УДК 13

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
В данной статье рассматривается культурный туризм как важная составляющая региональной культурной политики и развития общества в целом. Рассмотрены некоторые международные культурные проекты и организации их реализующие. Дана характеристика основным типам культурного туризма и обозначены их потенциал и значение для развития регионов и межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: историко-культурные ресурсы, культурная политика регионов, культурно-познавательный туризм, культурные контакты региона, международный организации, межкультурное взаимодействие, межкультурный проекты


CULTURAL TOURISM AS ONE OF THE DIRECTIONS OF THE REGIONAL CULTURAL POLICY AND ITS ROLE IN THE SOCIETY DEVELOPMENT

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
This article discusses cultural tourism as an important component of the regional cultural policy and development of society as a whole. Some international cultural projects and organizations realizing it are considered. The main types of cultural tourism are characterized and their potential importance for the development of regions and intercultural interaction are identified.

Keywords: cultural tourism, historical and cultural resources, intercultural communication., intercultural projects, international organizations, regional cultural contacts, regional cultural policy


Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1480 (дата обращения: 10.09.2024).

В настоящее время в мировом сообществе ясно прослеживаются процессы глобализации и интернационализации, с одной стороны, и       роста конкуренции и насыщения рынка однотипными продуктами, с другой. При этом многие исследователи склоняются к мнению, что в плане культуры «глобализация — это тупиковый путь развития человечества» или, по крайней мере, что глобализация, понимаемая как исчезновение национальных государств и унификация культуры, «еще очень и очень далеко»[1].

 Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни. Так, например, на первый план выходит обеспечение соответствия качества политики в целом актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [2]. В культурной же политике регионов, помимо данных основополагающих изменений,   наблюдается рост туристского предложения в целом и развития культурного туризма в частности.

В связи с этим актуализируется проблема создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке, решение которой возможно посредством привлечения внимания к национальному историко-культурному наследию местности. Данная статья представляет собой попытку выявить наиболее существенные факторы развития культурного туризма и, как следствие, формирования положительной репутации региона на туристском рынке.

Культурный туризм имеет большое значение для эффективной реализации задач культурной политики, так как призван служить утверждению идеалов терпимости в обществе, уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур мира в целом. Это, безусловно, соответствует целям культурной политики в широком понимании, поскольку взаимодействия  государственной власти, негосударственных структур, таких как политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения, а также личностей или социальных групп направлены, прежде всего, на культурное развитие общества.

Культурные контакты подобного рода осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО (UNESCO) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO). Среди них также крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно – исторических маршрутов, как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие и Россия.

 Другой ведущей организацией в области культурного туризма является ИКОМОС (IСОМОS). Согласно документам этого международного совета,  культурный туризм представляет собой «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» [3]. Поэтому основной целью деятельности совета служит поддержка идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест.

Деятельность международных организаций, в частности ЮНЕСКО, ЮНВТО и ИКОМОС, по охране и сохранению культурно-исторических мест фактически базируется на принципах Глобального этического кодекса туризма и Хартии туризма. Согласно данным документам, культурный туризм предполагает знакомство с обычаями местного населения, его традиционной и религиозной деятельностью, священными местами и святынями; художественными, археологическим и культурными ценностями – со всеми сторонами культуры, являющимися частью наследия человечества.

Развитие культурного туризма, по сути, невозможно без культурного наследия, поскольку предполагает использование историко-культурного потенциала стран. Историко-культурные ресурсы включают социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Одним из наиболее важных условий массового развития культурного туризма является определенная концентрация объектов культурного наследия. Другим важным фактором служит привлечение внимания к культурному наследию посредством его разумной и творческой организации. К основным методам оценивания культурных комплексов для туристских целей можно отнести расчет времени, которое необходимо затратить для осмотра тех или иных достопримечательностей, выявление наиболее важных для мировой культуры объектов культурного наследия среди имеющихся на определенной территории и проведение сравнительного анализа различных территорий по степени их перспективности и по величине их потенциала в целом  [4].

Следует также отметить, что представление о ценности культурных комплексов может отличаться у специалистов, занимающихся вопросами сохранения, оценивания  и актуализации культурного наследия и у туристов, знакомящихся с ним. Поскольку для туристов важную роль играет, во-первых,  доступность объектов культурного наследия, например, наличие удобных экскурсионных маршрутов  удобства экскурсионных маршрутов, а во-вторых, уровень общей культуры и образованности туристов и, безусловно, множество других факторов. Именно поэтому основной целью культурной политики в данной области является не только создание благоприятного имиджа региона как такового, но и формирование стабильного положительного и бережного отношения к конкретным объектам культурного наследия на длительное время [5].

Итак, основной целью культурного туризма служит знакомство с архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей  – культурой и историей страны. Понятия «культурный туризм», «познавательный туризм» в международном туризме объединены этой целью и относятся, скорее, к традиционным. ЮНЕСКО, например, рассматривает культурный туризм как отдельный вид, учитывающий культуры других народов [6].

Деятельность международных организаций, в частности ЮНЕСКО, ЮНВТО и ИКОМОС, по охране и сохранению культурно-исторических мест фактически базируется на принципах Глобального этического кодекса туризма. Данный кодекс имеет большое значение для историко-культурного потенциала страны, поскольку рассматривает туризм как фактор индивидуального и коллективного совершенствования (статья 2), фактор устойчивого развития (статья 3), деятельность, выгодную для принимающих стран и сообществ (статья 5).

Глобальный этический кодекс туризма, состоящий из десяти статьей,   провозглашает право на туризм и на свободу туристских путешествий, в частности: рассматривает обязанности участников туристского процесса (статья 6); права работников и предпринимателей туристкой индустрии (статья  9); право на туризм как «возможность напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты» (статья 7).

Согласно Глобальному этическому кодексу, туризм не только использует культурное наследие, но и вносит существенный вклад в его обогащение. Так в статье 4 подчеркивается бережное отношение к объектам культурного наследия «в целях его защиты и сохранения для будущих поколений». Следовательно, культурный туризм в целом способствует сохранению и процветанию традиционных ремесел, культуры и фольклора и противодействует их стандартизации.

Другим нормативно-правовым актом, затаривающим вопросы взаимосвязи культурного наследия и туризма, является одобренная резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года Хартия туризма. Согласно статье VI Хартии, культурный туризм предполагает знакомство с обычаями местного населения, его традиционной и религиозной деятельностью, священными местами и святынями; художественными, археологическим и культурными ценностями – со всеми сторонами культуры, являющимися частью наследия человечества.

При формировании положительного и стабильного имиджа культурно-исторических комплексов большое значение имеет и использование специфики различных видов культурного туризма. Так, в зависимости от специфики  и уникальности объектов культурного наследия, можно выделить следующие такие типы культурно-познавательного туризма, как культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-религиозный,  культурно-археологический, культурно-этнический, культурно-этнографический, культурно-экологический и другие [7].

Итак, совмещение отдыха с познанием жизни других народов несет в себе большой гуманитарный потенциал, который включает в себя моральные, духовные, интеллектуальные и художественные аспекты жизни человека [8]. Увеличение числа культурных контактов региона, с одной стороны, способствует распространению информации об историко-культурном потенциале и привлечению потенциальных туристов, а с другой стороны, предполагает рост самосознания народа, повышению интереса к культуре в целом.

Таким образом, представленный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что потенциал историко-культурного туризма имеет определяющее значение для успешного осуществления культурной политики в целом, поскольку использование специфики различных видов культурного туризма, в частности, этнографического, культурно-этнического, культурно-религиозного, культурно-антропологического, культурно-экологического, способствует   реализации межрегиональных проектов и широкому межкультурному взаимодействию.


Библиографический список
  1. Идиатуллин А.В. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28253 (дата обращения: 23.02.2014).
  2. Новгородова Е.Е. Основные подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность» // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5393 (дата обращения: 19.02.2014).
  3. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.
  4. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. – Москва: Советский спорт, 2004 – 128с.
  5. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – Москва: Финансы и статистика, 2004 – 400с.
  6. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск: Новое знание, 2004 – 409с.
  7. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007 – 512с.
  8. Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002 – 320с.


Все статьи автора «Demina S.A.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: