За последние пару лет Россия добилась огромного успеха на международной спортивной арене. Универсиада-2013, Олимпиада-2014, Гран-при «Формулы-1» этого и последующих пяти лет и, наконец, очередное событие – Чемпионат мира по футболу-2018. Мероприятия такого масштаба обходятся государственной казне недешево и неизбежно порождают недовольство в обществе. На Западе подобные проблемы давно решаются в формате концессионного соглашения.
Концессионное соглашение – договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. [1]
Существовавшая ранее в России практика реализации концессионных проектов путем формирования «портфеля» гражданско-правовых договоров свидетельствует о том, что такое соглашение по сути заменяет собой несколько сделок (строительного подряда, аренды и доверительного управления), которые осуществляются поэтапно. Преимущества концессионного соглашения как самостоятельной договорной конструкции, которая при объединении черт, свойственных нескольким договорам, приобретает новое качество, очевидны. Для органов власти достоинства концессионного соглашения состоят в росте налогооблагаемой базы, повышении уровня занятости и доходов населения, уменьшении загрязнения окружающей среды и как следствие – стабилизации территориальной экономики. Для частного инвестора актуально увеличение функционирующего капитала, сокращение бездействующих активов, повышение конкурентоспособности продукции и как результат – рост доходов.[2] В конечном счете решение задач бизнеса способствует решению задач, которые ставит перед собой государство.
Несмотря на все известные достоинства концессионных соглашений, отечественный рынок демонстрирует отсутствие полноценного опыта реализации таких проектов. Центр развития государственно-частного партнерства выяснил, что по состоянию на декабрь 2013 года в России на разной стадии реализации находилось всего 79 концессионных проектов, в которых участвует около 1500 имущественных объектов. В том числе такие проекты федерального уровня, как: «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург», «Строительство нового выхода на кольцевую автодорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь-Москва», «Строительство порта Тамань»[3] и другие.
Развитие партнерства в форме концессионных соглашений в России сдерживается различными факторами. Однако основным препятствием являются пробелы и ограничения действующего концессионного законодательства, устанавливающие такие рамки, в которые не удается вписать более 80% инициируемых проектов. Понимает это и законодатель, а потому российский институт концессионных соглашений постоянно совершенствуется. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» за 8 лет своего существования подвергался редакции 12 раз. Не стал исключением и этот год. Планируемое внесение «поправок-2014» важный, но не последний этап. Решение основных задач концессионного сектора отечественной экономики возможно лишь при системном подходе к проблеме. Поэтому, во-первых, реформирование концессионного законодательства должно идти по пути интегрирования с другими отраслями, детального регулирования концессионных отношений на всех этапах их реализации (от подготовки проекта до передачи объекта соглашения концеденту), а также с улучшением качества законодательной техники. Во-вторых, помимо правового, необходимо создать правильное методическое, институциональное, экономическое и организационное «обрамление» концессионных соглашений, а именно: разработать единую концепцию и долгосрочную стратегию развития концессионного партнерства; создать специализированные органы и организации, обладающие компетенциями и полномочиями на проработку и сопровождение концессионных проектов (службу или агентство по концессиям); предложить потенциальным инвесторам
экономические стимулы (специальные режимы налогообложения и кредитования) и сделать акцент на подготовке кадров как со стороны государственных
чиновников, так и представителей бизнеса. Только тогда крупные долгосрочные инвесторы - компании и из России, и со всего мира, проявят высокую заинтересованность в отечественных концессионных проектах.
Библиографический список
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]// Российская газета. – Режим доступа (свободный): http://www.rg.ru/2005/07/26/koncessii-dok.html.
- Пьянкова К.В., Косвинцев Н.Н. Государственно-частное партнерство: преимущества и недостатки для государства и бизнеса [Электронный ресурс]// Вестник Пермского университета, № 4/2010. – – Режим доступа (свободный): http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-preimuschestva-i-nedostatki-dlya-gosudarstva-i-biznesa.
- Березина Е. Большая часть концессий находится на подготовительной стадии [Электронный ресурс]// Российская газета, 04.03.2014. – Режим доступа (свободный): http://www.rg.ru/2014/03/04/stroika.html.