базы важно для устойчивого развития и управления туризма, защиты и сохранения природных и культурных ресурсов, и, облегчение участия частного сектора и местных общин в деятельности в области развития туризма. Она отражает роль и ответственность всех заинтересованных сторон; обеспечивает права международных (местных) туристов, и, обеспечивает права и обязанности участвующих предприятий, входящий – исходящих туроператоров и всех других заинтересованных игроков в области туризма .

В формировании нормативно-правовой базы важно:

а) Определение роли законодательства в развитии туризма.

б) Достижение консенсуса для законодательства туризма через:

• соответствие национальной политике в области развития;

• соответствие национальной политики туризма;

• обзора существующих правовых положений, регулирующих развитие туризма;

• анализа существующей классификации руководящих принципов, которые влияют на качество существующих туристических объектов и услуг и выявления пробелов и ограничений;

• определения основных правовые вопросов ;

• определения групп заинтересованных сторон;

• определения спектра доступных юридических инструментов;

• рассмотрения вопросов соблюдения;

• устойчивости в области обеспечения качества и содействия профессионализма, и способствие развитию бизнеса.

в) Определение роли и обязанности различных государственных учреждений , на центральном и местном уровне, в развитии туризма .

г) организация серии семинаров на региональном уровне со всеми заинтересованными сторонами для выявления существующих пробелов и ограничений в законодательстве , связанные с планирования туризма , развития, управления и продвижения.

Вышеизложенное, показывает на сколько важно нормативно-правовая база сельского туризма для устойчивого развития, управления и регулирования туристической отрасли, определяющей права и обязанности правительства с точки зрения защиты природных и культурных ресурсов и развитие туризма и управления; права и обязанности промышленности поставщики, а также права и обязанности потребителей.


Библиографический список
  1. Балабанова А.О., Основные особенности агротуризма в германии, European researcher = Европейский исследователь. 2011. № 1. С. 57-59.
  2. Балабанова А.О. К вопросу о разработке общеобразовательных программ для развития сельского туризма. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2 (24). С.116-126.
  3. Балабанова А.О. Роль сельского туризма в развитии региона. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 (23). С. 2.
  4. Балабанова А.О. Важность сельского туризма в формировании новых форм хозяйственных отношений в регионе. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4 (27).
  5. Балабанова А.О. Факторы развития сельского туризма: «Идентичность» и «аутентичность». Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4 (27).
  6. Балабанова А.О., Украинцева И.И., Кощеев С.В., Управленческий опыт подготовки персонала для Олимпийских Игр, European researcher = Европейский исследователь. 2013. Т. 63. № 12
  7. Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27).
  8. Балабанова А.О. О подготовке кадров для сферы сельского туризма // Сельское, лесное и водное хозяйство. – Декабрь 2013. – № 12
  9. Блинов А.О., Нефедкина С.А. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ. Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 4. С. 23-30.
  10. Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие органи-ческого земледелия, производства экологических продуктов питания и аг-ротуризма в Краснодарском крае на 2013-2016 годы», утвержденная По-становлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 февраля 2012 г. N 3110-П./www.kaicc.ru.
  11. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: прогнозирование реги-онального развития: монография. М.: РИБ «Турист», 2007. 184с.
  12. Нефедкина С.А. ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ БИЗНЕСЕ. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 5. С. 90-94.
  13. Нефедкина С.А., Коваль Л.С. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 3. С. 148-151.
  14. Нефедкина С.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ С ЦЕЛЬЮ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 1. С. 214-216.
  15. Михайлова А.С., Нефедкина С.А. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 1. С. 269-270.
  16. Нефедкина С.А., Коваль Л.С. ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РФ. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 3. С. 278-279.
  17. Нефедкина С.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА СОЧИ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К ЗИМНИМ ОЛИМПИЙСКИМ И ПАРАЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ-2014. Известия Сочинского государственного университета. 2012. Т. 22. № 4. С. 104-112.
  18. Шарнополоский Б.П., Нефедкина С.А.  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 3. С. 200.
  19. Растегаева, Т.Е. Конгресс бюро как способ оптимизации доходов от конгресс-туризма в городе-курорте Сочи / Т.Е. Растегаева [Текст] // Европейский исследователь. Международный мультидисциплинарный журнал…– Сочи, 2011 г. – № 1 (3).
  20. Растегаева, Т.Е. Генезис делового туризма в мире [Текст] / Т.Е..Растегаева // Европейский исследователь. Международный мультидисциплинарный журнал. – Сочи, 2012 г. – № 5–2 (21).
  21. French agency for tourism development (AFIT). ».[Электронный ресурс].-режим доступа http://www.afit-tourisme.fr
  22. http://www.agritourism.ru
  23. http://www.novsel.ru
  24. http://www.rostourunion.ru/…/sel_skiyi/


Все статьи автора «Балабанова Анна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: